double arrow

Доходы бюджета

Функционирование государственного бюджета представляет собой единство двух процессов: формирование бюджетных доходов и реализация бюджетных расходов.

Доходы государственного бюджета выражают ту часть бюджетных отношений, которая заключается в передаче государству физическими и юридическими лицами части национального дохода – формировании бюджетного фонда.

Главным источником образования бюджетного фонда являются налоговые платежи. Объем и структура налоговых платежей определяется законодательством, которое, как отмечалось, должно быть весьма гибким. Это означает, что и состав налогов в государстве и величины налоговых ставок постоянно меняются. Однако принципиальная схема структуры налогов в любом государстве и в любой период времени остается стабильной. Такая схема приведена на рис. 2.2.3.

Прямые налоги – это обязательные платежи, которые устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика, который самостоятельно уплачивает его государству (подоходный).

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые включаются в цену товара, оплачиваются потребителем, а перечисление их государству производит продавец (налог с продаж, НДС, акциз).

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов позволяет создать твердую доходную базу государства, в частности – государственного бюджета. Такое сочетание необходимо в силу того, что разные виды налогов связаны с разными сторонами экономической жизни.

Рис. 2.2.3. Схема структуры налогов

Объем взимаемых прямых налогов зависит в первую очередь от уровня производства, которое формирует их налогооблагаемую базу (доходы предприятий и населения). Главную часть налогооблагаемой базы косвенных налогов образует потребление (объем покупок, совершаемых физическими и юридическим лицами). Потребление и производство связаны между собой, однако эта связь является более сложной, чем прямая. Падение производства, например, не приводит к адекватному падению потребления и наоборот. В связи с этим можно утверждать, что стабильной основой доходов государства являются именно косвенные налоги, а прямые – резко колеблются в зависимости от изменения экономической ситуации.

С точки зрения того, кто является плательщиком прямого налога, различают прямые налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами, уплачиваемые исключительно физическими лицами и уплачиваемые и теми и другими.

Косвенные налоги включают в себя:

акцизы – косвенные налоги, которые устанавливаются в процентах от продажной цены товара; они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли;

таможенные пошлины – платежи, которые выплачиваются при пересечении товарами государственной границы в ходе экспортных (экспортные пошлины) и импортных (импортные пошлины) операций; подобно акцизам таможенные пошлины носят индивидуальный характер, т.е. устанавливаются в разном размере на разные виды товаров;

фискальные монополии – платежи, которые выплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями; примерами фискальных монополий являются, например, плата за различные государственные лицензии, разрешения, оформление документов и т.п.

Определенная часть доходов государственного бюджета имеет неналоговый характер: главным образом это условные доходы от реализации государственных ценных бумаг по линии государственного кредита и, кроме того, определенные доходы возникают от эксплуатации государственного имущества, например, дивиденды по акциям предприятий, находящимся в собственности государства, доходы казенных предприятий и т.п.

В процессе приватизации в государственный бюджет поступают доходы от продажи государственной собственности. В 90-е годы 20-го века важным источником доходов бюджета являлись кредиты международных экономических организаций, в частности, Международного валютного фонда.

Описанная выше система доходов охватывает всю бюджетную вертикаль, по существу – это доходы консолидированного бюджета Российской Федерации. Реализация принципа бюджетной автономии требует распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами. Главной тенденцией развития бюджетной системы в настоящее время является сокращение доходов (а, следовательно – расходов) федерального бюджета путем передачи все большей их доли в региональные бюджеты. Для этой цели в составе налогов выделяются:

– налоги, имеющие статус закрепленных доходных источников; доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены (например, транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта федерации, гербовой сбор, государственная пошлина и налог с наследуемого и даруемого имущества целиком закреплен за местными бюджетами);

– налоги, имеющие статус регулирующих доходных источников; по этим налогам доходы распределяются между бюджетами разных уровней по нормативам, устанавливаемым на очередной финансовый период (как правило, год, но на практике и на квартал) по вертикали: при утверждении федерального бюджета – для отчислений в бюджеты субъектов федерации, при утверждении бюджета субъекта федерации – отчислений в местные бюджеты его территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: