Крупные города, как центры модернизации и инновационного развития

В России необходимость перехода к инновационному развитию усиливается целым рядом факторов. Один из них — преобладание городского населения (более 70%), которое диктует необходимость сохранения существующего жилищного фонда, расположенное в основном в крупных городах. Это предъявляет определенные требования к отраслевой структуре экономики, занятости, уровню доходов и образу жизни населения. В том же направлении действуют такие фундаментальные характеристики России, как продолжительная зима (диктующая необходимость работы в закрытом помещении) и огромные расстояния, препятствующие перевозке сырья и громоздких промежуточных продуктов. Э три мощных фактора — урбанизация, климат и большие расстояния — требуют специализации России на обрабатывающей промышленности и высоких технологиях. Обеспечить такую специализацию могут только крупные города. Главным условием для их инновационного развития является целенаправленное формирование и эффективное функционирование инновационной системы крупного города (ИСКГ) - целостной совокупности взаимодействующих социальных институтов и организаций, осуществляющих превращение научных знаний в новую конкурентоспособную продукцию и услуги. Ее основная задача — обеспечение условий для устойчивого экономического, социального и экологического развития крупного города на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. Для решения этой задачи в каждом крупном городе разрабатывается и утверждается муниципальная инновационная политика (в Москве – Постановление Правительства от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП – Концепция инновационной политики).

На основании производительно-потребительного критерия можно выделить три типа крупного города: город-генератор инноваций; город-транслятор (преобразователь) инноваций; город-адсорбент инноваций. Первый тип предполагает наращивание инновационного потенциала и разработки новшеств - город способен выступать в роли производителя, потребителя и экспортера элементов нового технологического уклада. Второй тип закрепляет за городом роли восприятия, адаптации инноваций к формам, доступным для массового потребления, апробации. Третий тип характеризуется ориентированностью на широкое использование адаптированных инноваций и превращение их в элемент образа жизни населения. В соответствии с типом города должна формироваться стратегия его устойчивого инновационного развития. Так, в городах-генераторах инноваций она должна строиться, в основном на создании благоприятных правовых, финансово-экономических и организационных условий для активизации инновационных процессов и укреплении взаимосвязей между имеющимися и вновь создаваемыми элементами инновационной системы: наукой, производством, сферой образования, природной средой. Для городов – доноров инноваций главный акцент стратегии должен быть сделан на стимулировании процессов модернизации и диверсификации производства, а также расширение и укреплении научных и деловых связей этих городов с городами-генераторами инноваций.

К факторам, определяющим необходимость внедрения инновационных идей в управление городским хозяйством и формирование системы управления ими, можно отнести: необходимость сбережения ресурсов в определенных сферах городского хозяйства (энергосбережение, водосбережение, транспорт); необходимость внедрения информационных технологий в сферы связи, образования, здравоохранения; формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных средств и развития конкурентоспособности города, создания рабочих мест и производств; проблемы в обеспечении эффективности функционирования системы ЖКХ; необходимость переноса промышленных предприятий за городскую черту.

Разработка стратегии и формирование инновационной инфраструктуры должно происходить на основе оценки совокупного потенциала городского хозяйства, который включает научно-технический и производственно-технологический потенциал, финансовый потенциал, кадровый потенциал. Эффективная реализация совокупного потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Для полной реализации инновационного потенциала необходимо создание обеспечивающей инфраструктуры, в которую должны входить: инфраструктура должна включать предприятия следующих групп:

- городские органы координации инновационной деятельности;

- научно-технические предприятия, которые генерируют новые идеи и создают инновации;

- инновационные предприятия, специализирующиеся на продвижении инноваций в реальную экономику;

- предприятия, непосредственно осваивающие инновации;

- обслуживающие предприятия, которые оказывают участникам инновационной деятельности финансовые, экспертно-консалтинговые, правовые, патентные, информационные, рекламные, проектно-конструкторские, производственные, образовательные и другие услуги.

Москва как центр инновационного развития лидирует почти по всем показателям, имеющим значение с точки зрения инновационно - технологического развития. Прежде всего, высокий уровень экономического развития - по показателю (ВРП) Москва является самым богатым регионом РФ. Также Москва является «патентным центром» России - город занимает уверенное 1-е место по числу поданных патентных заявок и выданных патентов на интеллектуальную собственность. Здесь высокая концентрация научного и исследовательского потенциала. Здесь наибольшее число национальных исследовательских университетов (НИУ) – 11 из 29. Москва является безусловным лидером по числу исследователей. При этом столица также занимает первое место среди других регионов по численности исследователей с учеными степенями. Москва является крупнейшим в России центром высшего образования. Здесь действуют более 200 высших учебных заведений. В Москве находятся ведущие университеты страны. На территории города Москвы действуют около десяти бизнес-инкубаторов, технопарков и технико-внедренческих зон (технопарк Digital October, бизнес-инкубатор Высшей школы экономики, бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград»). Важным конкурентным преимуществом города Москвы также является сосредоточение в городе институтов инновационного развития, таких как «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационный центр «Сколково» и другие.

Проблемы инновационной инфраструктуры:

1. Высокая стоимость рабочей силы.

3. Высокие административные барьеры.

4. Недостаточно четкая городская политика в отношении инновационно- технологической и промышленной деятельности в Москве, а также отсутствие на протяжении длительного времени эффективной промышленной политики в городе.

5. Отсутствие эффективной системы участия вузов в выработке и реализации городской политики в сфере науки и технологий.

В целях инновационного развития в 2012 в Москве был создан Центр Инновационного развития (ЦИР) Москвы в рамках подпрограммы «Москва – инновационная столица России». Основной уполномоченный орган, ответственный за реализацию инновационной политики - Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: