Государство и право Франции в период 1800-1815 гг. Кодекс Наполеона

Конституция 1799 года установила своеобразный государственный строй, отличительной чертой которого являлось наличие сильного правительства, в рамках которого имеет место преобладание единоличной власти. Правительство предстает в виде коллегии из трех консулов. Реально правительство не было коллегиальным органом, так как первый консул обладал особым статусом. Консулы избирались соком на 10 лет, но одновременно Конституция определила, что первый консулом является Н.Бонапарт. Первый консул обладал правом законодательной инициативы и промульгации законов, правом назначения и смещения членов Государственного совета, высших должностных лиц, послов, высших офицеров, а также судей, но без права на их смещение. Для недопущения оппозиции со стороны законодательной власти по отношению к Н.Бонапарту и органам исполнительной власти в Конституции предусмотрено ее разделение на несколько учреждений (Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус, Охранительный сенат), каждый их которых не имел самостоятельного значения и выполнял лишь отдельные законодательные функции. Конституция упразднила выборность департаментской и коммунальной администрации. В департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах супрефектов и мэров. Выборные местные советы имели лишь совещательные функции при администрации. Для рассмотрения административных споров на местах учреждался специальный Совет префектур. Тем самым было положено начало административной юстиции Франции.

24 августа 1802 года был принят конституционный сенатусконсульт, который значительно расширил власть первого консула: он мог созывать и распускать Законодательный корпус, отменять смертные приговоры судов, заключать международные договоры и назначать себе преемника. Сенат объявил Бонапарта пожизненным консулом. 1804 год ознаменовался принятием сенатусконсульта, который представил новую редакцию конституции (142 ст.), согласно которой Франция преобразовывалась в империю преемницу Рима. Политический авторитаризм в империи сочетался с отдельными элементами непосредственной демократии в виде плебисцитов, всеобщего избирательного права, представительных учреждений и др. Конституционные органы видоизменялись, становились законосовещательными институтами при императоре и порой не созывались по несколько лет. В составе Сената были образованы две политикоправовые комиссии в составе 7 человек. Комиссия личной свободы проверяла законность предварительных арестов. Комиссия свободы печати проверяла обоснованность запретительных мер в отношении прессы. Первоначально Трибунат был разделен на 3 секции (законодательную, внутренних дел и финансовую), а в 1807 году вообще был упразднен. Был восстановлен существовавший еще при абсолютизме Тайный Совет, который становится важнейшим политическим учреждением, состоящим из двух консулов, министров, советников, назначаемых императором. Реальная власть переместилась в систему исполнительной власти. Государственный совет был разделен на 6 секций (законодательную, военную, финансовую, внутренних дел, морскую, торговую). Министерская система стала важнейшей частью центральной администрации, которая работала под прямым и непосредственным контролем императора. К концу правления Наполеона I во Франции насчитывалось 12 министерств, которые были связаны с проведением торговопромышленной, фискальной, военной и карательной политики. Армия, полиция, жандармерия, бюрократия, церковь стали основными рычагами императорской власти. Таким образом, за сравнительно непродолжительный период правления Н.Бонапарта (1799-1814 гг.) была создана административно бюрократическая государственная система, которая, однако, не имела прочных конституционных оснований и держалась на властной воле диктатора, претендующего использовать государственный механизм для "восстановления Римской империи" и, следовательно, достижения мирового господства. Однако поражение армии Н.Бонапарта в 1812-1814 гг. предопределили конец самой I империи.

В 1804 году Наполеон I ввел в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В основе Кодекса лежало революционное законодательство. Составной частью Кодекса стало приспособленное к обстоятельствам римское право. Не меньшее место в Кодексе заняло и старое французское обычное право, право кутюмов. Также составители использовали ордонансы и научную литературу, в особенности труды известного юриста XVIII века Потье. Кодекс регулировал имущественные отношения буржуазной Франции. Отменил нормы феодального права, провозгласил принципы формального равенства граждан перед законом, охрану буржуазной частной собственоости и предпринимательства, свободу договоров, закрепив победу капиталистического способа производства во Франции; запретил корпорации, как «стесняющие свободу конкуренции». В области семейно-правовых отношений провозгласил неограниченную власть главы семьи над женой и детьми. Женщинам запрещалось заключать любые сделки. Такой категории как юридическим лицам, кодекс не уделял внимание. Субъектами гражданских правоотношений являлись только физические лица. Статус физических лиц определялся государством (гражданство), так как кодекс не распространялся на иностранцев, это свидетельствует о том, что Франция не достигла еще необходимого развития в этой области права. Кодекс характеризуется крайней степенью индивидуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: