Задача 1. Даны векторы
,
,
и
в некотором базисе трехмерного пространства. Показать, что векторы
образуют базис данного трехмерного пространства и найти координаты вектора
в этом базисе.
Решение. Векторы
образуют базис, если они линейно независимы. Составим векторное равенство
. Записывая
в виде векторов – столбцов, получим
. Задача свелась, таким образом, к решению системы
. Решим систему методом Гаусса.
. Итак, система приведена к виду
. Полученная система имеет единственное нулевое решение:
, т.е. векторы
линейно независимы и, следовательно, составляют базис. Вектор
можно представить в виде
, т.е. координаты вектора
в этом базисе
. Для отыскания координат вектора
решим систему линейных уравнений методом Гаусса:
.
.
Итак, система приведена к виду
.
Находим
. т.е. вектор
.
Задача 2. Даны векторы
,
,
,
и
. Показать, что векторы
образуют базис четырехмерного пространства, и найти координаты вектора
в этом базисе.
Решение. Векторы
образуют базис, если они линейно независимы. Составим векторное равенство
. Записывая
в виде векторов – столбцов, получим
.
Задача свелась, таким образом, к решению системы

Решим систему методом Гаусса.
. Итак, система приведена к виду
.
Полученная система имеет единственное нулевое решение:
, т.е. векторы
линейно независимы и, следовательно, составляют базис. Вектор
можно представить в виде
, т.е. координаты вектора
в этом базисе
. Для отыскания координат вектора
решим систему линейных уравнений методом Гаусса:
.
.
Итак, система приведена к виду
.
Находим
, т.е. вектор
.
Задача 3. Даны вершины треугольника
:
. Найти: 1) длину стороны
; 2) внутренний угол
в радианах с точностью до 0,001; 3) уравнение высоты, проведенной через вершину
; 4) уравнение медианы, проведенной через вершину
; 5) точку пересечения высот треугольника; 6) длину высоты, опущенной из вершины
; 7) систему неравенств, определяющих треугольник 
Решение.

1) Длину стороны
(длина вектора
) находим как расстояние между двумя точками плоскости
и
:
.
Поэтому 
2) Угол
– это угол между векторами
и
. Координаты этих векторов:
,
. Таким образом
.
Таким образом, получаем 
3) Составим уравнение стороны
:
, или
. Угловой коэффициент стороны
равен
; следовательно, в силу условия перпендикулярности, угловой коэффициент высоты, проведенной из вершины
, равен
. Уравнение этой высоты имеет вид
, получаем
, или
.
4) Пусть точка М середина стороны
. Найдем ее координаты:
т.
.
Уравнение медианы
находим с помощью уравнения прямой, проходящей через две данные точки:
, получим
.
5) Составим уравнение еще одной высоты треугольника
. Например, выберем высоту, проведенную из вершины
. Аналогично пункту 3) составим уравнение стороны
:
.
Угловой коэффициент стороны
равен
; следовательно, в силу условия перпендикулярности, угловой коэффициент высоты, проведенной из вершины
, равен
. Уравнение этой высоты имеет вид
, получаем
, или
. Поскольку мы ищем точку пересечения высот треугольника, то координаты этой точки должны удовлетворять системе уравнений
;
. Таким образом точка пересечения высот треугольника
имеет координаты 
6) Найдем длину высоты, опущенной из вершины
по формуле расстояния от точки
до прямой
:
:
. Таким образом

7) Стороны треугольника
заданы уравнениями прямых:
:
; (см. пункт 3).
:
; (см. пункт 5).
:
;
;
.
Каждая из этих прямых делит координатную плоскость на две полуплоскости. Область треугольника
лежит выше прямой
, т.е. в полуплоскости, которая задается неравенством:
. Прямая
делит координатную плоскость на две полуплоскости, нам необходима та, которая удовлетворяет неравенству:
. Из двух полуплоскостей, которые разделяет прямая
, выбираем ту, которая задается неравенством:
.
Таким образом, область треугольника
, определяется системой неравенств: 
Задача 4. Даны координаты вершин пирамиды
: 
. Найти:
1) длину ребра
;
2) угол между ребрами
и
;
3) угол между ребром
и гранью
;
4) площадь грани
;
5) объем пирамиды; 6) уравнение прямой
;
7) уравнение плоскости
;
8) уравнение высоты, опущенной из вершины
на грань
. Сделать чертеж.
|
![]() |

1) Длина ребра
есть длина вектора
, координаты которого
Т.к. длина вектора
находится по формуле
, то
.
2) Угол
между ребрами
и
есть угол между векторами
=(-1,5,1) и
=(4-6;4-1;10-1)=(-2;3;9), поэтому 
Отсюда 
3) Обозначим угол между ребром
и гранью
через
, тогда
, где
– угол между вектором
=(-2;3;9) и нормальным вектором
плоскости
, которым является, например, векторное произведение векторов
и 
Т.к. векторное произведение векторов
=(
) и
находится по формуле
, то
. Итак,
. Найдем теперь угол 
значит
или 
4) Т.к. длина векторного произведения двух векторов равна площади параллелограмма, построенного на этих векторах, как на сторонах, то площадь S грани
(площадь треугольника) найдем как половину площади параллелограмма, построенного на векторах
и
как на сторонах, т.е. как половину длины векторного произведения этих векторов.
Т.к.
(см. пункт 3), то

5) Т.к. объем V треугольной пирамиды, построенной на векторах
, находится по формуле
, где
- смешанное произведение векторов
, то
. Найдем смешанное произведение векторов
и
по формуле
:
(определитель вычислен по схеме треугольников). Итак,
.
6) Т.к. уравнение прямой, проходящей через точку
параллельно вектору
имеет вид
, то уравнение прямой
найдем как уравнение прямой, проходящей через точку
в направлении вектора
:
.
7) Т.к. уравнение плоскости, проходящей через точку
перпендикулярно вектору
имеет вид
(
нормальный вектор плоскости), то уравнение плоскости
найдем как уравнение плоскости, проходящей через точку
с нормальным вектором
(см. пункт 3):
или 
8) Уравнение высоты, опущенной из вершины
на грань
, найдем как уравнение прямой, проходящей через точку
в направлении вектора
-нормального вектора плоскости
(см. пункт 3):
.
Задача 5. Найти матрицу, обратную матрице
. Проверить результат, вычислив произведение данной и обратной матриц.
Решение. Определитель матрицы 
, значит обратная матрица
существует. Найдем матрицу
, транспонированную к
:
. Найдем алгебраические дополнения всех элементов матрицы
и составим из них присоединенную матрицу
.



.
Найдем обратную матрицу
:
.
Проверка:
.
.
Задача 6. Дана система линейных уравнений

Доказать её совместность и решить двумя способами: 1) методом Гаусса; 2) средствами матричного исчисления.
Решение. 1) Докажем совместность системы. Для этого вычислим ранг матрицы А исходной системы и ранг расширенной матрицы системы 

Для удобства вычислений элементарные преобразования будем производить с матрицей
:
~
~
~
т.е. по теореме Кронекера–Капелли система совместна.
2) Решим систему методом Гаусса. Для этого матрицу
приведем к диагональному виду:
|
3) Решим систему матричным способом. Для этого введем следующие матрицы и исходную систему запишем в матричном виде.
.

Вычислим обратную матрицу
. Определитель матрицы А
, значит обратная матрица существует. Затем, вычислив к каждому элементу матрицы А алгебраические дополнения, составим из них матрицу
, транспонируем ее
и находим обратную матрицу
.

=
.
Ответ: 
Задача 7. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя.
а)
; б)
; в)
; г)
.
Решение. а) Для раскрытия неопределенности
разделим числитель и знаменатель дроби на высшую степень (на
):
. Здесь учитывалось стремление к нулю дробей
как обратных к бесконечно большим функциям.
б) Для раскрытия неопределенности
умножим и разделим на выражение, сопряженное числителю, т.е. на
:
=
.
Использовалась формула
.
в) Для раскрытия неопределенности
воспользуемся эквивалентностями (следствиями первого замечательного предела):
и
при
и тем, что при вычислении предела частного можно одну бесконечно малую величину заменить на ей эквивалентную в этом процессе:
.
г) Для раскрытия неопределенности
преобразуем выражение, чтобы воспользоваться следствием второго замечательного предела:
.
=
.
Здесь бесконечно малой величиной
является выражение
.
Задача 8. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя.
1)
при а)
; б)
; в)
;
2)
; 3)
; 4)
.
Решение. 1) а)
.
б) Для раскрытия неопределенности
разложим числитель и знаменатель на множители:
.
в) Для раскрытия неопределенности
разделим числитель и знаменатель дроби на высшую степень (на
):
. Здесь учитывалось стремление к нулю дробей
, как обратных к бесконечно большим функциям.
2) Для раскрытия неопределенности
умножим и разделим на выражение, сопряженное знаменателю до разности квадратов
, т.е. на
:
=

3) Для раскрытия неопределенности
воспользуемся эквивалентностями (следствиями первого замечательного предела):
и
при
и тем, что при вычислении предела частного можно одну бесконечно малую величину заменить на ей эквивалентную в этом процессе:
.
4) Для раскрытия неопределенности
преобразуем выражение, чтобы воспользоваться следствием второго замечательного предела:
.
Здесь бесконечно малой величиной
является выражение
.
Задача 9. Найти точки разрыва функции 
Решение. Так как у данной функции нет точек, в которых она неопределенна, то точками разрыва могут быть либо нули знаменателя, либо точки в которых происходит смена аналитических выражений. В данном случае только точки
и
(в остальных точках данная функция непрерывна).
Выясним будет ли
точкой разрыва данной функции. Для этого найдем левосторонний и правосторонний пределы функции в данной точке:
.
Так как
, то
– точка разрыва, причем первого рода, поскольку оба односторонних предела конечные. Этот разрыв не устраним, т.к.
.
Точка
есть точка разрыва данной функции второго рода, т.к.
.
В данном случае
можно не вычислять.
Ответ:
– точка разрыва первого рода,
– точка разрыва второго рода.

тиии