Реализация управленческого решения

Управленческое решение реализуется в форме деловой бе­седы, предписания, убеждения, разъяснения, принуждения, наставле­ния, сообщения, личного примера, обучения, совета, деловой игры (тренинга), совещания, заседания, отчета, делового слова и др.

Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения установленный срок.

Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.

Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью внушить подчиненному понятия, соответствующие содержанию управленческого решения для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем мес­те, убеждение в необходимости использования современных инфор­мационных технологий при разработке управленческого решения).

Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с це­лью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.

Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника осознанно выполнить управленческое решение путем административного наказания или повышенного воз­награждения.

Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управлен­ческого решения.

Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с це­лью передать дополнительную информацию, необходимую для вы­полнения управленческого решения.

Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию с целью вызвать у них жела­ние подражать авторитетам в технике выполнения управленческого решения.

Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания для выполнения управленческого решения.

Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами для успешного выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для ис­полнения.

Деловая игра (тренинг) — специально организованная интен­сивная деятельность работников по разработке и реализации управ­ленческого решения (РУР) на основе имитационных моделей реальных процессов. В ходе деловой игры закрепляются навыки РУР много­кратным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий разработки управленческого решения.

Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руко­водителем в целях оперативного доведения до подчиненных конкрет­ных задач, использования коллективного решения, обмена информа­цией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.

Заседани я — узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание кафедры, заседание отдела и т.д.).

Отчет — сообщение специалиста о результатах индивидуаль­ной или коллективной проделанной работы по выполнению управ­ленческого решения. Отчет может быть письменным и устным.

Деловое слово — твердое решение руководителя, сообщенное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руково­дителя, как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руково­дства.

В качестве примера рассмотрим только одну форму реализации управленческого решения — деловую беседу. В ней принимают уча­стие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой — потенциальный исполнитель или группа исполнителей. Де­ловая беседа включает шесть этапов:

• создание обстановки взаимной заинтересованности во время беседы;

• согласование основных целевых установок будущего задания;

• ознакомление исполнителей с необходимой информацией;

• обоснование задания и разъяснение неясных положений;

• корректировку задания с учетом предложений исполнителя;

• принятие окончательного решения.

Для эффективного проведения деловой беседы необходимо:

- внимательно выслушивать собеседника до конца — это не только знак внимания, но и профессиональная необходимость;

- избе­гать недоразумений и неверных толкований;

- деловое предложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, про­стым и понятным; уважать личность собеседника;

- быть вежливыми, дружелюбными и дипломатичными;

- любыми способами стараться облегчить собеседнику восприятие ваших предложений.

Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. В результате была составлена следующая классификация управленческих решений. Они разделяются:

• по функциональной направленности — на планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;

• по организации — на индивидуальные, коллегиальные (груп­повые) и корпоративные;

• по причинам — на ситуационные, по предписанию, на про­граммные, инициативные, сезонные;

• по повторяемости выполнения — на однотипные, разнотип­ные и инновационные;

• по масштабам воздействия — на общие и частные;

• по времени действия — на стратегические, тактические и опе­ративные;

• по прогнозируемым результатам — с определенным результа­том, с вероятностным исходом;

• по характеру разработки и реализации — на уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

• по методам переработки информации — на алгоритмические, эвристические;

• по числу критериев — на однокритериальные, многокритери­альные;

• по направлению воздействия — на внутренние и внешние;

• по глубине воздействия — на одноуровневые и многоуровневые;

• по ограничениям на ресурсы — с ограничениями, без ограничений;

• по способу фиксации — на письменные и устные.

Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным ас­пектам активизации деятельности работников организации. Такими решениями являются координирующие, контролирующие, информирующие управленческие решения:

Координирующие управленческие решения необходимы для со­гласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды в целях обеспечения гармоничной деятельности организации, например решения, связанные с изменениями закупочно-сбытовой политики организации, изменениями в штатном расписании.

Контролирующие управленческие решения направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития. Например, решения о методике про­ведения внутреннего аудита бухгалтерского учета и контроля испол­нения распоряжений.

Информирующие управленческие решения направлены на упо­рядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: