double arrow

Мировой опыт применения досмотровой рентгеновской техники

Таможенная служба Германии в целях обеспечения бесперебойного перемещения пассажиров и товаров выполняет свои функции преимущественно внутри страны, опираясь на современные технологии и методы, а также на разветвленную по стране сеть таможенных органов. К таким функциям необходимо отнести: обеспечение экономической безопасности, борьба с контрабандой. Для этого таможенная служба продолжает дальнейшее обустройство таможенных пропускных пунктов на границе, также устанавливаются рентгеновские установки для досмотра крупнотоннажных контейнеров.

Усиление международного сотрудничества отдельных таможен, оперативно-розыскной службы и полиции, а также использование электронно-вычислительных средств привели к значительным успехам в этой борьбе. Электронная обработка документов поддерживается 7 вычислительными центрами и централизованными подразделениями (центр по таможенным квотам, центр по таможенно-тарифным вопросам, центр по платежам, отдел по компьютеризации при Управлении таможенной полиции). Для подготовки кадров создана многоуровневая система подготовки и повышения квалификации кадров (учебные центры, базы подготовки и технического обучения, таможен­ные и таможенно-кинологические училища).

В Японии таможенный контроль осуществляется при помощи компьютерных систем. Особенностью организации таможенного контроля в Японии является создание таможенных зон "Hozei". Японская таможня сотрудничает в процессе осуще­ствления таможенного оформления и таможенного контроля с широким кругом коммерческих организаций (таможенные брокеры, транспортные компании и т.д.). Для этого заключено 29 соглашений о передаче информации. Информация, полученная в процессе взаимодействия с названными организациями, используется для выявления контрабанды и других нарушений.

В последние годы таможенная служба Японии при поддержке правительства страны основной упор делает на сокращение времени проведения таможенных процедур за счет использования теории рисков и снижения времени на вспомогательные процессы (подготовка к таможенному оформлению, складирование и т.д.). Таможенная служба Японии сосредоточила основные усилия на оптимизации организационно-управленческой деятельности, улучшении материально-технической базы и дальнейшей компьютеризации.

Таможенная служба США осуществляет свое развитие на применении индустриальных систем контроллинга и мониторинга. Для ускорения процесса таможенного контроля в основном декларации представляются в электронном виде (95% от общего числа таможенных деклараций). Модернизация средств таможенного контроля в США направлена на внедрение электронных информационных систем быстрого обнаружения опасных грузов, транспортных средств и граждан. Совершенствуются методы и технологии таможенного досмотра, вводятся в строй ста­ционарные и передвижные системы обнаружения, обеспечивающие полное сканирование контейнеров и товаров.

В борьбе с контрабандой и терроризмом используются предназначенные для просвечивания металлических грузовых контейнеров с помощью гамма-лучей машины VAC1S (Vehicle and Cargo Inspection System, т.е. система инспектирования транспортных средств и товаров). С помощью манипулятора машины VACIS у инспектора появилась возможность определить, что находится в контролируемом контейнере, а фокусировочное устройство позволяет рассмотреть предметы размером до 1 сантиметра. Проведение проверки осуществляется двумя инспекторами. Первый из них про­водит документальный контроль декларации, второй изучает реальное содержание контейнера с помощью машины VACIS, глядя на экран. Проверка содержимого контейне­ра по обычной схеме длится одиннадцать часов, а с использованием машины VACIS выполняется за несколько секунд.

Автоматизированная система таможенной службы США способна не только самостоятельно подготавливать и даже принимать решение, но и анализировать любые по сложности ситуации, делать прогнозы и предоставлять информацию иным государственным органам. В 2001 году Таможенная служба США начала модернизацию существующих информационных технологий путем создания единой компьютерной системы для получения достоверной информации о товарах, транспорте, людях, пересекающих таможенную гра­ницу США, сотрудниками в максимально короткое время и в любом месте с целью повы­шения эффективности деятельности таможенных органов, заинтересованных государст­венных органов, представителей бизнеса и туризма.

В некоторых странах уровень электронного обмена данными превышает уровень США. Например, в Австралии система обмена данными охватывает транспортные компании и банки, в результате чего 98% операций таможенного оформления и контроля осуществля­ется в безбумажной форме. В Южной Корее 100% экспорта оформляется в электронном виде, а подтверждение вы­данных документов, необходимых при импорте, происходит по межведомственной сети, объединившей 50 государственных органов. В результате этого общее время, необходимое для проведения таможенного оформления и контроля, не превышает 3 ч.

Также необходимо отметить влияние Всемирной таможенной организации (WCO) на осуществление таможенного контроля и таможенного оформления в иностранных государствах. Всемирная таможенная организация занимается гармонизацией таможенного права, унификацией и упрощением таможенных формальностей, способствует развитию международной торговли, борьбе с контрабандой и др.

В последнее время при поддержке WCO и ряда международных экономических организаций в отдельных странах проведены изменения действующих систем таможенного контроля. Внедрены: система электронного обмена данными "EDIFACT" в Норвегии; система "клиент/сервер" в Финляндии; сервер "INGRID" (справочные дан­ные по управлению внутренними таможенными ресурсами) во Франции; метод гибридной оценки и сравнения в Великобритании; система случайной выборки информации (менеджмент риска) в Мексике; программа "Партнерство" в США и др. Реформированы таможенные службы Уганды, Марокко, Филиппин, Новой Зеландии, Перу и др.[7].

Таким образом, необходимо отметить, что ведущие страны-лидеры в деятельности своих таможенных служб придерживаются курса на внедрение электронных технологий, повышение автоматизированности уже действующей техники, а также постепенную ее модернизацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: