Общие понятия

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания.

Информатизация в области управления экономическими процессами предполагает, прежде всего, повышение производительности труда работников за счет снижения соотношения стоимость/производство, а также повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой деятельностью специалистов. В развитых странах проходят одновременно две революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг другу.

Так как в лекции речь пойдет об информационных технологиях, менеджменте и менеджерах, сначала определимся с терминологией.

Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи начали появляться различные вариации: «информационные и коммуникационные технологии», «компьютерные информационные технологии» и др.

Конечно, существует множество определений данному термину, например, информационная технология - системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

В настоящий момент английское слово «менеджмент» известно почти каждому образованному человеку. В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. С точки зрения Гарвардской школы бизнеса, понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями, реализовать увиденную цель.

Итак, где же стык между информационными технологиями и менеджментом?

Менеджеру все время приходится принимать решения в условиях большой неопределенности: инфляция, пляшущий валютный курс, изменение налоговых и правовых условий работы, да и конкуренты не дремлют. Над менеджером постоянно висит вопрос «что, если?». Компьютеры могут быстро и хорошо просчитывать варианты и давать, таким образом, ответы на всевозможные вопросы подобного типа. В этом, пожалуй, одно из главных преимуществ компьютера над человеком.

Но это не означает, что теперь вместо менеджеров все решения будут принимать компьютеры. По закону Грида «компьютерная программа выполняет то, что вы приказали ей делать, а не то, что вы хотели, чтобы она делала». Пятый закон ненадежности гласит: «Человек может ошибиться, но окончательно все запутать может только компьютер». Поэтому компьютеры выступают в роли консультантов, соответствующие информационные системы называются системами поддержки принятия решений, а принятие решений остается за менеджером.

Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в информационной системе, степени охвата задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

Рассмотрим, что такое информационные системы и как они связаны с информационными технологиями.

Управление - важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и принятие решений.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе её обработки и выработке управленческих решений.

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Таблица «Классификация информационных технологий»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ По способу реализации в ИС Традиционные
Новые информационные технологии
По степени охвата задач управления Электронная обработка данных
Автоматизация функций управления
Поддержка принятия решений
Электронный офис
Экспертная поддержка
По классу реализуемых технологических операций Работа с текстовым редактором
Работа с табличным процессором
Работа с СУБД
Работа с графическими объектами
Мультимедийные системы
Гипертекстовые системы
По типу пользовательского интерфейса Пакетные
Диалоговые
Сетевые
По способу построения сети Локальные
Многоуровневые
Распределенные
По обслуживаемым предметным областям Бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Налоговая деятельность
Страховая деятельность
Другие

Таким образом, информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия.

Информационные системы содержат информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации или в окружающей среде. Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для пользователей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или в физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую пользователи могут понимать и использовать.

По источникам поступления информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация состоит из директивных указаний вышестоящих органов, различных материалов центральных и местных органов управления, документов, поступающих от других организаций и предприятий-смежников. Внутренняя информация отражает данные о ходе производства на предприятии, о выполнении плана, о работе цехов, участков служб, о сбыте производства.

Вес виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Управление без информации невозможно.

Три процесса в информационной системе производят информацию, в которой нуждаются организации для принятия решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг, - это ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки этот сырой материал преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут использоваться.

4.5.Информационные технологии на транспорте

Под информационными технологиями на транспорте понимаются наборы информации в совокупности с техническими средствами ее сбора, передачи, хранения, обработки и тиражирования и технологией преобразования информации от места ее зарождения до конечного использования.

В книгах по теории управления, изданных в нашей стране в 80-х годах и ранее, выделялись отдельно такие элементы системы управления, как техника управления и информация. Это соответствовало тогдашнему уровню развития информационных систем, в которых преобладали ручные методы обработки информации: ЭВМ в стране было немного, они были громоздки, персональные компьютеры практически отсутствовали, средства передачи электронной информации находились в зачаточном состоянии, множительной и другой техники было мало.

С начала 90-х годов в России начался бурный рост использования “техники управления” во всех сферах деятельности, и в транспортном бизнесе - в частности. На водном транспорте практически не осталось фирм, которые не использовали бы в своей повседневной работе персональные компьютеры и современные средства электронного обмена информацией. Поэтому сейчас уместно рассматривать не отдельные элементы: технику управления и информацию, а единый интегральный элемент - информационную технологию управления.

Многие транспортные ВУЗы ввели в учебные планы изучение предмета “Информационные технологии на транспорте”, в курсе которого подробно изучаются все технические и технологические вопросы современной обработки информации. Здесь рассматриваются проблемы использования информационных технологий в системной увязке с остальными элементами системы управления.

Информация, как ранее было отмечено, представляет собой совокупность сведений о состоянии управляемой и управляющей систем и их взаимодействии с внешней средой и нужно иметь столько информации для решения каждой задачи, чтобы, во-первых, максимально уменьшить неопределенность при принятии решения, а во-вторых, чтобы можно было успеть всю ее переработать и оценить к необходимому сроку принятия решения.

Для решения всей совокупности задач, стоящих перед конкретной транспортной фирмой, создается ее информационно-управляющая система (ИУС). В общем смысле, информационная система социально-экономического объекта - это совокупность средств и методов, дающих возможность реализовать весь комплекс операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией. Таким образом, можно сказать, что современная система создается на основе современной информационной технологии.

В бывшем Минморфлоте и Минречфлоте постоянно централизованно проводились работы по совершенствованию системы управления отраслью в целом и ее отдельными предприятиями. В научно-исследовательских институтах разрабатывались процедуры и методы совершенствования принятия решений при стратегическом и оперативном управлении, но в практику внедрялись, в основном, автоматизированные информационные системы (33).

В новых условиях централизованная разработка информационных технологий отсутствует. Каждая фирма должна сама решать, какие информационные технологии она будет использовать и какие информационные системы разрабатывать, покупать или заказывать. Представляется, что в основе совершенствования системы управления фирмой должны лежать мероприятия по совершенствованию процесса принятия решений. Должны быть четко сформулированы задачи, которые будут решаться в усовершенствованной системе управления с разделением на ручные и автоматизированные, и информационная система должна строиться с учетом потребности в информации каждой части решаемых задач. По мере удешевления компьютеров и машинных носителей доля автоматизированных информационных технологий по сравнению с ручным будет увеличиваться. На различных этапах и стадиях управления фирмой: при определении целей и задач, при оценке возможных альтернатив и разработке планов, при оперативном управлении текущей деятельностью и т.д. - требуется различные информационные системы.

Как и во всякой иной ситуации, классификация информационных систем может проводиться по различным признакам, например, можно выделить определенные конкретные функции управления: управление финансами, кадрами, материально-техническим обеспечением, основным производством, маркетингом и т.д., и создавать информационные системы под соответствующий вид деятельности. При этом исходная информация для различных информационных систем будет, во многом, одной и той же. Существует принцип “однократного ввода” информации с последующим ее многократным использованием. В соответствии с этим принципом целесообразно создавать интегрированные информационные системы, используемые для решения задач различного направления. Однако в каждой фирме решаются задачи различного временного порядка, отражающие различные этапы управления. В этих задачах информация практически не пересекается. Поэтому строить информационные системы различных классов целесообразно в соответствии с классификацией, определяемой оперативностью решаемых задач, предоставленной на рисунке 6.

 
 


Рисунок 6. Классификация информационных систем

Информационные системы для стратегических задач аккумулируют “интеллектуальную” исследовательскую информацию: емкость рынка для товаров и услуг фирмы, наличие и стратегия поведения на рынке конкурентов, возможные действия правительства, данные о потенциальных прорывах в технологии и т.д. Накопление такой информации требует длительного времени и аналитических исследований, периодичность ее обновления невелика, а использование не многократно.

Информационные системы для периодического контроля, определяющих характеристик работы фирмы существенно отличаются от предыдущих. Характерным признаком этих систем является сочетание постоянного многократного ввода большого количества сообщений о ходе выполнения производственного процесса и сбыта продукции (услуг) с небольшой периодичностью обобщения и анализа введенной информации.

Первые два класса информационных систем на транспорте не слишком существенно отличаются от соответствующих систем в остальных отраслях хозяйства страны. Значительной специфики транспорта в этих классах систем не ощущается. Единственной значительной особенностью здесь является большой пространственный разброс источников информации, т.к. сообщения о выполнении перевозок, поступлении доходов или понесенных расходах, а также о состоянии транспортных рынков могут поступать в систему практически из любой точки земного шара.

Информационные системы для оперативного планирования производственной деятельности на транспорте уже имеют свою “транспортную” специфику. Основное их отличие заключается в том, что при разработке оперативных планов транспортных фирм имеется некоторая неопределенность исходной информации. Например, для разработки декадного плана работы флота судоходной компании подход судов может быть определен с некоторой вероятностью: из-за погодных условий, задержки с выходом из предыдущего порта и т.д. Недостаточная определенность информации при составлении оперативного плана в судоходной компании определяется возможным изменением гидрометеорологических условий (особенно, для судов ограниченного района плавания), изменениями в количестве предъявленного груза, требованиями карантинной службы, претензиями таможенной службы, и т.д.

Информационные системы этого класса характеризуются большим количеством входящих оперативных сообщений и ежесуточной оперативной корректировкой принятых (предварительных) решений.

Наибольшую специфику на транспорте имеют информационно-управляющие системы 4-го класса - ИУС для оперативного контроля транспортного процесса. Эти системы работают в режиме реального масштаба времени. Они характеризуются большим объемом входной информации, передаваемой со всех концов земного шара, необходимостью наличия сложной аппаратуры передачи данных и каналов связи, необходимостью быстрого анализа полученной информации и ответной реакции на поступившие сообщения. Для транспорта вообще и морского, речного транспорта, в частности, эти информационные системы имеют наибольшее значение, т.к. необходимо осуществлять оперативное управление движущимися объектами, находящимися порой за сотни и тысячи километров от управляющей системы. Развитию этих систем на транспорте уделяется наибольшее внимание, и именно они получили наибольшее развитие в транспортных системах.

В чистом виде информационные системы конкретного класса на транспорте, как и в других отраслях, существуют редко. Как правило, информация, поступившая в конкретную информационную систему, передается в другие и там преобразуется в соответствующий вид для использования в задачах других классов. Тем самым устраняется дублирование входной информации, и повышается эффективность информационных систем.

В последние два тысячелетия как у нас в стране, так и, особенно, за рубежом было разработано большое количество информационных систем для управления транспортным процессом. В начале 80-х годов в бывшем СССР в ЦНИИ морского флота, ЦНИЭВТе разработаны автоматизированные системы первой очереди, которые использовались для разработки перспективных планов развития флота. В то же время в пароходствах и портах Мин Морфлота, Минречфлота были внедрены информационные системы и подсистемы для разработки “Непрерывного графика работы флота”, “Непрерывного план-графика работы порта” и составления статистических отчетов о работе пароходств и портов и др. системы учетно-аналетического характера. Эти системы и подсистемы базировались на ЭВМ класса ЕС и существовавшей в то время аппаратуре передачи данных. С переходом на использование персональных компьютеров, в настоящее время большинство из этих информационных систем не используются.

В настоящее время большинство транспортных фирм России либо являются пользователями крупных международных систем (Internet, Mardata и т.д.), либо разрабатывают свои локальные информационные системы для решения своих локальных задач, либо используют комбинацию этих решений.

Все современные информационные системы базируются на принципах EDI- электронного обмена данными. Считается, что достоинствами EDI являются:

-возможность пересылки информации электронной почтой, что позволяет существенно сократить время получения информации и быстрее принимать необходимые решения. При этом предполагается, что соответствующие официальные юридические действенные документы пересылаются обычной почтой;

- при разработке и принятии соответствующих международных соглашений отдельные документы могут заменяться юридически действенными электронными документами. На наш взгляд, эта тенденция будет развиваться по мере улучшения качества систем EDI и средств защиты информации.

Системы EDI имеют огромное значение при осуществлении перевозок грузов “from door to door”, особенно при мультимодальных перевозках. Грузовладельцы хотят знать, где и в каком положении находится их груз, владельцы транспортных средств хотят контролировать использование своей техники, и системы EDI позволяет это сделать в реальном масштабе времени. В различных странах на различных видах транспорта уже давно работают отдельные системы EDI. На морском транспорте основными пунктами, в которых развивались информационные технологии, были морские порты. Порты являются естественными узловыми точками, в которых осуществляется взаимодействие и сталкиваются интересы различных участков транспортного процесса: грузоотправителей и грузополучателей, судоходных и стивидорный компаний, агентов, брокеров, экспедиторов, представителей таможенной службы и т.д. Всем им нужна информация. И в Европе, и в США, и на Дальнем Востоке во многих портах созданы и запатентованы свои информационные системы. Нам наиболее интересен опыт Европы, т.к. с европейскими странами мы связаны не только морским транспортом, но и в мультимодальном сообщении.

В настоящее время наилучшую информационную систему в Европе имеют порты Германии. В Гамбурге с 1983 года действует система DAKOSY (Коммуникативная система данных), пользователем которой может стать любая фирма, связанная с перевозкой грузов через порт Гамбург. В базу данных DAROSY поступает и хранится в ней в соответствии с регламентом информация обо всех грузах, проходящих через Гамбург, прибывающих и обработанных судах, стивидорных, экспедиторских и прочих компаниях, логистических и дистрибьютерных центрах и т.д. DAKOSY связанна с электронной информационной системой COMPASS порта Бремен, имеется возможность электронной коммуникации с информационной системой германских железных дорог HABIS (Портовые производственно-информационные системы). Дальнейшее развитие связи систем DAKOSY и HABIS получило в создании системы ISETEC (инновационные морские портовые технологии), финансируемые за счет германского правительства.

В порту Роттердам с 1987 года функционирует система INTIS - Международная Транспортная Информационная Система. Пользователями системы являются практически все фирмы, связанные с транспортировкой груза через Роттердам. В INTIS имеется возможность электронного обмена с системой DAKOSY и другими транспортными информационными системами Европы и мира.

В Антверпене действует система SEAGHA. Система для обмена упорядоченной информацией в порту Антверпен, которая обеспечивает не только обмен электронной информацией для пользователей, находящихся в порту Антверпен, но и их электронную связь с другими фирмами и системами вне порта. Например, предусмотрена возможность обмена информацией с системой INTIS, электронной информационной системой бельгийских железных дорог - Raileasy и т.д. Одним из интересных элементов системы SEAGHA является возможность отслеживания прибытия и отправления автомобилей на грузовых терминалах Антверпена.

Во французских, итальянских и испанских портах также работают свои системы EDI, которые существенно улучшают и облегчают управление грузопотоками, проходящими через эти порты.

На железнодорожном транспорте информационные системы также играют очень большую роль. В отдельных странах разрабатываются свои локальные информационные системы (например, HABIS, Raileasy, и др.). В то же время для железных дорог очень важна единая информационная система, т.к. грузы, доставляемые из пункта назначения, как правило, проходят по дорогам нескольких стран и пользуются услугами нескольких железных дорог.

В Европе действует система Hermes, являющаяся телекоммуникационной сетью большинства железнодорожных компаний. Система Hermes позволяет:

- осуществлять связь и контроль за движением грузов по железным дорогам Европы;

- бронировать железнодорожные билеты для пассажиров, следующих в международном сообщении;

- проводить взаимные расчеты между железнодорожными компаниями.

В мультимодальных перевозках информационные технологии имеют еще большее значение. В связи с тем, что при доставке грузов получателю используется несколько видов транспорта, необходимо отслеживать не только транспортировку груза каким-либо одним видом транспорта, но контролировать процесс передачи груза с одного вида транспорта на другой. В настоящее время нет пока еще единой сети, позволяющей отслеживать этот процесс.

Организаторы и пользователи мультимодальных перевозок - грузоотправители и грузополучатели, экспедиторы, дистрибьюторы и перевозчики пользуются двухсторонней электронной связью для ускорения процесса обмена информацией. При необходимости они используют информацию отдельных информационных систем, например, DISK (Диспозиционная система комбинированных перевозок, разработанная железными дорогами Германии), HUPAC (Швейцария), KOMBIDAN (Дания) и др. Но эти связи носят двухсторонний характер, а не являются звеньями единой цепи.

Дальнейшее развитие информационных технологий в области мультимодальных перевозок будет идти по пути создания информационных сетей. Для этого имеется как объективная необходимость, так и субъективные трудности.

Объективная необходимость определяется потребностью всех участников перевозки в информации, в ускорении получения транспортных документов и ускорении транспортировки грузов в целом.

Субъективные трудности заключаются в том, что страны компании, которые уже вложили огромные средства в создание своих информационных систем, не очень хотят вкладывать новые средства для их адаптации к международным системам.

Европейское сообщество (ЕС) выделяет средства для разработки единой информационной сети стран ЕС. Учитывая, что торговля России с ЕС и транспортировка российских внешнеторговых грузов в страны ЕС и обратно будут увеличиваться, России явно необходимо принять участие в этих разработках, чтобы оказаться в числе пользователей единой интегрированной европейской транспортной информационной системы (ЕЦЕТИС)

Конечно, в России сейчас нет средств для того, чтобы стать полноправным участником данной разработки. Но у нас пока еще есть достаточное количество квалифицированных людей, которые могли бы взять на свои плечи часть разработки системы, способствуя тем самым интеграции России в единую транспортную систему Европы.

При обсуждении вопросов проектирования такой единой интегрированной европейской транспортной информационной системы (ЕЦЕТИС), как и всякой другой информационно-управляющей системы (ИУС) возникают требования к повышению их эффективности.

К ним относится, прежде всего, обучение, участие ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМЫ. Сложные компьютеризованные ИУС обычно проектируются группой специалистов с помощью сторонних консультантов. Чтобы проектируемая ИУС была эффективной на практике, этим специалистам чрезвычайно важно привлечь к прессу проектирования тех управляющих, которые впоследствии ею будут пользоваться. Эти пользователи лучше других знают, какие решения являются главными и какая информация нужна для их принятия.

Кроме того, если руководители, которые будут пользоваться информацией, не примут определенного участия в процессе разработки, может оказаться, что система не будет давать им необходимой информации или будет перегружать их бесполезной информацией. Как станет видно при рассмотрении изменений в процессе управления, привлечение к проектированию людей, ответственных за внедрение, обычно уменьшает сопротивление изменениям.

Уменьшить сопротивление переменам также можно, если как следует обучить пользователей работе с системой. Такое обучение можно должно уменьшить страх перед неизвестностью, который внушает сложная ИУС. И, что наиболее важно, предварительное обучение позволит пользователям глубоко узнать возможности системы и поможет им избежать тех “ловушек”, которые являются следствием имеющихся ограничений. Без такого обучения пользователи могут оказаться во власти обслуживающего технического персонала и чувствовать себя так, будто ИУС управляет ими, а не наоборот. В результате может возникнуть нежелание пользоваться системой.

ИУС не может считаться эффективной, если выгоды от ее использования заметно не превышают затраты на ее создание. Наилучшая ИУС - это обязательно такая, которая дает наибольшее количество информации и наибольшую точность и скорость. Лучшая система - это система, которая дает информацию необходимого количества и качества, для целей управления при наименьших возможных затратах. Стоимость эксплуатации ИУС значительно превосходит затраты на оплату труда специалистов и стоимость оборудования обработки данных. В состав затрат входит время, затраченное на ее проектирование, установку, обучение персонала, а также время и расходы, созданные со сбором, накоплением и обработкой информации. И наконец, ИУС должна быть гибкой с точки зрения возможности ее модернизации в соответствии с возникающими изменениями как внутренними, так и внешними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: