Работа над решением начинается с формулировки целей и определения вытекающих из них задач, подлежащих реализации проблемных ситуаций.
Формулирование решений предваряется анализом проблемной ситуации, характеризующейся несоответствием желаемого и фактического состояния дел. Необходимо возможно четче сформулировать проблему и описать ситуацию, в которой предстоит ее решать. Для достоверного описания проблемной ситуации следует задаться следующими вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью и при каких условиях? После получения требуемой информации можно составить представление о сущности проблемной ситуации, об основных факторах и условиях ее развития, актуальности и срочности ее решения. Будет обеспечена полная для начального этапа ясность относительно не только экономического, но и социального значения проблемы, выраженного, насколько это возможно, в количественном измерении.
Таким образом, важнейшей предпосылкой подготовки решения является сбор и обработка информации о внутреннем состоянии системы и окружающей ее среде. Информация эта включает, в частности, относящиеся к рассматриваемой проблеме правовые нормы, научные данные и данные инновационного опыта, сведения о допустимых сроках принятия и выполнения предполагаемого решения, а также о ресурсах, необходимых для его обеспечения. На основе обработанной информации дается оценка ситуации. Затем эта ситуация сопоставляется с генеральной целью организации, и в случае обнаружения между ними расхождений возникает основание для принятия решения, призванного устранить найденное расхождение.
|
|
Полноту и достоверность информации о проблемной ситуации можно установить, обратившись к вопросам, использованным при ее описании. Описание проблемной ситуации следует проводить по системе, которая предполагает структурирование информации и ее логически последовательное изложение. В связи с этим желательно, в частности, различать проблемы структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные, отражающие различную степень неопределенности проблемы, а решения — программируемые и непрограммируемые, характеризующие различия в степени формализации процедур, позволяющих разрабатывать решения.
Вслед за тем выявляется и анализируется, по возможности обстоятельно, подлежащая решению проблемная ситуация. При этом должно быть подготовлено несколько вариантов разрешения проблемной ситуации, что позволит в последующем, используя сравнительные оценки, найти относительно более выигрышное решение. Разработка нескольких вариантов решений вызывается тем, что всегда существует большее или меньшее число комбинаций факторов, учитываемых при его принятии, благодаря чему цели управления могут быть достигнуты различными путями. При единственном варианте решения руководитель лишается возможности выбора наиболее целесообразной программы действий.
|
|
Решение должно быть обосновано с точки зрения наличия необходимых для его исполнения ресурсов. При этом нужна оценка состояния ресурсов не только на момент подготовки решения, но и на весь период, в течение которого оно будет выполняться. В вариантах исходят, как правило, из необходимости расширения хозяйственных, научно-технических и других возможностей, увеличения объема, изменения структуры ресурсов и вариантов их использования, причем имеются в виду не только экономические ресурсы (материальные, трудовые и природные), но и инновационный потенциал, социальные ресурсы. Взаимозаменяемость ресурсов делает возможным достижение поставленной цели при различном их сочетании.
В процессе анализа варианта решения проводится сопоставление кратковременных и долгосрочных его результатов, поскольку они могут существенно различаться по величине затрат и эффекта. Результаты оперативных ситуаций следует оценивать с учетом перспективных (долговременных) интересов организации: недопустимо жертвовать перспективными интересами ради текущих и временных.
При разработке вариантов решения используются все имеющиеся в распоряжении органа управления возможности их обоснования. Степень приближенности вариантов решения к оптимуму находится в большой зависимости от того, насколько правильно была оценена проблемная ситуация, а непосредственная оценка — от используемых при этом методов и средств.