Семья Найтли и семья Карим

Мистер Найтли был арестован за нападение на своего соседа, мистера Кари-ма, и его сына. Нападение произошло на окраине города, где они проживали. Мистер Найтли был освобожден под залог, но вновь арестован за повторное на­падение. Семья Найтли находится во враждебных отношениях с семьей Каримов. Дело в том, что Каримы содержали индийский ресторан. Он создавал серьезную конкуренцию закусочной «Рыба и чипсы», которой владел брат мистера Найтли. Более того, трое детей Найтли неоднократно задерживались полицией. Один из них был исключен из школы за запугивание младших детей Каримов. Миссис Найтли принимает антидепрессанты, недавно она перенесла операцию по уда­лению матки. Миссис Карим большую часть времени проводит на кухне ресто-


рана, а ее две дочери обслуживают посетителей, из-за чего часто пропускают школу. Дети Найтли находятся на учете полиции как дети из неблагополучной семьи, а дети Каримов имеют проблемы со школой.

Что могут предложить критические и радикальные подходы для анализа этой ситуации социальному работнику, занимающемуся защитой прав детей? Какие действия возможны с этих позиций?

Комментарий

Критическая социальная работа во многом ушла вперед по сравнению с радикальной социальной работой, в частности благодаря влиянию постмо­дернизма, конструктивизма и феминизма. В то же время практика критиче­ской социальной работы содержит те же элементы, что и радикальные подхо­ды, поэтому эти теории имеют следующие схожие проблемы.

■ Существует определенное противоречие между направленностью соци­альной работы на поддержку отдельных индивидов и ее стремлением к коллективной социальной справедливости (Скаурфилд, 2002). Критиче­ская теория строится на принципах коллективных действий, для нее ха­рактерно отрицание индивидуальных потребностей клиентов. Иногда в ней видится отсутствие этики, заботы и практической пользы, посколь­ку это не то, чем должны заниматься социальные службы. Критическая теория предлагает только частичное объяснение поведения и ситуаций.. которыми сталкиваются социальные работники. Марксистская психоло­гия личности в трактовке Леонарда (1984) пытается связать общие объяс­нительные принципы социальной теории с изучением индивидуальных реакций.

■ В критической теории практически отсутствует объяснение эмоциональ­ных проблем, несмотря на то, что влияние феминизма привело к некото­рым изменениям в этом отношении. Вместе с тем акцент на материаль­ных и социальных проблемах, соблюдении социальных прав и гарантий не оправдывает, по мнению представителей гуманистического и психо­динамического направлений, отсутствия внимания к человеческим, эмо­циональным и личностным проблемам. Рекомендации сторонников ра­дикального подхода остаются теоретическими, они не связаны с конк­ретными проблемами, с которыми приходят клиенты. Таким образом-недостатком этого подхода является тенденция, противоположная тен­денции традиционной социальной работы исходить из теоретических пред­посылок и мнений специалистов относительно положения клиентов. Мнения людей, которых они призваны поддерживать, часто не прини­маются во внимание. Именно это обстоятельство подвергается критике со стороны приверженцев доказательной практики. В ответ представителе критического направления говорят, что осознание и позиция клиентов нуждаются в развитии.

■ Еще одной проблемой радикальной теории является недостаточная про­работка практических рекомендаций. Для критической теории характер попытка преодолеть этот недостаток, в частности с помощью социально-


конструктивистских методов, позволяющих услышать и отреагировать на обращение клиентов, особенно тех, кто находится в маргинальном поло­жении и исключен из общества. Кроме того, подход, предлагающий по­следовательный и критический взгляд на мир, полезен сам по себе. Фук (2002) свидетельствует о практическом значении многих техник, таких как обозначение явлений, аналитический взгляд, а также продвижение общих социально значимых принципов.

■ Консайентизация (развитие осознания) основана на механизме инсайта
(открытие нового), однако непонятно, каким образом инсайт приведет к
изменению. Подобная критика направлена также и в адрес психодинами­
ческих теорий. Вместе с тем, как было показано при описании когнитив­
но-поведенческих теорий, инсайт может побуждать людей к действиям и

/преодолению проблем.

■ Критический анализ социального положения различных групп помогает выявить многочисленные проблемы. Однако аналитические выводы ли­шены последовательности и четкости, отсутствует единая позиция в от­ношении необходимых действий (Ройек и др., 1989), что носит негатив­ный и демотивирующий характер.

■ Власть в критической теории рассматривается односторонне и приравни­вается к контролю. Социальные работники оказываются чрезмерно при­вязанными к анализу проявлений угнетения и не замечают существова­ния сложных межличностных отношений, которые также являются отно­шениями власти. По мнению экзистенциалистов, клиенты, даже находя­щиеся в ситуации гонения и преследования, имеют определенную власть над своей жизнью (Ройек и др., 1989).

■ Хотя в критической теории утверждается стремление к социальным из­менениям, невозможно примирить интересы всех социальных групп и добиться справедливого распределения ресурсов, поэтому на практике это превращается в требование увеличить число социальных услуг для угнетенных групп (Ройек и др., 1989).

■ В критической теории социальной работы не обсуждаются вопросы рели­гиозного угнетения и случаи нарушения прав человека, в том числе пыт­ки, а также ограничение политических свобод, т.е. права выражать свое мнение и избирательного права. Причиной этого, возможно, является западное происхождение данных концепций. В развитых странах данные права соблюдаются, и протест против их нарушения не является актуаль­ной задачей. Однако во многих государствах положение может быть иным. Кроме того, и в западных странах встречаются нарушения прав человека, перечисленные выше. Следовательно, недостатком критической теории можно считать неверную расстановку приоритетов. С другой стороны, тра­диционная радикальная теория с ее акцентом на структурном неравен­стве на основе классовых различий и различиями между богатыми и бед­ными имеет преимущества перед современными трактовками неравен­ства. Проблемы сексизма, расизма и других «измов» представляются для большинства людей менее важными проблемами, чем другие проблемы.


Считается, что с помощью методов развития сознания можно избежать проблем, возникающих при использовании инсайта в традиционных тера­певтических теориях, поскольку целью является не просто понимание, а действие, продиктованное новым знанием. В то же время отсутствие реаль­ных изменений, следующих за инсайтом в психологических моделях, ско­рее всего, означает, что в них недостаточно проработаны технологии со­циальной работы. Те же проблемы с практическими технологиями могут проявляться и в структурной социальной работе, где инсайт также може-не приводить к действиям. Критика традиционной социальной работы я неэффективность практики содержит призыв к замене ее на практическую работу критического направления. Вместе с тем практические специалис­ты, придерживающиеся критического подхода, тоже могут работать неэф­фективно. Теоретики критического подхода в ответ на это утверждают, чтс в психологических теориях инсайт приводит к действиям на уровне изме­нения установок, а целью в данном случае является достижение соответ­ствия социальным ожиданиям в рамках существующего социального по­рядка. В критической теории новое знание тесно связано с действиями на внешнем уровне, направленными на изменение социального порядка. С одной стороны, подобные действия могут быть более эффективными, поскольку в данном случае возможны совместная деятельность и взаимо­помощь. С другой стороны, психологические изменения в нужном направ­лении поддерживаются всей социальной системой.

Данный подход является в большей степени идеологией, чем теориек: здесь отсутствуют закономерности, проверяемые эмпирическим путем В ответ марксисты бы сказали, что их исследовательским методом яатя-ются исторический анализ и диалектическая полемика. Кроме того, в кри­тической теории утверждается, что позитивистские (доказательные) ме­тоды отражают гегемонию правящих кругов, поскольку поддерживают л укрепляют существующий социальный порядок, поэтому в рамках \ кальной теории они являются неадекватной формой исследования. В этом смысле любая теория представляет определенную идеологию и зачасту»: оправдывает существование привилегированных классов.

Подобно большинству идеологий, критические теории определяют идеи протеста в своих терминах и дают соответствующую интерпретацию (в этш терминах часто формулируется идеология угнетенных групп). То же ха­рактерно и для других теорий (например, в психодинамической теории считается, что критика и несогласие часто объясняются неосознаваемы­ми страхами или внутренними конфликтами протестующего).

В некоторых критических концепциях утверждается, что причиной про­блем клиента являются, скорее, неадекватность и подавление (в соци­альной среде и социальных службах), чем личностные факторы. В наибо­лее радикальном варианте ответственность индивида может полносты» отрицаться и заменяться обвинениями в адрес социального окружения (Галпер, 1975; Вебб, 1981). Это может привести к тому, что социальные работники будут поддерживать клиентов в ущерб нуждам и интересам окружающих людей, поскольку потребности и желания беднейших слое» населения не всегда могут быть приравнены к интересам всего рабочего



ласса. Кларк (1976) приводит характерный пример, когда предоставле­ние государственного жилья одной социальной группе вызвало недоволь­ство другой группы.

Критикуя недостатки данного подхода, важно не впадать в крайность. В действительности многие службы и их клиенты используют методы крити­ческой работы и работы в малых социальных группах, а недостатки вовсе не означают, что подход в целом должен быть исключен. Совместно с другими теориями он может применяться на практике и обогащать теоретические по­знания социальных работников при условии отсутствия серьезных конфлик­тов с социальными службами. Критические концепции помогут смягчить не­достатки традиционной практики, совершенствуя и способствуя ее прогрес­сивному развитию. В этом отношении полезно тщательно изучать и анализиро­вать все противоречия и отказаться от восприятия конфликта как единствен­но возможного метода социальной работы критического подхода. В современ­ных концепциях критической социальной работы подробно описываются прак­тические технологии, способствующие ее реализации. Необходимо также осу­ществлять перемены постепенно, а не пытаться достичь кардинальных соци­альных изменений на каждом отдельно взятом этапе работы.

Вместе с тем некоторые практические рекомендации критической соци­альной работы связаны с коллективными действиями, сфокусированными на структурных изменениях, а не на индивидуальной помощи. Подчеркивается необходимость в достижении людьми нового понимания и критического ана­лиза собственной ситуации. С одной стороны, клиенты и специалисты могут столкнуться с трудностями, пытаясь следовать этим рекомендациям. Клиен­там может показаться, что для них существуют только две альтернативы: при­нятие реальности или длительное сопротивление. Кроме того, может появить­ся нежелание каким-либо образом менять собственное мировоззрение. С дру­гой стороны, работа в этом направлении сможет дать положительные резуль­таты, поскольку с ее помощью можно прийти к новому пониманию, которое позволит объяснить то, что было непонятно ранее. Вызывает сомнение и ут­верждение о том, что изменение политических и социальных представлений клиентов входит в профессиональные обязанности специалистов и государ­ственных служащих и что это не способствует решению, к примеру, таких вопросов, как защита интересов детей. Социальные работники, скорее, стол­кнутся с проблемами в профессиональной деятельности, пытаясь работать на основе критических подходов, поскольку официальные учреждения представ­ляют правящую идеологию. Поэтому эти специалисты не смогут реализовать запланированные стратегии. Однако критический анализ различных идей мо­жет быть полезным, как, например, критический анализ общества риска Бека (1992), показывающий, каким образом современные общества сопротивля­ются возникновению риска. Критический анализ может помочь специалистам в теоретическом осмыслении своей деятельности и в анализе ее адекватности. Подобные ему подходы показывают, что слишком радикальные действия по­давляют родителей в процессе отстаивания интересов ребенка или сохраняют репутацию службы, но ухудшают положение пожилых людей, чрезмерно ак­центируя внимание на их способности к самостоятельной жизни без поддерж­ки социальных служб.


ИТОГИ ГЛАВЫ

Радикальная социальная работа является предшественницей критической соци­альной работы. Она характеризуется критическим взглядом на существующий со­циальный порядок, а также социальный контроль и контролирующие функции со­циальных работников, анализирует последствия профессионализации социаль­ной работы и проявления институциональной власти социальных служб.

Для современной критической практики свойственен особый аналитический взгляд на социальные проблемы, который помогает социальным работникам твор­чески подходить к практической деятельности и реагировать на проблемы, порож­денные угнетением и неравенством.

В критической теории подчеркиваются определенные аспекты жизни, включая роль власти, идеологической гегемонии, класса и статуса, а также профессиона­лизации, тендера и угнетения. Критическая теория представляет данные идеи в понятной для социальных работников форме, кроме того, на ее основе были со­зданы прикладные технологии.

Акцент критической теории на властных отношениях способствует адекватному раскрытию подходов, анализирующих сексизм и расизм, что достигается лишь не­многими другими теориями. Развитие этой перспективы более отчетливо показа­но в главе 13, посвященной антидискриминационной теории.

Глава 12. ФЕМИНИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

/

О чем повествует эта глава

Перспективы феминизма в социальной работе сосредоточены на рассмот­рении угнетенного положения женщин в большинстве обществ и реакции на него. Это важно для социальной работы, поскольку в большинстве стран со­трудниками социальных служб в основном являются женщины, и перспекти­вы феминизма позволяют им понять свои социальные роли и положение в обществе. В основе феминистской практики лежат сотрудничество и групповая работа, которые направлены на формирование самосознания в вопросах, за­трагивающих социальные взаимоотношения женщин внутри общества. Кроме того, в большинстве агентств основная часть сотрудников — женщины, но они не занимают высоких должностей. Идеи феминизма направляют усилия социальных работников на понимание проблем женщин в социуме. В основе этих идей лежит не только стремление к радикальным преобразованиям в обществе, равенству и взаимной помощи, зачастую они связаны с личным и общественным ростом и развитием. Таким образом, феминистские перспек­тивы между социал-коллективистским и рефлексивно-терапевтическим под­ходами к социальной работе в зависимости от специфики практики.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Феминистские идеи имеют длительную историю. Они связаны с политической, со­циальной, культурной и другими формами угнетения женщин и их социальными отношениями при патриархате, с системой мышления и социальных отношений, где привилегии и власть принадлежат мужчинам и создаются такие взаимоотно­шения между полами, которые лишают женщин права голоса, власти и обесцени­вают их роль.

> Либеральный феминизм концентрирует внимание на неравенстве возможностей, радикальный феминизм — на патриархальных отношениях, социалистический феминизм — на угнетении женщин как части социального неравенства, феминизм темнокожих — на многообразии и ценности женского опыта, а постмодернистс­кий феминизм — на культурных и социальных дискурсах в обществе, которые ог­раничивают представления о женщинах и возможностях их развития.

> В социальной работе феминистские перспективы усиливают внимание к власт­ным отношениям, которые ставят женщин в невыгодное положение в профессио­нальном отношении, отрицают их компетентность, опыт и ценности, а также необ­ходимость понять и отделить женский жизненный опыт от мужского опыта, а так­же ролям, которые должны играть мужчины при возникновении тендерных про-


блем, связанных с обеспечением ухода, проституцией, домашним, сексуальным насилием и эксплуатацией женщин.

> Феминистская социальная работа основывается на разделении отношений меж­дуличным опытом и общественными проблемами, а также на методах вмешатель­ства социальных работников (возможно, с элементами притеснения) от имени об­щества в семейную сферу.

> Феминистская практика имеет место в диалоговых, эгалитарных взаимоотношени­ях, в рамках которых можно разделять и оценивать опыт и особенности женщин.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Пробуждение самосознания (связанное с практикой развития критического осо­знания) как стратегия стимулирования познания и изменений.

> Переосмысление как инструмент для исследования с последующим использова­нием его в качестве элемента практики.

> Диалоговые, эгалитарные отношения как средство продвижения практики, в ко­торой ценят и оказывают доверие женщинам.

> Социальная и личная идентичность, а также социальные процессы, которые ее формируют и изменяют и являются важными аспектами конструирования и ин­тервенции в различных взаимоотношениях.

Общий теоретический контекст

История феминизма насчитывает более ста лет. Первая волна феминист­ского движения в конце 1800-х гг. была связана с борьбой за политические и имущественные права женщин. Вторая волна — 1960-е гг. — была связана с борьбой за демократические преобразования общественной жизни, которые бы изменили положение женщины в обществе и отношение к ней. МакЛолин (2003) характеризует разногласия между социальными теориям и феминист­скими перспективами. В частности, с точки зрения теории, основанной на марксистских представлениях, исследуются интересы и перспективы различ­ных групп. Современные постмодернистские воззрения подчеркивают куль­турные и лингвистические аспекты правовых отношений между женщинами и мужчинами. В этом аспекте интересна работа Гиллигэн (1982). Она показывает, что женщины и мужчины следуют разной логике объяснения вопросов мора­ли (Фоудс, 1985), а Дэвис (1985) считает, что мужской рационализм заглу­шил «голоса» женщин. По мнению Гиллигэн (1986), это означает различие в подходах к пониманию, самооценке и определению того, что морально, а что нет, мужчинами и женщинами. Требуются альтернативные пути определения социальной работы, не допускающих со стороны социальных служб исключе­ния перспектив, связанных с женщинами.

Начиная с 1960-х гг., в рамках феминизма стали появляться различные направления. Среди них следующие:

Либеральный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или градуа­лизм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления стремятся к


равенству между мужчинами и женщинами, в частности на рабочих мес­тах и дома. Этот подход сосредоточен на том, каким образом половые различия в связи с культурными допущениями переходят в тендерные различия, которые влияют затем на социальные отношения. Ответом на неравенство является борьба за создание равных возможностей мужчин и женщин законодательным путем, т.е. путем изменения социальных пред­ставлений и процесса социализации таким образом, чтобы исключить проблемы тендерного неравенства.

Радикальный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или сепара­тизм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления концентри­руют внимание на патриархате, социальной системе, характеризующей­ся властью и привилегиями мужчин. При таком подходе различия между мужчинами и женщинами ценятся и превозносятся; поощряется созда­ние отдельных женских структур внутри существующих организаций и собственно женских социальных структур.

Социалистический (марксистский) феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминел­ли, 2002а), или активизм (Роджек и др., 1989), который рассматривает угнетение женщин как часть структурированного неравенства в рамках классовой социальной системы. Поскольку женщины играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, выполняя домашнюю работу и забо­тясь о детях, представители этого направления подробно рассматрива­ют этот аспект. Угнетение женщин связано с другими формами угнете­ния (такими как расовое угнетение, исключение из общества инвали­дов). Необходимо анализировать социальные отношения, основанные на угнетении, чтобы учитывать интересы притесняемых групп в различ­ных подходах.

Феминизм темнокожих (Доминелли, 2002а; Коллинз, 2000) возникает как сопротивление расизму, подчеркивает многообразие женщин и вы­ступает против различных видов угнетения, которым они подвергаются. Коллинз (2000) считает, что поскольку темнокожие женщины подвер­гаются угнетению во многих областях социальной и семейной жизни, то их опыт интереснее, чем опыт белых женщин. На различные виды угнетения люди реагируют по-разному в зависимости от особенностей опыта, и поскольку угнетение в различных сферах взаимосвязано, уста­навливаются связи с другими движениями за социальную справедли­вость. Представители этого направления обобщают семейный опыт вре­мен рабства и традиционной семьи и изучают социальные модели аф­риканских и других стран.

Постмодернистский феминизм (Сэндс и Нуккио, 1992; Доминелли, 2002а) обращается к сложности социальных отношений, в которые вовлечены женщины, и акцентирует внимание на том. в каком дискурсе общество создает социальные теории о роли женщин в обществе. Одной из важных особенностей постмодернистского феминизма является попытка ставить под сомнение категории и изучить социальные отношения, включающие наблюдение и дисциплину, с которыми связаны социальные работники (Фоколт, 1972).


Либеральный феминизм критикуется за игнорирование реальных различии интересов и жизненного опыта мужчин и женщин и за стремление создать равные возможности. Дело в том, что равные возможности не гарантируют хороших результатов, другие аспекты неравенства могут не позволить женщи­нам воспользоваться ими. Радикальный феминизм критикуется за сосредото­ченность на тендерных различиях и на опыте женщин, что приводит к игно­рированию разнообразия интересов среди различных групп женщин. Выделе­ние тендерных различий может снизить способность женщин в достижении социальных изменений и представить их в роли жертв.

Социалистический феминизм критикуется сторонниками радикального феминизма за ограниченность взглядов на различные формы властных отно­шений между мужчинами и женщинами. Так, представители этого направле­ния не уделяют внимания вопросам насилия и сексуальности. Сосредоточен­ность на классовом и экономическом угнетении способствует формированию неадекватных представлений о патриархальных отношениях. Как и все пост­модернистские теории, постмодернистский феминизм можно критиковать за то, что он выделяет относительность социального понимания. Тендер рассмат­ривается в данном случае как социально сконструированная категория, а не как зависящая от половой идентичности категория. Кроме того, постмодерни­стские идеи подчеркивают роль языка в создании различных социальных пер­спектив и категорий. Таким образом, в постмодернистском феминизме пред­полагается, что категория «женщина» не является единственной категорией, поэтому эксплуатации и угнетению женщин не уделяется внимания (Форсей и Нах, 1998). Некоторые феминисты высказывались о негативном влиянии постмодернизма, который не позволяет сосредоточиться на властных отно­шениях в условиях угнетения (Фосетт и Физерстоун, 2000).

Области пересечения

Феминистская социальная работа достаточно хорошо проанализирована. Сэндс и Нуккио (1992) подчеркивают важность проблематизации социальных и тендерных категорий. Речь идет о том, что необходимо уходить от стереоти­пов, на основе которых формируются социальные категории, а также харак­теристики людей, которые разводятся по разным тендерным категориям. К примеру, ошибочно полагать, что женщины по своей природе должны за­ботиться о детях лишь потому, что они их рожают. В работе Тэйлора и Дэли (1995) рассматривается историческое развитие роли женщин, подчиненным мужчинам согласно общим социальным обычаям, закону, медицинской прак­тике и религии, которые оказали существенное влияние на социальную рабо­ту. Это определяет многие направления, в которых тендерные категории счи­таются доказанными. В книге Ван ден Берга (1995а) рассматриваются такие важные вопросы, оказавшие влияние на феминистскую практику, как отно­шение к миру, социальная справедливость и насилие по отношению к жен­щинам. Миллс (1996) считает, что осуществление контроля над принятием решений является критическим элементом постмодернистского феминистского мышления и способствует установлению социальной справедливости, утвер­ждению прав женщин, страдающих от домашнего насилия. Представители фе-


министского направления социальной работы также высказывают озабочен­ность по поводу того, что социализация женщин несовместима с мужскими представлениями об управлении. Поэтому они и не занимают руководящих постов в агентствах, соответствующих их представительству в профессии в целом, и недовольны тем, как используются властные полномочия в процес­се социальной работы (Халлет, 1989; Гримвуд и Попплестоун, 1993; Тэйлор, 1995).

Некоторые авторы (Гримвуд и Попплестоун, 1993; Чернески, 1995; Кол-шед и др., 2000) выступают за использование феминистских методов в управ­лении социальной работой.

Феминисты пытаются понять жизненный опыт, перспективы и ценности женской половины человечества и интерпретировать этот опыт с женской точки зрения, которая отличается от мужской (Хадсон, 1985). Например, пси­хологическое понимание развития ребенка в социальной работе отражает, скорее, точку зрения мужчин (Уолтер и Петерсон, 2002). Важным методом является пробуждение самосознания через формирование групп, представи­тели которых имеют схожий опыт и обеспечивают взаимную поддержку. Лон-грес и МаКлеод (1980) относят пробуждение самосознания к консайентиза-ции, развитию критического осознания (по Фрейри, 1972), которое напря­мую связано с критической теорией. В главе 11 было показано, что феминист­ское мышление оказало существенное влияние на переход от радикальной теории к критической. В социальной работе считается, что задаче-центриро-ванная практика и позитивистские требования к научной практике являются приоритетами, установленными мужчинами. Есть такие понятия в гендероло-гии и феминологии, как «мужской язык» и «мужская логика» (Коллинз, 1986; Фосетт и др., 2000). Однако Уолкер (1994) указывает на результаты, достигну­тые с помощью научного метода, и утверждает, что критика должна быть полезной для того, кого критикуют. Более того, с позиции «этики заботы» утверждается, что в патриархальных обществах забота обесценивается, поскольку связана с женщинами. Партон (2003) считает, что с этим связана установка конструктивистской теории на плюрализм знания и мнений, через принятие альтернативных способов изложения фактов и реализации возможностей.

При работе с мужчинами возникает много сложностей, так как тендерные взаимоотношения непохожи на другие формы угнетения и дискриминации. Дело в том, что мужчины и женщины находятся в тесном взаимодействии, а не разделены, как многие угнетаемые группы (Милнер, 2004). Таким обра­зом, представители феминистского направления социальной работы могут считать приоритетной работу с женщинами — жертвами домашнего насилия, вместо того, чтобы воздействовать на его виновников, которыми обычно яв­ляются мужчины. Кроме того, согласно феминистским убеждениям, мужчины могут исключаться из спорных областей практики, таких как работа с жертва­ми сексуального насилия.

Профеминистская социальная работа с мужчинами нацелена на умень­шение насилия и эксплуатации по половому признаку, в частности в соци­альном образовании при подготовке социальных работников (Каванаг и Кри, 1996). Работа с мужчинами и мальчиками направлена на то, чтобы устранить негативные последствия, которые возникают в процессе овладения ими мо­делями традиционного мужского поведения, и предоставить возможность


для установления наиболее плодотворных личных взаимоотношений. Она при­звана уменьшить, в частности, стремление мужчин к изоляции, поскольку существует мнение, что они не нуждаются в помощи или поддержке. Кроме того, такая работа поможет уменьшить тенденцию к агрессии и насилию (ван Эльст, 1994). Мужчинам следует принимать участие в борьбе против тендерных стереотипов, от которых они страдают также, как и женщины (Томпсон, 1995). Существует конфликт, связанный с мужским началом. На­пример, конфликты часто происходят по поводу степени вовлеченности в воспитание детей при распаде семей, а также когда мужчины и женщины играют разные роли в семье, или из-за неформальной опеки над детьми (Прингл, 1995). Такие социальные конфликты объясняют причину особого внимания к работе с мужчинами в решении вопросов мужского начала, ко­торое порождает как проблемы, связанные с мужчинами, так и общие про­блемы. Однако такую работу можно подвергнуть критике, если она не свя­занна с потребностями мужчин, а проводится лишь для того, чтобы улуч­шить положение женщин.

Политика феминистской социальной работы

Феминистская теория появилась в западном обществе в 1970-е гг. Она вы­росла из стремления женщин — социальных работников — к расширению феминистского движения и связывалась с радикальными движениями в соци­альной работе 1960 — начала 1970-х гг. Тем не менее самые ранние работы по социальной работе феминистской направленности можно отнести к либераль­ной традиции. Они отражали общее движение в защиту гражданских прав и прав человека. В 1970-е гг. на профессиональное мышление социальных работ­ников повлияли академические исследования, посвященные проблемам жен­щин, и радикальная теория о роли женщин в семье. Феминистские движения, в свою очередь, оказали влияние на подходы к практике консультирования женщин при решении проблем их благосостояния и здоровья. Проводились также кампании по таким проблемам, касающимся женщин, как жестокое обращение, изнасилование, проституция. Ормэ (2002) определяет следующие четыре основные сферы1 феминистской социальной работы.

■ Условия, в которых находятся женщины (женщины разделяют опыт уг­нетения и дискриминации во многих сферах жизни и поставлены в невы­годные условия при продвижении по службе).

■ Практика, направленная на решение проблем женщин, в центре кото­рой — определение потребностей женщин и их удовлетворение.

■ Женская точка зрения — женщины ощущают мир иначе, чем мужчины, особенно это касается социальных и моральных вопросов.

■ Работа с различиями — благодаря сложившемуся опыту угнетения жен­щины способны идентифицировать, оценивать многие формы социальных различий и реагировать на них.

1 Здесь сфера — пределы распространения феминистской социальной работы.


Феминистские подходы связаны с появлением в 1980-х гг. исследований по проблемам женщин (например, Брук и Дэвис, 1985; Бурден и Готлиб, 1987; Хэнмер и Штатхам, [1998] 1999; Доминелли и МаКлеод, 1989). Авторы многих из них предприняли попытки взглянуть на проблемы, связанные с социальной работой, с точки зрения феминизма. К примеру, тот факт, что социальные работники, как и многие государственные службы, недостаточ­но активно занимаются проблемами женщин, подвергшихся жестокому об­ращению или изнасилованию, свидетельствует о недостаточной прорабо­танности теории социальной работы (Ормэ, 2003). Указанные проблемы были также отмечены в основных обзорных работах по теории социальной работы (Тернер, 1986; Хоум, 1987). В 1990-е гг. появилось множество публикаций, в которых были представлены детальный анализ феминистской практики в клинических учреждениях, т.е. работы с индивидуальным случаем (напри­мер, Брикер-Дженкинс и др., 1991). Широкий спектр проблем феминист­ской практики представили в своих работах Лэнгэн и Дэй (1992), феминис­тский подход в работе с малыми социальными группами демонстрирует Ормэ (2000).

Указанные работы зачастую сосредоточены на ситуациях, в которых жен­щины страдают от домашнего насилия, сексуальных домогательств, или вы­ступают жертвами тендерных различий (Валентич, 1996). Кроме того, в этих исследованиях большое внимание уделяется вопросам переосмысления за­боты о детях.

Скорфилд (2002), например, отмечает, что, поскольку социальная рабо­та основывается на принципах индивидуализма, а забота о ребенке в патри­архальном обществе осуществляется женщиной, защита детей неизбежно будет связана с проблемой поведения матери, а не с вопросами бедности и плохого питания.

Анализируя предложения феминистов по переосмыслению этой проблема­тики, Коллахан (1997) обращает внимание на следующие моменты:

■ опыт женщин но уходу за детьми является основным аспектом понима­ния практики работы с детьми;

■ семья и роль женщины в семье являются главными элементами заботы о детях;

■ репродуктивная функция как элемент общества столь же важна, как и экономическое производство;

■ необходимо перестроить взаимоотношения для того, чтобы увидеть связь между личными отношениями, отношениями между супругами, между женщинами и детьми, а также проанализировать то, что уместно, и уже затем внедрять в практику семейных отношений.

В социальной работе отсутствовала последовательная и всесторонняя тео­ретическая критика феминистских идей; их включение в состав теории соци­альной работы не оспаривалось. Однако возникали вопросы относительно их приверженности женским проблемам. Это можно рассматривать, скорее, как перенос феминистских идей в сферу определенных интересов, чем как факт признания феминистского анализа или того, что эти идеи отражают интересы


меньшинства. Феминистский анализ, при котором женщины рассматривают­ся как основные клиенты социальной работы, характеризует определенную систему благосостояния общества. В некоторых Скандинавских странах, где социальная работа ассоциируется с системой социальной безопасности, мож­но легко выделить социальную работу с мужчинами, поскольку мужчины об­ращаются в социальные службы, когда хотят получить финансовую помощь1. Можно также утверждать, что среди социальных работников-женщин счита­ется более комфортным или предпочтительным работать с клиентами-жен­щинами, а также организовывать социальные услуги в дневное время, вклю­чая патронаж и заботу о детях.

В феминистском подходе отсутствовала стратегия привлечения мужчин к выполнению традиционно женских обязанностей (уход за детьми, больными родственниками) в особых ситуациях. Однако практика показывает, что муж­чинам «по силам» женские роли. Примерами тому могут служить исследование практики ухода мужчин за женами, страдающими серьезными заболеваниями (Паркер, 1993), и дискуссия Фишер (1994) о роли мужчин в оказании общей поддержки службам помощи по месту жительства.

Феминистские идеи встречают противодействие. История социальной ра­боты показывает, что женщины остаются социально угнетенными, и соци­альные службы не тратят много усилий, чтобы изменить эту ситуацию. Ормэ (2003) утверждает, что феминисты проявляют осторожность в создании эк­стенсивных феминистских моделей общей практики, и это делает феминизм не столь примечательным. Это справедливо и относительно данной книги, поскольку мои критерии того, что считать теорией, включают наличие все­стороннего анализа применяемой теории для создания практической модели социальной работы широкого профиля, и в предыдущих изданиях я включил феминистские идеи в антидискриминационную и радикальную теорию. Я все­гда считал, что влияние феминистских идей на социальную работу в целом нед ооцен и вается.

Думается, что сопротивление феминизму связано с нежеланием социальных институтов брака занятости и социальной работы, представляющих мужские интересы, отказаться от власти. Это следствие того, что феминистские идеи не рассматриваются в рамках общей критики социальных идей и практики. Таким образом, пока феминистские перспективы широко не обсуждаются, в социальных отношениях наблюдаются незначительные изменения. Продолжа­ется критика недостаточного привлечения женщин к руководящей работе в социальных службах, а также слабого влияния женщин на учебную деятель­ность вузов. Ответные реакции часто носят защитный характер, однако необ­ходимо подвергнуть ситуации теоретическому анализу.

Дискриминация женщин продолжается повсеместно на рабочих местах и в сфере социального обеспечения. Они оказываются в невыгодном экономичес­ком и социальном положении повсюду, особенно в экономически слабо раз­витых странах.

1 Социальная безопасность в Великобритании понимается как социальное обеспечение — мероприятия, осуществляемые в обществе для защиты граждан от социальных рисков, таких как потеря работы, болезнь, старость, инвалидность или потеря кормильца. Термин «соци­альная безопасность» часто употребляется для обозначения системы денежных социальных выплат населению. — Примеч. науч. ред.


Основные концепции

Основополагающее значение современной феминистской социальной ра­боты изложено в сборнике под редакцией ван ден Берга (1995а). В этой работе представлен ряд перспектив по практическим вопросам. Доминелли в своей работе «Теория и практика феминистской социальной работы» (2002а) после­довательно рассматривает структурные перспективы феминистской теории и их применение в практике. В работе «Женщины и социальная работа» (Хэнвер и Штатхам (1999) представлены проблемы, важные для феминизма, включая социальные различия, связанные с феминистской практикой. Более ранние исследовании Доминелли и МаКлеод (1989), а также работа под редакцией Брикер-Дженкинс и др. (1991) дают теоретический анализ и обширный обзор практических вопросов, однако в них не отражены последние достижения в области постмодернистской феминистской мысли. В некоторых отношениях Доминелли (2002а) критикует эту тенденцию и не включает ее в свою прак­тическую модель. Исчерпывающей оценки постмодернистского феминизма в применении к социальной работе не существует, в феминистских работах не представлена обобщенная модель практики. Таким образом, вышеупомянутую работу Доминелли (2002), имеющую, в основном, социалистическую ориен­тацию, можно рассматривать как образец анализа феминистской социальной работы. Вместе с тем выборку клиентских групп в феминистской практике у Доминелли нельзя назвать исчерпывающей. Краткий обзор других, более об­щих, суждений о феминистской практике представлен после обсуждения ее концепции.

Доминелли: феминистская социальная работа

Доминелли (2002а, 7) определяет феминистскую социальную работу как практику, которая основывается на анализе многообразия женского опыта. В центре внимания этого анализа связь между положением женщины в обще­стве и теми их индивидуальными трудностями, которые возникают при со­здании равноправных отношений между социальным работником и клиен­том, а также при обращении к проблемам структурного неравенства. Это име­ет отношение к жизни женщин и социальным отношениям в целом. Фемини­стская социальная работа восходит к движению женщин, работавших в жен­ских сообществах и поднимавших проблемы личного и местного характера на уровень общественной значимости. Необходимо придти к пониманию того, что тендерный фактор играет нейтральную роль в игнорировании реальной дискриминации женщин. Перестраивая личные и профессиональные взаимо­отношения, следует добиваться изменения структуры. Комплекс различных взглядов в феминизме, рассмотренный выше, требует, по мнению Доминел­ли, изменения самой концепции теории и практики феминистской социаль­ной работы. При этом нужно учитывать следующие моменты.

■ Феминистская социальная работа помогает провести границу между обще­ственным и личным, поскольку социальные работники, осуществляющие деятельность от имени общества, обязаны проверять, как личная жизнь


людей становится общественной. Общество в свою очередь дисциплиниру­ет и контролирует женщин с помощью, например, предоставления права на оказание помощи. Общество может притеснять женщин через практик) социальной работы. Домашнее насилие и другие виды насилия над женщи­нами могут привести к их изоляции. Осознание же того факта, что другие имеют схожий опыт, дает положительный результат.

■ Понятие «дискурс», анализ использования языка, изменение положения женщин и социальных отношений, трансформирующих властные струк­туры, смогут помочь женщинам осознать свое положение и обрести уве­ренность.

■ Оценка возможностей и умений женщин стимулирует их активность.

■ На основе усиления контактов с окружением, а также взаимопомощи и поддержке со стороны государства можно выстраивать связи и оказывать содействие. Однако иногда роль контактов с социальными работниками в процессе ухода излишне переоценивается, что приводит к изоляции и зависимому положению клиента. Так, уход за пожилым родственником или маленьким ребенком происходит в условиях уменьшения других со­циальных контактов или при слабой поддержки.

■ Важно создать обстановку равенства, с помощью которого можно стиму­лировать активность клиента.

■ Лояльность по отношению к клиентам, а не к социальным службам или системе, можно поддержать, обеспечив участие клиентов в практиче­ской повседневной деятельности.

Одной из ключевых контекстуальных проблем феминистской работы явля­ется вопрос о том, каким образом современные системы социального обеспе­чения ставят людей в зависимость от состояния социальных служб, отражаю­щих патриархатность и имеющих низкий доход. Глобализация изменила поря­док социального обеспечения населения, сосредоточив внимание на бюджет­ном контроле, а не на нуждах. Она способствует приватизации услуг в рамках смешанной экономики помощи. Последствия для служб оказались неодно­значными. Приватизация услуг потребовала дополнительных вложений самих социальных служб на поддержание конкурентоспособности. Это привело к сокращению заработной платы в сфере социальных услуг и вытолкнуло жен­щин, представляющих большинство в данной профессии, на вторичный низ­кооплачиваемый рынок труда.

Социальная помощь из услуги, как право гражданина ею воспользоваться, превратилась в товар на рынке продуктов труда. Отсюда люди становятся ин­дивидуальными потребителями этих услуг, они уже не стремятся к взаимной поддержке. В результате социальная работа стала депрофессионализироваться, поскольку обеспечение услуг рассматривается не как нечто целое, последова­тельно осуществляемое одной организацией, а разбивается на мелкие услуги, предоставляемые конкурирующими организациями. На смену социальному участию, всестороннему рассмотрению проблемы постепенно приходит дея­тельность по решению частных проблем. Общественное регулирование соци­альных отношений поддерживает гетеросексуальные браки, где мужчины за-


нимают доминирующее положение. Тем самым женщины оказываются в не­выгодных условиях относительно пенсионного обеспечения. Это может приве­сти к конфликтам при определении ответственности между родителями за детей после развода. Таким образом, постмодернистские системы обеспече­ния благосостояния населения индивидуализируют проблемы, а не рассмат­ривают их как результат сложных взаимодействий и социальных отношений.

Профессионализация социальной работы переместила заботы, связанные с обеспечением благосостояния населения, в общественную сферу, при этом социальные услуги входят в частную жизнь клиентов. Ужесточение контроля за методами социальной работы увеличили притеснение женщин и свели на нет ценностные аспекты социальной работы, способствовавшие установле­нию равенства. В социальной работе наметилась тенденция к игнорированию притеснения, социальные службы стали способствовать увеличению единооб­разия. Сторонники феминизма вьщеляют и ценят различие и утверждают, что его не следует рассматривать как недостаток. Они поднимают вопрос о том, как нужно рассматривать семью.

Темнокожие феминисты также поднимали проблемы о дифференцирован­ных взаимоотношениях государства, системы социального обеспечения и тем­нокожими женщинами, которые способствуют установлению неравенства. Со­циальные работники феминистского направления стремятся содействовать об­суждению вопросов о притеснениях и неравенстве и избегать «ловушек ложного равенства», когда все женщины рассматриваются как одинаковые (Доминелли, 2002а). Они вьщеляют следующие принципы феминистской практики:

■ признание разнообразия женщин по этическим признакам и социокуль­турному опыту;

■ признание силы женщин;

■ исключение наделения привилегиями некоторых групп женщин как ос­новы неравных правовых отношений;

■ женщины — активные деятели, способные принимать собственные ре­шения;

■ необходимость определения социального контекста и взаимосвязей жен­щин;

■ необходимость предоставления женщинам возможности заявить о своих нуждах и решениях;

■ признание того, что «личное есть политика» и все уровни практики пере­плетаются;

■ пересмотр толкования личных проблем как общественных;

■ рассмотрение проблем женщин в совокупности, когда каждая сфера жизни связана друг с другом;

■ осознание того, что человеческие отношения взаимозависимы, и каж­дый человек оказывает влияние на тех, с кем взаимодействует;

■ анализ как общественных, так и индивидуальных причин проблем жен­щин;


о


Таблица 12.1. Практика феминистской социальной работы (по Доминелли, 2002а)


                   
   
   
 
 
 
   
 
   


Группы клиентов и их особенности Объяснение Практика
Мужчины: политика в отношении полов Неравная власть Определить и проанатизировать привилегии мужчин
Мужчины в социальной работе Мужчины доминируют в женских профес­сиях, выполняя руководящие функции, а не практическую работу Избегать тендерной дихотомии; использовать в этих целях рабо­ту в команде; избегать тендерных притеснений на рабочих мес­тах; не акцентировать внимание на мужчинах как на кормиль­цах
Работа с мужчинами Моделирование образцов поведения или концентрирование ресурсов на нуждах женщин Обсуждать роль мужчин в ситуациях притеснения женщин и де­тей; защищать женщин (детей) от проявлений агрессии со сто­роны мужчин
Движение в поддержку мужчин Использование мифов, ритуалов, исто­рий для воссоздания традиционной мас­кулинности Бороться с преувеличением порицания женщин, которым опе­рируют феминисты. Осознавать диапазон взглядов на тендер­ные роли
Теория феминизма для мужчин Социальные работники могут работать с мужчинами в напраатении антисексизма и профеминизма Стараться избегать тендерных стереотипов; привлекать мужчин к социальному уходу; бороться с мужскими привилегиями; удовлетворять потребности женщин
Дети и семья: патриархальные семьи Традиционные семьи, в которых главенст­вуют мужчины, все еще широко распрост­ранены Рассматривать благополучие детей как позитивную превентив­ную цель, а не как защиту; избегать толкования альтернативных семейных структур как неадекватных; бороться с тем, что про­фессиональная занятость мужчин вне дома доминирует над вы­полнением внутрисемейной функции
Конфликтные семьи Социальная политика неправлена на под­держку семьи, где доминирует белый мужчина, но женщины, воспитывающие детей в одиночку, рассматриваются как самодостаточные Поддерживать альтернативные практики ухода за детьми; избе­гать обвинений женщин в возникновении проблем с детьми; поддерживать женщин при урегулировании семейных споров
Права детей С годами взрослые лучше понимают интересы детей Поддерживать независимость детей при принятии решений; не прибегать к крайним мерам при защите детей
Отцовство как экономические отношения Отцы рассматриваются лишь как «кор­мильцы», а не как участники внутрисе­мейной жизни Работать с мужчинами, берущими на себя финансовую ответст­венность; привлекать мужчин к осуществлению других норм персональной поддержки


Патриархальный контроль над репродуктивными функциями семьи Осуществление контроля со стороны го­сударства (отражающего интересы муж­чин) над принятием женщиной решения об искусственном оплодотворении или раннем аборте Работать в партнерстве с женщинами для достижения их целей; при&текать женщин в принятие решений о рождении детей. Из­бегать обвинений в адрес женщин в случае возникновения трудностей (например, при рождении женщинами детей с ог­раниченными возможностями)
Внимание к материнству Проблемами материнства занимаются многие социальные службы Избегать кризисных вмешательств; делать акцент на долговре­менную поддержку; обращать внимание на структурные проб­лемы и проблемы бедности
Пожилые люди: институционализи­рованный эйджизм1 Социальные службы предвзято относятся к пожилым людям, полагая, что ухаживать за ними должны женщины Морально поддерживать пожилых людей; ценить их вклад; спо­собствовать их образованию и саморазвитию, а также установ­лению контактов между поколениями
Обновление микросоциальной сре­ды как территориальной и социаль­ной близости людей Условия микросоциальной среды опреде­ляют образ жизни пожилых людей Способствовать удовлетворению потребностей пожилых людей; преодолевать проблемы тяжелого финансового положения жен-шин
Депрофессионализация Новое представление об уходе за пожи­лыми как о деятельности, имеющей бюджетную основу Содействовать службам, в которых нужды женщин рассматри­ваются во взаимосвязи с другими проблемами; оказывать помощь «ухаживающим»2; бороться с причинением вреда пожилым людям
Правонарушители: реабилитиро­вать или наказывать Государство рассматривает работу с пра­вонарушителями как социальный конт­роль с ограниченной помощью (поддерж­кой) Различать нужды женщин, мужчин и этнических групп; поощ­рять чувство гражданственности и ответственности
Мужчины-преступники Феминизм связывает мужественность и преступления; сексуальные преступления мужчин объясняются властными взаимоотношениями Противостоять мнению о склонности мужчин к насилию; обеспечить ответственность мужчин за насильственные действия
Женщины-правонарушители Криминальная система сосредоточена на преступниках-мужчинах Заботиться о женщинах — жертвах мужского насилия
Юные правонарушители: криминализация К юным правонарушителям относятся как к преступникам Определять потребности юных правонарушителей для оказания им персональной помощи

1 Эйджизм — термин, употребляемый для обозначения предвзятого отношения к пожилым людям. Подобное отношение на практике приво­
дит к дискриминации «по возрасту». — Примеч. науч. ред.

2 Ухаживающий — лицо, оказывающее физическую, моральную и социальную поддержку человеку, неспособному себя обслуживать и
испытывающему из-за этого трудности в личной жизни. — Примеч. науч. ред.


■ выработка коллективных решений личных проблем.

Доминелли также выделяет следующие принципы практической работы с мужчинами:

■ властные отношения, основанные на различиях между полами, имеют скрытый смысл для мужчин;

■ мужественность, мужские качества основаны на проявлениях силы по отношению к тем, кто слабее;

■ мужчины имеют привилегии по сравнению с женщинами благодаря со­циальной организации;

■ среди мужчин существует разнообразие;

■ различие в положении мужчин в обществе связано с разными уровнями привилегированности (темнокожие мужчины, например, могут быть в менее привилегированном положении из-за проявлений в отношении их расизма);

■ необходимо обеспечить ответственность мужчин за притеснение других;

■ необходимо установить взаимосвязь между мужчинами, которые притес­няют женщин, совершая жестокие преступления, и теми, кто выступает против притеснений;

■ поощрять толкование «маскулинность» в направлении установленных рав­ноправных отношений;

■ признание связи между структурным принуждением, индивидуальным поведением и недостатком эмоционального развития.

Доминелли (2002а) пытается указать то направление феминистской соци­альной работы, в русле которого она рассматривает различные (но ограни­ченные по своему числу) категории деятельности. В табл. 12.1 приводятся прак­тические предложения Доминелли по каждой из этих областей — работа с мужчинами, детьми и семьей, взрослыми (основное внимание сосредоточено на работе с пожилыми людьми) и правонарушителями. Наиболее подробно автор рассматривает работу с мужчинами. Материалы о работе с пожилыми людьми и правонарушителями ограничиваются несколькими вопросами. В клас­сификации, представленной в таблице, я выделил предложения, которые отвечают на вопросы практики.

Феминистская и критическая теория практики

Феминизм внес значительный вклад в критическую теорию практики (Фук, 2002). Феминистские идеи включены в нее, однако не определены отчетливо. Хели (2000) рассматривает феминизм в общем аспекте как часть критической практики и считает, что он выходит за пределы критической практики, по­скольку более широко трактует притеснения, чем классовые и расовые разли­чия, она отдает приоритет межличностному и личному опыту, отражающему


притеснения и вносящему вклад в социальные перемены. Сторонники фемини­стского направления не выделяют какую-то одну приоритетную систему, а стре­мятся рассматривать взаимодействие между различными формами притеснения. Она также рассматривает феминизм как часть критической практики, посколь­ку нельзя принимать существующий социальный порядок как несомненный.

В работе Хели рассматривается механизм, с помощью которого связывают­ся различия и власть. Социальные и физические различия могут ассоцииро­ваться со сложностями, возникающими при использовании власти. К приме­ру, люди могут положиться на профессиональный опыт социального работ­ника и отказаться, согласно этому подходу, от выбора, вместо того, чтобы вступить в диалог, в ходе которого они могли бы оспорить то, что их не устра­ивает. Недавно я работал в доме престарелых с пожилой женщиной, которая ценила оказываемую ей помощь и была благодарна своей сестре за то, что та ее часто навещала и выводила на прогулки. Однако сестра распоряжалась ее деньгами и проявляла скупость. Так, она не заменила вовремя батарейки в слуховом аппарате опекаемой, которые дорого стоили, тем самым изолировав ее от общества. Пациентка дома престарелых не оспаривала поведение сестры, так как не хотела лишиться ее поддержки. Я взялся за организацию перегово­ров, чтобы женщины смогли обсудить сложившуюся ситуацию, и объяснил, что даже небольшие проблемы являются важными, если человек пребывает в стационарном учреждении. Обсуждение этого вопроса поможет сестре паци­ентки изменить отношение к ее деньгам. Следует помнить, что опекун может воспользоваться финансами пациента и принять меры по защите клиента.

Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма, к которому мы сейчас обратимся, является осознание многообразия типов поведения.

Феминизм и постмодернизм

Сэндс и Нуккио (1992), а также Хели (2000, 46—55) обсуждают идеи постмодернистского феминизма, которые используются в социальной работе. Они связаны с постструктурализмом. Постструктурализм включает ряд теорий и выступает против логоцентризма — идеи о том, что существует единый закрепленный, логический социальный порядок, который может быть опре­делен как реальность. Это представление связано с другими постмодернист­скими идеями, которые подвергают сомнению возможность понимания мира на основе линейного объяснения причинно-следственных связей. Следователь­но, существует многообразие социальных форм и типов поведения. Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма является признание много­образия социального опыта женщин и других людей в пользу лишь простого объяснения притеснения женщин со стороны патриархальных структур (Хели, 2000, 42; Ормэ, 2003, 137). Ормэ (2001, 2003) показывает, что феминизм оспаривает определенную патриархатом роль женщины как носителя тради­ционных женских жизненных забот, а также то, что согласие женщин с такой ролью является естественным. Таким образом, феминистская критика помо­щи по месту жительства1, потому что она устанавливает «мужскую» систему

1 Помощь по месту жительства (соттипНу саге) — система социальных услуг для обеспече­ния поддержки клиентов в конкретном районе. — Примеч. науч. ред.


оценки потребностей и распределения социальной помощи, опирающуюся на установившийся порядок и существующие списки, лишь частично пред­ставляет возможности работы в конкретной ситуации. Необходимо учитывать все имеющиеся возможности для того, чтобы использовать систему более гиб­ко (Пэйн, 1995). В этом случае можно будет достичь большей беспристрастно­сти и социальной справедливости в предоставлении услуг (Пэйн, 2000; Ормэ, 2003). Кроме того, поддержка, забота и уход продолжают иметь место, и есть свидетельства тому, что мужчины и женщины принимают и обсуждают роли, связанные с этой работой. Постмодернистская феминистская теория признает и стремится осмыслить многочисленные дискурсы. Однако она подвергается критике со стороны структуралистов, например Доминелли, так как акцент на разнообразии затрудняет достижение солидарности в политических и со­циальных действиях. Сэндс и Нуккио (1992) отождествляют феминистскую идею с выделением общего в «том и другом». В данном случае, при включении в социальное действие, социальные работники должны учитывать универсаль­ный опыт женщин и поддерживать мужчин в стремлении к социальным изме­нениям.

Важной категорией является идентичность. Осознание самого себя связано с социальными взаимоотношениями, а также с институциональными и лич­ностными влияниями на них (Дженкинс, 1996). Таким образом, оно форми­руется в процессе социального и исторического опыта. Исследование факто­ров, влияющих на чью-либо идентичность, и отношения к членству в группе, является важным элементом постмодернистского феминизма (Сэндс, 1996). Это также имеет отношение к этнической и культурной чуткости (см. гл. 13), поскольку важным аспектом социальной идентичности являются национальная идентичность и факторы, которые способствуют ее формированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow