Основой рациональной организации и управления на автомобильном транспорте при проведении ТО и ремонта автомобилей является производственный процесс.
Рационально организованные производственные процессы создают условия для применения наиболее прогрессивных и эффективных принципов, методов, форм и рациональных организационных структур управления, которые обеспечивают оптимальное сочетание децентрализованных и централизованных процессов управления и обеспечивают максимальную эффективность управления.
Любой процесс труда включает три основных элемента: средства труда, предметы труда и рабочую силу. Таким образом, производственный процесс – это совокупность процессов труда, рабочей силы, использующей средства труда, направленных на преобразование предмета труда в продукт труда.
Оптимальный производственный процесс должен обеспечивать:
§ рациональное, наиболее эффективное сочетание отдельных частей процесса (например, профилактики и восстановления);
|
|
§ наиболее рациональное использование орудий труда (конвейеры, подъемники и другое технологическое оборудование) как по мощности, так и по производительности;
§ наиболее целесообразное взаимное расположение отдельных подразделений, работников и оборудования с учетом рациональной последовательности выполнения работ по ремонту АТС;
§ внедрение научной организации труда в каждом подразделении и на каждом рабочем месте;
§ внедрение передовых методов и приемов труда с целью создания возможности осуществления прогрессивных методов управления производством.
Обобщающим показателем рациональной организации производственного процесса должен являться показатель его качественного выполнения в возможно короткий срок с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов.
Превращение предмета труда в готовую продукцию в соответствии со специализацией предприятия называется основным процессом производства. Для технической службы комплексной АТО основным процессом производства являются ТО и ремонт транспортных средств.
Производственный процесс, осуществляемый для удовлетворения нужд основного производства, называется вспомогательным процессом (например, ремонт технологического оборудования).
Производственные процессы, осуществляемые в АТО, в основном очень сложные, и для удобства анализа их можно расчленить на организационно и технически обособленные частичные процессы. Частичные процессы, в свою очередь, состоят из комплекса производственных операций.
Комплексом операций называется группа операций по изготовлению (восстановлению, обслуживанию) одной продукции (детали, узла или агрегата) на одном производственном участке.
|
|
Операция – законченная часть производственного процесса, выполняемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению заданной работы.
Технологическая операция представляет собой комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группу агрегатов автомобиля (регулировка свободного хода педали тормоза, смена масла в картере двигателя и т.д.).
Производственная программа ТО и ремонта – количество и объем различных видов технических воздействий – ежедневное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), общая (Д-1) и углубленная диагностика (Д-2).
Метод технического обслуживания (ремонта) –совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).
Поточный метод технического обслуживания – метод выполнения технического обслуживания на специализированных рабочих местах с определенными технологическими последовательностью и ритмом.
Ритм производства – время, приходящееся на выпуск одного автомобиля из технического обслуживания или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны.
Такт линии – интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания (такт линии при использовании конвейера равен времени передвижения автомобиля с поста на пост).
Такт поста – время пребывания автомобиля на посту.
Средства технического обслуживания (ремонта) –средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта).