Обработка результатов. 1) Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопро­сах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24

1) Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопро­сах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100).

2) Сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39, и обозначьте сумму через В.

3) Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то большая часть людей считает вас хорошим диплома­том, вы способны учесть мнения других, склонны к демократи­ческому стилю управления. Если сумма А свыше 85 — склонны к либерально-попустительскому стилю.

4) Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю руководства.

5) Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо вы еще не выработали свой стиль управления, либо склон­ны к непоследовательному стилю.


ГЛОССАРИЙ

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Арбитр – третья сторона в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником или наблюдателем.

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт — конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность — психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и наоборот.

Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа—группа».

Групповые нормы — правила регуляции поведения членов группы, выработан­ные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции — принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта — ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Интерес — то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис — термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс — стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность — адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус — общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны, на основе взаимных уступок.

Конфликт — отношение между субъектами социального взаимодействия, харак­теризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельно­стью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены — слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и пове­дение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформаль­ный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы — неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор — профессиональный посредник в переговорах по разрешению кон­фликта.

Медиация — переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника — медиатора.

Межличностные конфликты — противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Необходимые и достаточные условия конфликта — наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное — агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция — то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник — третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта — деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Противоборство — взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта — вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регулирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стрем­лением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возник­шую проблему.

Социальная напряженность — психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 1999, 2002; СПб., 2008.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб.пособие. – СПб., 2007.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. – М., 2003.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2005.

5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2005.

6. Леонов Н.И. Конфликтология. – М., 2006.

7. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 1998, 2003.

Дополнительная:

1. Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций. – М., 2007.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск, 2001.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1984, 1989, 2006.

4. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб., 2003.

5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М., 2004.

6. Замедлина Е.А. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2005.

7. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2001.

8. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров: как достичь желаемого результата. - М., 1997.

9. Карнеги Д. Путь к согласию. - М., 1991.

10. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 1999, 2003.

11. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Захаров Д.К., Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник. – М., 2008.

12. Конфликтология: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Ратникова. –М., 2001.

13. Конфликтология: Учеб. пособие / Составитель Е.В. Буртовая. – М., 2002.

14. Корнелиус X., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. - М., 1992.

15. Леонов Н.И. Конфликтология. – М., 2006.

16. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб., 1997.

17. Литвак М. Психологический вампиризм: Учебное пособие по конфликтологии. – Ростов-на-Дону, 2007.

18. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту. - СПб., 2000.

19. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М., 1996.

20. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. – М., 2004.

21. Нужнова Н.М. Конфликтология: программа и психологические практикумы. - Улан-Удэ, 2002.

22. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник. – М., 2007.

23. Ратников В.П., Голуб В.Ф., Лукашева Г.С. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2005.

24. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для фак. соц. работы / Отв. ред. А.В. Морозова. - М., 2002.

25. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 1992.

26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

27. Халин Е.С., Климова Ю.В., Левкина Е.В. и др. Конфликтология. Ответы на экзаменационные вопросы: Учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

28. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие. – М., 2007.

29. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: