Служба редакционного менеджмента

С процессом менеджмента в определенной степени соприкаса­ется каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Не только главному редактору, но и руководителю


Глава 16. Особенности редакционного менеджмента

любого подразделения редакции — творческого или технического, не говоря уж о коммерческом, приходится прини­мать решения, в той или иной степени влияющие на достижение целей, стоящих перед изданием, на его положение на информа­ционном рынке. Но прежде всего отвечает за решение экономи­ческих проблем, связанных с деятельностью редакции, специа­лист — менеджер, наемный управляющий ее экономикой.

В небольших редакциях и компаниях он нередко решает боль­шинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. В этом случае он вынужден быть универсалом и показывать свои знания и умения на разных направлениях своей деятельности. Но в круп­ном коллективе приходится создавать службу экономического ме­неджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руковод­ством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редкол­легии на правах заместителя главного редактора. В редакции, заре­гистрированной как акционерное общество, решением важней­ших экономических вопросов занимается президент или предсе­датель совета директоров общества. Иногда же главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерально­го менеджера. Правда, опыт показал, что в подобной ситуации это чаще всего происходит в ущерб творческой деятельности кол­лектива.

Работу службы менеджмента организуют на основе функцио­нального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специа­лизации. Генеральный менеджер осуществляет общее руководство службой, планирует и контролирует деятельность ее подразделе­ний. Важную роль играет финансовый менеджер, отвечающий за разработку и реализацию финансовой политики редакции. Все чаще в состав службы менеджмента вводят менеджера по распростра­нению: реализация издания является одним из главных направле­ний экономической деятельности редакции. Так как выручка от публикации рекламы стала для большинства редакций и компа­ний важнейшим источником доходов, разработкой рекламной политики и ее реализацией руководит менеджер по рекламе. Мы уже знаем, что успех финансовой, рекламной и тиражной поли­тики редакции, компании, издательского дома во многом зависит

11-1349


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

от результатов маркетинговых исследований различных сег­ментов информационного рынка. За их проведение и эффектив­ность отвечает менеджер по маркетингу (маркетолог). Иногда в крупных компаниях возникает необходимость учреждения долж­ности менеджера по персоналу, помогающего руководителям кол­лектива проводить кадровую политику.

Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответству­ющую структуру или даже несколько подразделений. Так, менед­жер по распространению руководит работой отдела распростране­ния и редакционной экспедиции. Менеджер по рекламе отвечает за деятельность отдела рекламы.

В редакциях многих зарубежных изданий и компаниях менед­жер — один из руководителей коллектива, наряду с главным ре­дактором. Его роль столь велика, что владелец издания часто боль­ше считается с мнением менеджера, чем редактора. В редакциях российских изданий менеджер — коммерческий или исполнитель­ный директор согласовывает свои решения с главным редактором или редколлегией. Успешно выполнять свои обязанности он мо­жет, лишь обладая знаниями, умениями и способностями, кото­рые отвечают требованиям, предъявляемым ныне современному редакционному менеджеру.

Требования к менеджеру. Они разделяются на две группы: об­щие и специальные.

К общим требованиям относится способность к анализу. Под этим понимают умение быстро представить себе ситуацию, в ко­торой находится редакция или компания, оценить ее и поставить точный диагноз, т.е. безошибочно определить значение новых воз­можностей, открывшихся с изменением обстановки, или причи­ны ошибок и просчетов, приведших к потерям и убыткам.

Еще более важное значение имеет для менеджера его способ­ность принимать решения. После того как им дана оценка возник­шей ситуации, проведен ее анализ и поставлен диагноз, он дол­жен определить средства и методы устранения недостатков или использования новых возможностей, т.е. принять решение — быс­тро предложить конкретные организационные мероприятия и твор­ческие акции, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Однако принять оптимальное решение менеджер в состоянии, лишь обладая разносторонней и масштабной информацией. Это обусловливает требование его концептуальности. Под ней понима­ют достаточно полное представление о редакции или компании,


Глава 16. Особенности редакционного менеджмента

ее реальных возможностях, планах и перспективах, а также о кон­цепции издания.

Некоторые из общих требований к менеджеру касаются его характера и психологии. Одно из них — оперативность его действий. Среди особенностей журналистского труда, не зависящих от воли учредителей и руководителей изданий, она играет весьма важную роль. Журналист всегда ограничен временем, находящимся в его распоряжении. Но это ограничение относится и к редакционному менеджеру. У него почти никогда нет большого времени для обду­мывания своих решений — этого не допускают быстрые измене­ния ситуации, складывающейся в редакции и ее издании. Задерж­ка с решением может привести к сбою в работе коллектива.

Менеджер — один из лидеров коллектива. Лидерство — непре­менное качество его характера. Признание сотрудниками редак­ции менеджера одним из своих лидеров основывается в первую очередь на признании его опыта, умений и способностей. Автори­тет менеджера — это авторитет самого знающего человека в той области, которой он занимается, от деятельности которого во многом зависят успех издания и судьба редакции. Его лидерство проявляется на самых разных направлениях — и в поисках опти­мального решения проблемы, и в умении организационно обес­печить его реализацию. Менеджер — творческий работник, свое­образный генератор идей, которыми он делится с другими со­трудниками редакции.

Лидерство менеджера в определенной степени зависит и от его требовательности. Он должен уметь потребовать от другого сотруд­ника редакции выполнения принятого им решения, разумеется, предварительно объяснив ему смысл, цель и значение этого реше­ния. Сумеет ли он это сделать, зависит от его контактности и ком­муникабельности.

Редакционный менеджер — не только управленец, организа­тор. Уже в силу этого он вынужден выступать и как психолог. Ему приходится общаться с самыми разными людьми — представите­лями и руководителями других организаций и фирм, чиновника­ми государственных органов. И к каждому нужно найти свой под­ход, с каждым установить и затем поддерживать контакты, каждо­го необходимо убедить в своей правоте. Без контактности — умения вызвать у человека доверие и желание поддерживать деловые или неформальные отношения — менеджеру трудно. Фактически он всегда работает и как специалист в области паблик рилейшнз —


и*



Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

общественных связей, устанавливая и расширяя контакты редак­ции или компании с другими организациями.

Воспитание экономического мышления у работников редак­ции — длительный процесс. Тем, кто инициирует и организует его, предоставляется возможность использования самых разных форм воздействия на человека — от административных, иногда резких и болезненных, до психологических — менее заметных, но подчас более эффективных. Встречаясь с работниками редакции, менеджер побуждает их принять решение, способствующее ук­реплению экономики издания, подумать, выгодна или невыгод­на для газеты или программы та или иная публикация, или убеж­дает отказаться от проекта, требующего чрезмерных расходов. Он может столкнуться с несогласием или открытым сопротивлением. Но использование в этом случае грубого давления на несогласно­го, прямого запрета менеджеру противопоказано. Он влияет на человека аргументацией, убеждением. Если это не помогает, при­ходится обращаться к главному редактору или другому руководи­телю коллектива, объяснять ему причины отмены решения жур­налиста. Преодолеть вето менеджера может только руководитель коллектива.

Кроме общих требований редакционному менеджеру предъяв­ляют и специальные. Некоторые из них непосредственно связаны с особенностями газеты или другого периодического издания и редакции как специфического трудового коллектива. Менеджер должен иметь достаточно полное представление о журналистике и ее роли в обществе. Так же как о газете, журнале или аудиовизу­альных изданиях — их особенностях и качествах, процессе их под­готовки и выпуска, об используемой при этом технике и т.д. Ему приходится разбираться в структуре редакции, обязанностях ее работников, трезво оценивать возможности всего коллектива и его подразделений. И не случайно лучшими редакционными ме­неджерами часто становятся журналисты, имеющие опыт твор­ческой и организационной работы. Им легче войти в обязаннос­ти, связанные с менеджментом.

Другие требования к менеджеру связаны с проблемами ры­ночной экономики. Без экономических знаний, в частности зна­ния экономических основ журналистики, ему не добиться успеха. Он должен иметь представление о финансовой базе издания. И ко­нечно, быть в курсе изменений, происходящих в разных секторах информационного рынка.


Глава 16. Особенности редакционного менеджмента

В большой телерадиокомпании или информационном агентстве с их специфичной структурой задачи менеджера усложняются. Но увеличивается число его помощников, укрупняется служба ме­неджмента, становясь одним из важнейших звеньев коллектива.

Резюме

Управление редакционным коллективом и организация его работы исходят из экономических принципов редакционной дея­тельности: прибыльности издания, его конкурентоспособности и экономической достаточности (разумной экономии). Реализация этих принципов происходит в процессе редакционного менедж­мента — специфической деятельности, связанной с экономичес­ким управлением редакцией или компанией.

Цели редакционного менеджмента — обеспечение существо­вания периодического издания путем укрепления его экономи­ческой, финансовой базы и воспитание экономического мышле­ния у всех работников трудового коллектива.

Важнейшее значение имеют два вида менеджмента: производ­ственный, творческий и собственно экономический — финансо­вый. Ими занимаются специалисты — менеджеры. Творческим ме­неджментом руководит главный редактор, за экономический ме­неджмент отвечает генеральный менеджер. В крупном коллективе создают службу менеджмента, работу которой организуют на ос­нове функционального разделения труда. В эту службу входят гене­ральный и финансовый менеджеры, а также менеджеры по мар­кетингу (маркетолог), по рекламе, распространению и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое редакционный менеджмент? Каковы его цели и задачи?

2. Кто занимается менеджментом в редакции и компании?

3. Какие требования предъявляют редакционному менеджеру?

4. Какие виды редакционного менеджмента вы знаете?

5. Как организована работа службы менеджмента в редакции и компа­нии?

6. Какова специализация работников редакционного менеджмента?


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: