Содержание

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ

(краткий курс лекций)

1. Предмет и задачи дисциплины …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …... 2

2. Характеристика возрастных периодов …. …. …. …... …. …. …. …. …. …. …….... 3

3. Вскармливание детей до 1 года …. …. …. …. …. …. ….. …. …. …. …. …. …. ….... 7

4. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. ….…. …. …….10

5. Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет …. …. …..…. …. …. …. …. …. …. …. 15

6. Питание детей дошкольного возраста …. …. …. …. …. …. …. ….. …. …. …. … … 16

7. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп …. …. ….. …. …. 18

8. Особенности детей раннего и дошкольного возраста…. …. …. …. …. …. …. …. …. 20

9. Физическое воспитание, укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма …. …. …. …. …. …. …. ….. …. …. …. …... 21

10. Здоровье и физическое развитие детей …. …. …. …. …. ….. …. …. …. …. …. …. 25

11. Признаки, по которым можно определить заболевания у ребенка. …. …. …. …..... 28

12. Причины заболеваний и травматизм у детей, влияние их на организм…. …. …..... 32

13. Профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах 36

14. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в ДОУ …. …. …. …. …... 42

15. Гигиена окружающей среды …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …... 45

16. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей …. …... …. 50

17. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте. …. …. …. …. …. 53

18. Особенности и гигиена кожи ребенка …. …. …. …. …. …. …. …. ….…. …. …. …. 55

19. Гигиена зрения у детей …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 57

20. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата …. …. …. ….. …. 58

21. Особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка …. …. …. …. …...60

22. Физиология и гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте …. …... 61

23. Психическое здоровье – база полноценного развития …. …. …..…. …. …. …. …. 64

24. Понятие о психокоррекции и психотерапии …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 66-67


Лекция 1. Предмет и задачи дисциплины

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.

Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков.

Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении. Она вооружает работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, содействует нормальному физическому и психическому развитию ребенка, улучшает здоровье детей.

В соответствии с задачами, которые ставятся перед педиатрией и д/ш гигиеной, предметом их изучения являются: - возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста; - здоровье и физическое развитие детей; - причины заболеваний и травматизма у детей, меры их профилактики, первая помощь при несчастных случаях и травмах; - гигиена нервной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения и др.; - физическое воспитание: - гигиенические основы питания детей; - гигиена среды дошкольных учреждений.

Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология и возрастная морфология человека служат естественнонаучной основой педиатрии и дошкольной гигиены.

Педиатрия и дошкольная гигиена используют методы исследования: методы гигиенического эксперимента, методы санитарного обследования и описания, эпидемиологический метод, физиологические методы, клинические методы, биохимические методы, сравнительный метод, санитарно-статистические методы, метод лабораторного эксперимента.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия, разработанные педиатрией и дошкольной гигиеной, осуществляются через государственную систему медицинского обслуживания.

Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний – осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать.


Лекция 2. Характеристика возрастных периодов

Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды. Каждому периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Существует различный подход к делению детского возраста на периоды. В отечественной педиатрии широко используется несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н.П. Гундобиным, в основу которой положены некоторые биологические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства.

I. Период внутриутробного развития («утробное детство»):

1. Фаза эмбрионального развития.

2. Фаза плацентарного развития (плода).

II. Период новорожденности.

III. Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).

IV. Период молочных зубов:

1. Преддошкольный возраст.

2. Дошкольный возраст.

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

Для организации ухода за детьми и их воспитания необходимо такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:

• период новорожденности (с рождения до 28 дней);

• грудной возраст (до года);

• преддошкольный, или ясельный возраст (от 1 до 3 лет);

• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

• младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7-10, 11-14, 15-18 лет).

Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности 6-летних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: