Управленческое решение реализуется в форме деловой беседы, предписания, убеждения, разъяснения, принуждения, наставления, сообщения, личного примера, обучения, совета, деловой игры (тренинга), совещания, заседания, отчета, делового слова и др.
Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения установленный срок.
Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью внушить подчиненному понятия, соответствующие содержанию управленческого решения для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при разработке управленческого решения).
Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
|
|
Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника осознанно выполнить управленческое решение путем административного наказания или повышенного вознаграждения.
Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческого решения.
Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передать дополнительную информацию, необходимую для выполнения управленческого решения.
Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию с целью вызвать у них желание подражать авторитетам в технике выполнения управленческого решения.
Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания для выполнения управленческого решения.
Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами для успешного выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для исполнения.
Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческого решения (РУР) на основе имитационных моделей реальных процессов. В ходе деловой игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий разработки управленческого решения.
Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руководителем в целях оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного решения, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.
|
|
Заседани я — узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание кафедры, заседание отдела и т.д.).
Отчет — сообщение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческого решения. Отчет может быть письменным и устным.
Деловое слово — твердое решение руководителя, сообщенное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя, как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
В качестве примера рассмотрим только одну форму реализации управленческого решения — деловую беседу. В ней принимают участие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой — потенциальный исполнитель или группа исполнителей. Деловая беседа включает шесть этапов:
• создание обстановки взаимной заинтересованности во время беседы;
• согласование основных целевых установок будущего задания;
• ознакомление исполнителей с необходимой информацией;
• обоснование задания и разъяснение неясных положений;
• корректировку задания с учетом предложений исполнителя;
• принятие окончательного решения.
Для эффективного проведения деловой беседы необходимо:
- внимательно выслушивать собеседника до конца — это не только знак внимания, но и профессиональная необходимость;
- избегать недоразумений и неверных толкований;
- деловое предложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным; уважать личность собеседника;
- быть вежливыми, дружелюбными и дипломатичными;
- любыми способами стараться облегчить собеседнику восприятие ваших предложений.
Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. В результате была составлена следующая классификация управленческих решений. Они разделяются:
• по функциональной направленности — на планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
• по организации — на индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
• по причинам — на ситуационные, по предписанию, на программные, инициативные, сезонные;
• по повторяемости выполнения — на однотипные, разнотипные и инновационные;
• по масштабам воздействия — на общие и частные;
• по времени действия — на стратегические, тактические и оперативные;
• по прогнозируемым результатам — с определенным результатом, с вероятностным исходом;
• по характеру разработки и реализации — на уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
• по методам переработки информации — на алгоритмические, эвристические;
• по числу критериев — на однокритериальные, многокритериальные;
• по направлению воздействия — на внутренние и внешние;
• по глубине воздействия — на одноуровневые и многоуровневые;
• по ограничениям на ресурсы — с ограничениями, без ограничений;
• по способу фиксации — на письменные и устные.
Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников организации. Такими решениями являются координирующие, контролирующие, информирующие управленческие решения:
Координирующие управленческие решения необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды в целях обеспечения гармоничной деятельности организации, например решения, связанные с изменениями закупочно-сбытовой политики организации, изменениями в штатном расписании.
|
|
Контролирующие управленческие решения направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития. Например, решения о методике проведения внутреннего аудита бухгалтерского учета и контроля исполнения распоряжений.
Информирующие управленческие решения направлены на упорядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации.