Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» направлена на формирование целостной системы знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, технологии управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта.
ПРЕДМЕТОМ учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» является изучение механизма управления денежными фондами и денежными отношениями, т.е. тем, что составляет понятие «финансы».
Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» является теоретическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области организации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, учета, анализа, управления, придающим практическую направленность и системность изученным предметам.
ЦЕЛЬЮ дисциплины «Финансовый менеджмент» является формирование у будущих специалистов фундаментальных знаний в области теории управления финансовыми подразделениями организации (предприятия), раскрытие сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента, необходимости управления финансами, содержания его традиционных и специальных функций, роли и значения в современных рыночных отношениях.
|
|
ЗАДАЧИ дисциплины:
- изучить особенности организации управления финансами;
- изучить систему информационного обеспечения финансового менеджмента;
- овладеть современными методиками оценки эффективности принимаемых финансовых решений;
- приобрести навыки анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта и прогнозирование возможности банкротства;
- освоить основы оценки финансовых и предпринимательских рисков;
- овладеть методологическими приемами планирования и прогнозирования денежных потоков.
Финансовый менеджмент представляет собой синтетическую дисциплину, интегрирующую в себе достижения целого ряда дисциплин. Научные и практические разработки в области финансов, кредита, страхования, статистики, финансового анализа и ряда других наук служат научно-методологической базой финансового менеджмента.
В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента не только как специфического и самостоятельного вида управленческой деятельности, но и как учебной дисциплины.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД (50-е гг. ХХ в.) связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков». Его представители – профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, предприняли попытки обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые показали многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.
|
|
ВТОРОЙ ПОДХОД (60-е гг. ХХ в.) обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа». Основная идея подхода заключается в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.
ТРЕТИЙ ПОДХОД (70-е гг. ХХ в.) сформирован под воздействием взглядов школы «мультивариантных аналитиков», представители которой исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД (80-е гг. ХХ в.) связан с появлением «школы аналитиков», основное направление деятельности которых – прогнозирование банкротства компаний. Представители этой школы делают в анализе акцент на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.
ПЯТЫЙ ПОДХОД (развивается с 60-х гг. ХХ в.) представляет собой новое направление в финансовом менеджменте. Он сформирован на основе школы «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги.