Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система страны – это совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Уровни бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2)бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ­ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)местных бюджетов.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие “консолидированный бюджет” РФ. Он не утверждается и используется для анализа показателей бюджетной системы.

Схема консолидированных бюджетов представлена на рис.2.2.2.

 
 


Рис.2.2.2. Консолидированный бюджет Российской Федерации

Консолидированный бюджет субъектов Федерации выполняет функции объединения бюджетных показателей территорий. В нем отражаются результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.

Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Принцип единства бюджетной системы означает единство пра­вовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финанси­рования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, терри­ториальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществле­нию расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местно­го самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:

• право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждо­го уровня бюджетной системы, определяемых в соответст­вии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов бюджетов каж­дого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым зако­нодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефици­тов соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эконо­мии по расходам бюджетов;

• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уров­ней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расхо­ды подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулирован­ных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года (т.е. в каждом звене б.с. доходы и расходы отражаются в полном объеме).

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует поло­жение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости ми­нимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюд­жетных средств состоит в том, что при составлении и исполне­нии бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения задан­ных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием опреде­ленного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту пред­ставления информации о ходе исполнения бюджетов, а так­же доступность иных сведений по решению законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызываю­щим разногласия либо внутри законодательного (представи­тельного) органа государственной власти, либо между зако­нодательным (представительным) и исполнительным органа­ми государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показа­телей прогноза социально-экономического развития соответст­вующей территории и реалистичность расчетов доходов и расхо­дов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряже­ние конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

В зарубежных публикациях большое внимание уделяется прин­ципу прозрачности бюджета, который означает от­крытость и гласность в отношении структуры и функций государ­ственного аппарата, целей фискальной политики, государствен­ных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информа­ции о государственных операциях. Соблюдение принципа про­зрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, пре­дусмотренные бюджетами, с фактическими.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принци­пов только принципы единства, самостоятельности и разграниче­ния доходов и расходов между уровнями бюджетной системы мож­но отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета.

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюд­жетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уров­ней по своим характеристикам очень разнообразны, именно по­этому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполне­нии бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, система­тизацию по однородным признакам, осуществляемую путем при­менения единой бюджетной классификации. Этот документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства финан­сов РФ, а необходимый Федеральный закон «О бюджетной клас­сификации РФ» № 115-ФЗ был принят лишь в августе 1996 года.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с при­своением объектам классификации группировочных кодов. Бюд­жетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ.

Необходимо отметить, что законодательные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюд­жетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, но при этом они не вправе нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классифика­ции Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: