double arrow

Законодательство об административных правонарушениях. Административное правонарушение и административная ответственность


В РФ действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи – лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные и противопожарные правила, охраны окружающей среды, правила паспортной системы и др.

Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, организаций и граждан.

Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит административной ответственности.

Необходимо иметь ввиду, что административное принуждение более широкое понятие, нежели чем административная ответственность. В частности в систему административного принуждения кроме административной ответственности входят и: - административно-предупредительные меры; - меры административного пресечения; - меры административно-процессуального обеспечения. И если административная ответственность представляет собой реализацию за совершенное правонарушение, тогда как, например меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (личный досмотр пассажиров в аэропортах и др.).




Законодательство об административных правонарушениях состоит из:

- Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). В нем отражены нормы материального и процессуального характера.

- Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области». Только нормы материального характера.

Данные законы основываются на Конституции РФ, нормах международного права и международных договорах РФ.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Ст. 2.1 КоАП административное правонарушение определяет как противоправное, виновное действие (б) физического или юридического лица, за которое КоАП и законом области установлена административная ответственность.



Признаками административной ответственности являются: а) антиобщественность, т. е причиняет вред обществу, личности..; б) противоправность, т. е. нарушены нормы права и ответственность наступает за правонарушения, прямо предусмотренные н. п. а.; в) виновность - правонарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности; г) наказуемость.

Административную ответственность необходимо отграничить от иных видов юридической ответственности, особенно уголовной, ибо некоторые нарушения могут повлечь уголовную ответственность, если это предусмотрено УК РФ. Основной критерий отграничения – степень общественной опасности (наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, гибель людей при д. т. п., а также возможность наступления таковых. Например, нарушение правил хранения взрывчатых веществ. Критерием и размер имущественного ущерба.

Для привлечения к ответственности необходим состав и к таковым:

-объект правонарушения, что охраняется административным законодательством, какие общественные отношения;

-объективная сторона правонарушения,– каковы действия (б) правонарушителя;

-субъективная сторона предполагает отношение правонарушителя к содеянному;

-субъект правонарушения вменяемое ф.л с 16 лет; должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; юридическое лицо в случаях предусмотренных законом.



Крайняя необходимость исключает административное правонарушение, т. е. причинением лицом вреда, охраняемым законом интересам при устранении опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица совершившего административное правонарушение при малозначительности административного правонарушения, и ограничиться устным замечанием органом уполномоченным решать дело об административном правонарушении (ст. 2.9).







Сейчас читают про: