Мистер Найтли был арестован за нападение на своего соседа, мистера Кари-ма, и его сына. Нападение произошло на окраине города, где они проживали. Мистер Найтли был освобожден под залог, но вновь арестован за повторное нападение. Семья Найтли находится во враждебных отношениях с семьей Каримов. Дело в том, что Каримы содержали индийский ресторан. Он создавал серьезную конкуренцию закусочной «Рыба и чипсы», которой владел брат мистера Найтли. Более того, трое детей Найтли неоднократно задерживались полицией. Один из них был исключен из школы за запугивание младших детей Каримов. Миссис Найтли принимает антидепрессанты, недавно она перенесла операцию по удалению матки. Миссис Карим большую часть времени проводит на кухне ресто-
рана, а ее две дочери обслуживают посетителей, из-за чего часто пропускают школу. Дети Найтли находятся на учете полиции как дети из неблагополучной семьи, а дети Каримов имеют проблемы со школой.
Что могут предложить критические и радикальные подходы для анализа этой ситуации социальному работнику, занимающемуся защитой прав детей? Какие действия возможны с этих позиций?
Комментарий
Критическая социальная работа во многом ушла вперед по сравнению с радикальной социальной работой, в частности благодаря влиянию постмодернизма, конструктивизма и феминизма. В то же время практика критической социальной работы содержит те же элементы, что и радикальные подходы, поэтому эти теории имеют следующие схожие проблемы.
■ Существует определенное противоречие между направленностью социальной работы на поддержку отдельных индивидов и ее стремлением к коллективной социальной справедливости (Скаурфилд, 2002). Критическая теория строится на принципах коллективных действий, для нее характерно отрицание индивидуальных потребностей клиентов. Иногда в ней видится отсутствие этики, заботы и практической пользы, поскольку это не то, чем должны заниматься социальные службы. Критическая теория предлагает только частичное объяснение поведения и ситуаций.. которыми сталкиваются социальные работники. Марксистская психология личности в трактовке Леонарда (1984) пытается связать общие объяснительные принципы социальной теории с изучением индивидуальных реакций.
■ В критической теории практически отсутствует объяснение эмоциональных проблем, несмотря на то, что влияние феминизма привело к некоторым изменениям в этом отношении. Вместе с тем акцент на материальных и социальных проблемах, соблюдении социальных прав и гарантий не оправдывает, по мнению представителей гуманистического и психодинамического направлений, отсутствия внимания к человеческим, эмоциональным и личностным проблемам. Рекомендации сторонников радикального подхода остаются теоретическими, они не связаны с конкретными проблемами, с которыми приходят клиенты. Таким образом-недостатком этого подхода является тенденция, противоположная тенденции традиционной социальной работы исходить из теоретических предпосылок и мнений специалистов относительно положения клиентов. Мнения людей, которых они призваны поддерживать, часто не принимаются во внимание. Именно это обстоятельство подвергается критике со стороны приверженцев доказательной практики. В ответ представителе критического направления говорят, что осознание и позиция клиентов нуждаются в развитии.
■ Еще одной проблемой радикальной теории является недостаточная проработка практических рекомендаций. Для критической теории характер попытка преодолеть этот недостаток, в частности с помощью социально-
конструктивистских методов, позволяющих услышать и отреагировать на обращение клиентов, особенно тех, кто находится в маргинальном положении и исключен из общества. Кроме того, подход, предлагающий последовательный и критический взгляд на мир, полезен сам по себе. Фук (2002) свидетельствует о практическом значении многих техник, таких как обозначение явлений, аналитический взгляд, а также продвижение общих социально значимых принципов.
■ Консайентизация (развитие осознания) основана на механизме инсайта
(открытие нового), однако непонятно, каким образом инсайт приведет к
изменению. Подобная критика направлена также и в адрес психодинами
ческих теорий. Вместе с тем, как было показано при описании когнитив
но-поведенческих теорий, инсайт может побуждать людей к действиям и
/преодолению проблем.
■ Критический анализ социального положения различных групп помогает выявить многочисленные проблемы. Однако аналитические выводы лишены последовательности и четкости, отсутствует единая позиция в отношении необходимых действий (Ройек и др., 1989), что носит негативный и демотивирующий характер.
■ Власть в критической теории рассматривается односторонне и приравнивается к контролю. Социальные работники оказываются чрезмерно привязанными к анализу проявлений угнетения и не замечают существования сложных межличностных отношений, которые также являются отношениями власти. По мнению экзистенциалистов, клиенты, даже находящиеся в ситуации гонения и преследования, имеют определенную власть над своей жизнью (Ройек и др., 1989).
■ Хотя в критической теории утверждается стремление к социальным изменениям, невозможно примирить интересы всех социальных групп и добиться справедливого распределения ресурсов, поэтому на практике это превращается в требование увеличить число социальных услуг для угнетенных групп (Ройек и др., 1989).
■ В критической теории социальной работы не обсуждаются вопросы религиозного угнетения и случаи нарушения прав человека, в том числе пытки, а также ограничение политических свобод, т.е. права выражать свое мнение и избирательного права. Причиной этого, возможно, является западное происхождение данных концепций. В развитых странах данные права соблюдаются, и протест против их нарушения не является актуальной задачей. Однако во многих государствах положение может быть иным. Кроме того, и в западных странах встречаются нарушения прав человека, перечисленные выше. Следовательно, недостатком критической теории можно считать неверную расстановку приоритетов. С другой стороны, традиционная радикальная теория с ее акцентом на структурном неравенстве на основе классовых различий и различиями между богатыми и бедными имеет преимущества перед современными трактовками неравенства. Проблемы сексизма, расизма и других «измов» представляются для большинства людей менее важными проблемами, чем другие проблемы.
Считается, что с помощью методов развития сознания можно избежать проблем, возникающих при использовании инсайта в традиционных терапевтических теориях, поскольку целью является не просто понимание, а действие, продиктованное новым знанием. В то же время отсутствие реальных изменений, следующих за инсайтом в психологических моделях, скорее всего, означает, что в них недостаточно проработаны технологии социальной работы. Те же проблемы с практическими технологиями могут проявляться и в структурной социальной работе, где инсайт также може-не приводить к действиям. Критика традиционной социальной работы я неэффективность практики содержит призыв к замене ее на практическую работу критического направления. Вместе с тем практические специалисты, придерживающиеся критического подхода, тоже могут работать неэффективно. Теоретики критического подхода в ответ на это утверждают, чтс в психологических теориях инсайт приводит к действиям на уровне изменения установок, а целью в данном случае является достижение соответствия социальным ожиданиям в рамках существующего социального порядка. В критической теории новое знание тесно связано с действиями на внешнем уровне, направленными на изменение социального порядка. С одной стороны, подобные действия могут быть более эффективными, поскольку в данном случае возможны совместная деятельность и взаимопомощь. С другой стороны, психологические изменения в нужном направлении поддерживаются всей социальной системой.
Данный подход является в большей степени идеологией, чем теориек: здесь отсутствуют закономерности, проверяемые эмпирическим путем В ответ марксисты бы сказали, что их исследовательским методом яатя-ются исторический анализ и диалектическая полемика. Кроме того, в критической теории утверждается, что позитивистские (доказательные) методы отражают гегемонию правящих кругов, поскольку поддерживают л укрепляют существующий социальный порядок, поэтому в рамках \ кальной теории они являются неадекватной формой исследования. В этом смысле любая теория представляет определенную идеологию и зачасту»: оправдывает существование привилегированных классов.
Подобно большинству идеологий, критические теории определяют идеи протеста в своих терминах и дают соответствующую интерпретацию (в этш терминах часто формулируется идеология угнетенных групп). То же характерно и для других теорий (например, в психодинамической теории считается, что критика и несогласие часто объясняются неосознаваемыми страхами или внутренними конфликтами протестующего).
В некоторых критических концепциях утверждается, что причиной проблем клиента являются, скорее, неадекватность и подавление (в социальной среде и социальных службах), чем личностные факторы. В наиболее радикальном варианте ответственность индивида может полносты» отрицаться и заменяться обвинениями в адрес социального окружения (Галпер, 1975; Вебб, 1981). Это может привести к тому, что социальные работники будут поддерживать клиентов в ущерб нуждам и интересам окружающих людей, поскольку потребности и желания беднейших слое» населения не всегда могут быть приравнены к интересам всего рабочего
ласса. Кларк (1976) приводит характерный пример, когда предоставление государственного жилья одной социальной группе вызвало недовольство другой группы.
Критикуя недостатки данного подхода, важно не впадать в крайность. В действительности многие службы и их клиенты используют методы критической работы и работы в малых социальных группах, а недостатки вовсе не означают, что подход в целом должен быть исключен. Совместно с другими теориями он может применяться на практике и обогащать теоретические познания социальных работников при условии отсутствия серьезных конфликтов с социальными службами. Критические концепции помогут смягчить недостатки традиционной практики, совершенствуя и способствуя ее прогрессивному развитию. В этом отношении полезно тщательно изучать и анализировать все противоречия и отказаться от восприятия конфликта как единственно возможного метода социальной работы критического подхода. В современных концепциях критической социальной работы подробно описываются практические технологии, способствующие ее реализации. Необходимо также осуществлять перемены постепенно, а не пытаться достичь кардинальных социальных изменений на каждом отдельно взятом этапе работы.
Вместе с тем некоторые практические рекомендации критической социальной работы связаны с коллективными действиями, сфокусированными на структурных изменениях, а не на индивидуальной помощи. Подчеркивается необходимость в достижении людьми нового понимания и критического анализа собственной ситуации. С одной стороны, клиенты и специалисты могут столкнуться с трудностями, пытаясь следовать этим рекомендациям. Клиентам может показаться, что для них существуют только две альтернативы: принятие реальности или длительное сопротивление. Кроме того, может появиться нежелание каким-либо образом менять собственное мировоззрение. С другой стороны, работа в этом направлении сможет дать положительные результаты, поскольку с ее помощью можно прийти к новому пониманию, которое позволит объяснить то, что было непонятно ранее. Вызывает сомнение и утверждение о том, что изменение политических и социальных представлений клиентов входит в профессиональные обязанности специалистов и государственных служащих и что это не способствует решению, к примеру, таких вопросов, как защита интересов детей. Социальные работники, скорее, столкнутся с проблемами в профессиональной деятельности, пытаясь работать на основе критических подходов, поскольку официальные учреждения представляют правящую идеологию. Поэтому эти специалисты не смогут реализовать запланированные стратегии. Однако критический анализ различных идей может быть полезным, как, например, критический анализ общества риска Бека (1992), показывающий, каким образом современные общества сопротивляются возникновению риска. Критический анализ может помочь специалистам в теоретическом осмыслении своей деятельности и в анализе ее адекватности. Подобные ему подходы показывают, что слишком радикальные действия подавляют родителей в процессе отстаивания интересов ребенка или сохраняют репутацию службы, но ухудшают положение пожилых людей, чрезмерно акцентируя внимание на их способности к самостоятельной жизни без поддержки социальных служб.
ИТОГИ ГЛАВЫ
Радикальная социальная работа является предшественницей критической социальной работы. Она характеризуется критическим взглядом на существующий социальный порядок, а также социальный контроль и контролирующие функции социальных работников, анализирует последствия профессионализации социальной работы и проявления институциональной власти социальных служб.
Для современной критической практики свойственен особый аналитический взгляд на социальные проблемы, который помогает социальным работникам творчески подходить к практической деятельности и реагировать на проблемы, порожденные угнетением и неравенством.
В критической теории подчеркиваются определенные аспекты жизни, включая роль власти, идеологической гегемонии, класса и статуса, а также профессионализации, тендера и угнетения. Критическая теория представляет данные идеи в понятной для социальных работников форме, кроме того, на ее основе были созданы прикладные технологии.
Акцент критической теории на властных отношениях способствует адекватному раскрытию подходов, анализирующих сексизм и расизм, что достигается лишь немногими другими теориями. Развитие этой перспективы более отчетливо показано в главе 13, посвященной антидискриминационной теории.
Глава 12. ФЕМИНИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
/
О чем повествует эта глава
Перспективы феминизма в социальной работе сосредоточены на рассмотрении угнетенного положения женщин в большинстве обществ и реакции на него. Это важно для социальной работы, поскольку в большинстве стран сотрудниками социальных служб в основном являются женщины, и перспективы феминизма позволяют им понять свои социальные роли и положение в обществе. В основе феминистской практики лежат сотрудничество и групповая работа, которые направлены на формирование самосознания в вопросах, затрагивающих социальные взаимоотношения женщин внутри общества. Кроме того, в большинстве агентств основная часть сотрудников — женщины, но они не занимают высоких должностей. Идеи феминизма направляют усилия социальных работников на понимание проблем женщин в социуме. В основе этих идей лежит не только стремление к радикальным преобразованиям в обществе, равенству и взаимной помощи, зачастую они связаны с личным и общественным ростом и развитием. Таким образом, феминистские перспективы между социал-коллективистским и рефлексивно-терапевтическим подходами к социальной работе в зависимости от специфики практики.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Феминистские идеи имеют длительную историю. Они связаны с политической, социальной, культурной и другими формами угнетения женщин и их социальными отношениями при патриархате, с системой мышления и социальных отношений, где привилегии и власть принадлежат мужчинам и создаются такие взаимоотношения между полами, которые лишают женщин права голоса, власти и обесценивают их роль.
> Либеральный феминизм концентрирует внимание на неравенстве возможностей, радикальный феминизм — на патриархальных отношениях, социалистический феминизм — на угнетении женщин как части социального неравенства, феминизм темнокожих — на многообразии и ценности женского опыта, а постмодернистский феминизм — на культурных и социальных дискурсах в обществе, которые ограничивают представления о женщинах и возможностях их развития.
> В социальной работе феминистские перспективы усиливают внимание к властным отношениям, которые ставят женщин в невыгодное положение в профессиональном отношении, отрицают их компетентность, опыт и ценности, а также необходимость понять и отделить женский жизненный опыт от мужского опыта, а также ролям, которые должны играть мужчины при возникновении тендерных про-
блем, связанных с обеспечением ухода, проституцией, домашним, сексуальным насилием и эксплуатацией женщин.
> Феминистская социальная работа основывается на разделении отношений междуличным опытом и общественными проблемами, а также на методах вмешательства социальных работников (возможно, с элементами притеснения) от имени общества в семейную сферу.
> Феминистская практика имеет место в диалоговых, эгалитарных взаимоотношениях, в рамках которых можно разделять и оценивать опыт и особенности женщин.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Пробуждение самосознания (связанное с практикой развития критического осознания) как стратегия стимулирования познания и изменений.
> Переосмысление как инструмент для исследования с последующим использованием его в качестве элемента практики.
> Диалоговые, эгалитарные отношения как средство продвижения практики, в которой ценят и оказывают доверие женщинам.
> Социальная и личная идентичность, а также социальные процессы, которые ее формируют и изменяют и являются важными аспектами конструирования и интервенции в различных взаимоотношениях.
Общий теоретический контекст
История феминизма насчитывает более ста лет. Первая волна феминистского движения в конце 1800-х гг. была связана с борьбой за политические и имущественные права женщин. Вторая волна — 1960-е гг. — была связана с борьбой за демократические преобразования общественной жизни, которые бы изменили положение женщины в обществе и отношение к ней. МакЛолин (2003) характеризует разногласия между социальными теориям и феминистскими перспективами. В частности, с точки зрения теории, основанной на марксистских представлениях, исследуются интересы и перспективы различных групп. Современные постмодернистские воззрения подчеркивают культурные и лингвистические аспекты правовых отношений между женщинами и мужчинами. В этом аспекте интересна работа Гиллигэн (1982). Она показывает, что женщины и мужчины следуют разной логике объяснения вопросов морали (Фоудс, 1985), а Дэвис (1985) считает, что мужской рационализм заглушил «голоса» женщин. По мнению Гиллигэн (1986), это означает различие в подходах к пониманию, самооценке и определению того, что морально, а что нет, мужчинами и женщинами. Требуются альтернативные пути определения социальной работы, не допускающих со стороны социальных служб исключения перспектив, связанных с женщинами.
Начиная с 1960-х гг., в рамках феминизма стали появляться различные направления. Среди них следующие:
■ Либеральный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или градуализм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления стремятся к
равенству между мужчинами и женщинами, в частности на рабочих местах и дома. Этот подход сосредоточен на том, каким образом половые различия в связи с культурными допущениями переходят в тендерные различия, которые влияют затем на социальные отношения. Ответом на неравенство является борьба за создание равных возможностей мужчин и женщин законодательным путем, т.е. путем изменения социальных представлений и процесса социализации таким образом, чтобы исключить проблемы тендерного неравенства.
■ Радикальный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или сепаратизм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления концентрируют внимание на патриархате, социальной системе, характеризующейся властью и привилегиями мужчин. При таком подходе различия между мужчинами и женщинами ценятся и превозносятся; поощряется создание отдельных женских структур внутри существующих организаций и собственно женских социальных структур.
■ Социалистический (марксистский) феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или активизм (Роджек и др., 1989), который рассматривает угнетение женщин как часть структурированного неравенства в рамках классовой социальной системы. Поскольку женщины играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, выполняя домашнюю работу и заботясь о детях, представители этого направления подробно рассматривают этот аспект. Угнетение женщин связано с другими формами угнетения (такими как расовое угнетение, исключение из общества инвалидов). Необходимо анализировать социальные отношения, основанные на угнетении, чтобы учитывать интересы притесняемых групп в различных подходах.
■ Феминизм темнокожих (Доминелли, 2002а; Коллинз, 2000) возникает как сопротивление расизму, подчеркивает многообразие женщин и выступает против различных видов угнетения, которым они подвергаются. Коллинз (2000) считает, что поскольку темнокожие женщины подвергаются угнетению во многих областях социальной и семейной жизни, то их опыт интереснее, чем опыт белых женщин. На различные виды угнетения люди реагируют по-разному в зависимости от особенностей опыта, и поскольку угнетение в различных сферах взаимосвязано, устанавливаются связи с другими движениями за социальную справедливость. Представители этого направления обобщают семейный опыт времен рабства и традиционной семьи и изучают социальные модели африканских и других стран.
■ Постмодернистский феминизм (Сэндс и Нуккио, 1992; Доминелли, 2002а) обращается к сложности социальных отношений, в которые вовлечены женщины, и акцентирует внимание на том. в каком дискурсе общество создает социальные теории о роли женщин в обществе. Одной из важных особенностей постмодернистского феминизма является попытка ставить под сомнение категории и изучить социальные отношения, включающие наблюдение и дисциплину, с которыми связаны социальные работники (Фоколт, 1972).
Либеральный феминизм критикуется за игнорирование реальных различии интересов и жизненного опыта мужчин и женщин и за стремление создать равные возможности. Дело в том, что равные возможности не гарантируют хороших результатов, другие аспекты неравенства могут не позволить женщинам воспользоваться ими. Радикальный феминизм критикуется за сосредоточенность на тендерных различиях и на опыте женщин, что приводит к игнорированию разнообразия интересов среди различных групп женщин. Выделение тендерных различий может снизить способность женщин в достижении социальных изменений и представить их в роли жертв.
Социалистический феминизм критикуется сторонниками радикального феминизма за ограниченность взглядов на различные формы властных отношений между мужчинами и женщинами. Так, представители этого направления не уделяют внимания вопросам насилия и сексуальности. Сосредоточенность на классовом и экономическом угнетении способствует формированию неадекватных представлений о патриархальных отношениях. Как и все постмодернистские теории, постмодернистский феминизм можно критиковать за то, что он выделяет относительность социального понимания. Тендер рассматривается в данном случае как социально сконструированная категория, а не как зависящая от половой идентичности категория. Кроме того, постмодернистские идеи подчеркивают роль языка в создании различных социальных перспектив и категорий. Таким образом, в постмодернистском феминизме предполагается, что категория «женщина» не является единственной категорией, поэтому эксплуатации и угнетению женщин не уделяется внимания (Форсей и Нах, 1998). Некоторые феминисты высказывались о негативном влиянии постмодернизма, который не позволяет сосредоточиться на властных отношениях в условиях угнетения (Фосетт и Физерстоун, 2000).
Области пересечения
Феминистская социальная работа достаточно хорошо проанализирована. Сэндс и Нуккио (1992) подчеркивают важность проблематизации социальных и тендерных категорий. Речь идет о том, что необходимо уходить от стереотипов, на основе которых формируются социальные категории, а также характеристики людей, которые разводятся по разным тендерным категориям. К примеру, ошибочно полагать, что женщины по своей природе должны заботиться о детях лишь потому, что они их рожают. В работе Тэйлора и Дэли (1995) рассматривается историческое развитие роли женщин, подчиненным мужчинам согласно общим социальным обычаям, закону, медицинской практике и религии, которые оказали существенное влияние на социальную работу. Это определяет многие направления, в которых тендерные категории считаются доказанными. В книге Ван ден Берга (1995а) рассматриваются такие важные вопросы, оказавшие влияние на феминистскую практику, как отношение к миру, социальная справедливость и насилие по отношению к женщинам. Миллс (1996) считает, что осуществление контроля над принятием решений является критическим элементом постмодернистского феминистского мышления и способствует установлению социальной справедливости, утверждению прав женщин, страдающих от домашнего насилия. Представители фе-
министского направления социальной работы также высказывают озабоченность по поводу того, что социализация женщин несовместима с мужскими представлениями об управлении. Поэтому они и не занимают руководящих постов в агентствах, соответствующих их представительству в профессии в целом, и недовольны тем, как используются властные полномочия в процессе социальной работы (Халлет, 1989; Гримвуд и Попплестоун, 1993; Тэйлор, 1995).
Некоторые авторы (Гримвуд и Попплестоун, 1993; Чернески, 1995; Кол-шед и др., 2000) выступают за использование феминистских методов в управлении социальной работой.
Феминисты пытаются понять жизненный опыт, перспективы и ценности женской половины человечества и интерпретировать этот опыт с женской точки зрения, которая отличается от мужской (Хадсон, 1985). Например, психологическое понимание развития ребенка в социальной работе отражает, скорее, точку зрения мужчин (Уолтер и Петерсон, 2002). Важным методом является пробуждение самосознания через формирование групп, представители которых имеют схожий опыт и обеспечивают взаимную поддержку. Лон-грес и МаКлеод (1980) относят пробуждение самосознания к консайентиза-ции, развитию критического осознания (по Фрейри, 1972), которое напрямую связано с критической теорией. В главе 11 было показано, что феминистское мышление оказало существенное влияние на переход от радикальной теории к критической. В социальной работе считается, что задаче-центриро-ванная практика и позитивистские требования к научной практике являются приоритетами, установленными мужчинами. Есть такие понятия в гендероло-гии и феминологии, как «мужской язык» и «мужская логика» (Коллинз, 1986; Фосетт и др., 2000). Однако Уолкер (1994) указывает на результаты, достигнутые с помощью научного метода, и утверждает, что критика должна быть полезной для того, кого критикуют. Более того, с позиции «этики заботы» утверждается, что в патриархальных обществах забота обесценивается, поскольку связана с женщинами. Партон (2003) считает, что с этим связана установка конструктивистской теории на плюрализм знания и мнений, через принятие альтернативных способов изложения фактов и реализации возможностей.
При работе с мужчинами возникает много сложностей, так как тендерные взаимоотношения непохожи на другие формы угнетения и дискриминации. Дело в том, что мужчины и женщины находятся в тесном взаимодействии, а не разделены, как многие угнетаемые группы (Милнер, 2004). Таким образом, представители феминистского направления социальной работы могут считать приоритетной работу с женщинами — жертвами домашнего насилия, вместо того, чтобы воздействовать на его виновников, которыми обычно являются мужчины. Кроме того, согласно феминистским убеждениям, мужчины могут исключаться из спорных областей практики, таких как работа с жертвами сексуального насилия.
Профеминистская социальная работа с мужчинами нацелена на уменьшение насилия и эксплуатации по половому признаку, в частности в социальном образовании при подготовке социальных работников (Каванаг и Кри, 1996). Работа с мужчинами и мальчиками направлена на то, чтобы устранить негативные последствия, которые возникают в процессе овладения ими моделями традиционного мужского поведения, и предоставить возможность
для установления наиболее плодотворных личных взаимоотношений. Она призвана уменьшить, в частности, стремление мужчин к изоляции, поскольку существует мнение, что они не нуждаются в помощи или поддержке. Кроме того, такая работа поможет уменьшить тенденцию к агрессии и насилию (ван Эльст, 1994). Мужчинам следует принимать участие в борьбе против тендерных стереотипов, от которых они страдают также, как и женщины (Томпсон, 1995). Существует конфликт, связанный с мужским началом. Например, конфликты часто происходят по поводу степени вовлеченности в воспитание детей при распаде семей, а также когда мужчины и женщины играют разные роли в семье, или из-за неформальной опеки над детьми (Прингл, 1995). Такие социальные конфликты объясняют причину особого внимания к работе с мужчинами в решении вопросов мужского начала, которое порождает как проблемы, связанные с мужчинами, так и общие проблемы. Однако такую работу можно подвергнуть критике, если она не связанна с потребностями мужчин, а проводится лишь для того, чтобы улучшить положение женщин.
Политика феминистской социальной работы
Феминистская теория появилась в западном обществе в 1970-е гг. Она выросла из стремления женщин — социальных работников — к расширению феминистского движения и связывалась с радикальными движениями в социальной работе 1960 — начала 1970-х гг. Тем не менее самые ранние работы по социальной работе феминистской направленности можно отнести к либеральной традиции. Они отражали общее движение в защиту гражданских прав и прав человека. В 1970-е гг. на профессиональное мышление социальных работников повлияли академические исследования, посвященные проблемам женщин, и радикальная теория о роли женщин в семье. Феминистские движения, в свою очередь, оказали влияние на подходы к практике консультирования женщин при решении проблем их благосостояния и здоровья. Проводились также кампании по таким проблемам, касающимся женщин, как жестокое обращение, изнасилование, проституция. Ормэ (2002) определяет следующие четыре основные сферы1 феминистской социальной работы.
■ Условия, в которых находятся женщины (женщины разделяют опыт угнетения и дискриминации во многих сферах жизни и поставлены в невыгодные условия при продвижении по службе).
■ Практика, направленная на решение проблем женщин, в центре которой — определение потребностей женщин и их удовлетворение.
■ Женская точка зрения — женщины ощущают мир иначе, чем мужчины, особенно это касается социальных и моральных вопросов.
■ Работа с различиями — благодаря сложившемуся опыту угнетения женщины способны идентифицировать, оценивать многие формы социальных различий и реагировать на них.
1 Здесь сфера — пределы распространения феминистской социальной работы.
Феминистские подходы связаны с появлением в 1980-х гг. исследований по проблемам женщин (например, Брук и Дэвис, 1985; Бурден и Готлиб, 1987; Хэнмер и Штатхам, [1998] 1999; Доминелли и МаКлеод, 1989). Авторы многих из них предприняли попытки взглянуть на проблемы, связанные с социальной работой, с точки зрения феминизма. К примеру, тот факт, что социальные работники, как и многие государственные службы, недостаточно активно занимаются проблемами женщин, подвергшихся жестокому обращению или изнасилованию, свидетельствует о недостаточной проработанности теории социальной работы (Ормэ, 2003). Указанные проблемы были также отмечены в основных обзорных работах по теории социальной работы (Тернер, 1986; Хоум, 1987). В 1990-е гг. появилось множество публикаций, в которых были представлены детальный анализ феминистской практики в клинических учреждениях, т.е. работы с индивидуальным случаем (например, Брикер-Дженкинс и др., 1991). Широкий спектр проблем феминистской практики представили в своих работах Лэнгэн и Дэй (1992), феминистский подход в работе с малыми социальными группами демонстрирует Ормэ (2000).
Указанные работы зачастую сосредоточены на ситуациях, в которых женщины страдают от домашнего насилия, сексуальных домогательств, или выступают жертвами тендерных различий (Валентич, 1996). Кроме того, в этих исследованиях большое внимание уделяется вопросам переосмысления заботы о детях.
Скорфилд (2002), например, отмечает, что, поскольку социальная работа основывается на принципах индивидуализма, а забота о ребенке в патриархальном обществе осуществляется женщиной, защита детей неизбежно будет связана с проблемой поведения матери, а не с вопросами бедности и плохого питания.
Анализируя предложения феминистов по переосмыслению этой проблематики, Коллахан (1997) обращает внимание на следующие моменты:
■ опыт женщин но уходу за детьми является основным аспектом понимания практики работы с детьми;
■ семья и роль женщины в семье являются главными элементами заботы о детях;
■ репродуктивная функция как элемент общества столь же важна, как и экономическое производство;
■ необходимо перестроить взаимоотношения для того, чтобы увидеть связь между личными отношениями, отношениями между супругами, между женщинами и детьми, а также проанализировать то, что уместно, и уже затем внедрять в практику семейных отношений.
В социальной работе отсутствовала последовательная и всесторонняя теоретическая критика феминистских идей; их включение в состав теории социальной работы не оспаривалось. Однако возникали вопросы относительно их приверженности женским проблемам. Это можно рассматривать, скорее, как перенос феминистских идей в сферу определенных интересов, чем как факт признания феминистского анализа или того, что эти идеи отражают интересы
меньшинства. Феминистский анализ, при котором женщины рассматриваются как основные клиенты социальной работы, характеризует определенную систему благосостояния общества. В некоторых Скандинавских странах, где социальная работа ассоциируется с системой социальной безопасности, можно легко выделить социальную работу с мужчинами, поскольку мужчины обращаются в социальные службы, когда хотят получить финансовую помощь1. Можно также утверждать, что среди социальных работников-женщин считается более комфортным или предпочтительным работать с клиентами-женщинами, а также организовывать социальные услуги в дневное время, включая патронаж и заботу о детях.
В феминистском подходе отсутствовала стратегия привлечения мужчин к выполнению традиционно женских обязанностей (уход за детьми, больными родственниками) в особых ситуациях. Однако практика показывает, что мужчинам «по силам» женские роли. Примерами тому могут служить исследование практики ухода мужчин за женами, страдающими серьезными заболеваниями (Паркер, 1993), и дискуссия Фишер (1994) о роли мужчин в оказании общей поддержки службам помощи по месту жительства.
Феминистские идеи встречают противодействие. История социальной работы показывает, что женщины остаются социально угнетенными, и социальные службы не тратят много усилий, чтобы изменить эту ситуацию. Ормэ (2003) утверждает, что феминисты проявляют осторожность в создании экстенсивных феминистских моделей общей практики, и это делает феминизм не столь примечательным. Это справедливо и относительно данной книги, поскольку мои критерии того, что считать теорией, включают наличие всестороннего анализа применяемой теории для создания практической модели социальной работы широкого профиля, и в предыдущих изданиях я включил феминистские идеи в антидискриминационную и радикальную теорию. Я всегда считал, что влияние феминистских идей на социальную работу в целом нед ооцен и вается.
Думается, что сопротивление феминизму связано с нежеланием социальных институтов брака занятости и социальной работы, представляющих мужские интересы, отказаться от власти. Это следствие того, что феминистские идеи не рассматриваются в рамках общей критики социальных идей и практики. Таким образом, пока феминистские перспективы широко не обсуждаются, в социальных отношениях наблюдаются незначительные изменения. Продолжается критика недостаточного привлечения женщин к руководящей работе в социальных службах, а также слабого влияния женщин на учебную деятельность вузов. Ответные реакции часто носят защитный характер, однако необходимо подвергнуть ситуации теоретическому анализу.
Дискриминация женщин продолжается повсеместно на рабочих местах и в сфере социального обеспечения. Они оказываются в невыгодном экономическом и социальном положении повсюду, особенно в экономически слабо развитых странах.
1 Социальная безопасность в Великобритании понимается как социальное обеспечение — мероприятия, осуществляемые в обществе для защиты граждан от социальных рисков, таких как потеря работы, болезнь, старость, инвалидность или потеря кормильца. Термин «социальная безопасность» часто употребляется для обозначения системы денежных социальных выплат населению. — Примеч. науч. ред.
Основные концепции
Основополагающее значение современной феминистской социальной работы изложено в сборнике под редакцией ван ден Берга (1995а). В этой работе представлен ряд перспектив по практическим вопросам. Доминелли в своей работе «Теория и практика феминистской социальной работы» (2002а) последовательно рассматривает структурные перспективы феминистской теории и их применение в практике. В работе «Женщины и социальная работа» (Хэнвер и Штатхам (1999) представлены проблемы, важные для феминизма, включая социальные различия, связанные с феминистской практикой. Более ранние исследовании Доминелли и МаКлеод (1989), а также работа под редакцией Брикер-Дженкинс и др. (1991) дают теоретический анализ и обширный обзор практических вопросов, однако в них не отражены последние достижения в области постмодернистской феминистской мысли. В некоторых отношениях Доминелли (2002а) критикует эту тенденцию и не включает ее в свою практическую модель. Исчерпывающей оценки постмодернистского феминизма в применении к социальной работе не существует, в феминистских работах не представлена обобщенная модель практики. Таким образом, вышеупомянутую работу Доминелли (2002), имеющую, в основном, социалистическую ориентацию, можно рассматривать как образец анализа феминистской социальной работы. Вместе с тем выборку клиентских групп в феминистской практике у Доминелли нельзя назвать исчерпывающей. Краткий обзор других, более общих, суждений о феминистской практике представлен после обсуждения ее концепции.
Доминелли: феминистская социальная работа
Доминелли (2002а, 7) определяет феминистскую социальную работу как практику, которая основывается на анализе многообразия женского опыта. В центре внимания этого анализа связь между положением женщины в обществе и теми их индивидуальными трудностями, которые возникают при создании равноправных отношений между социальным работником и клиентом, а также при обращении к проблемам структурного неравенства. Это имеет отношение к жизни женщин и социальным отношениям в целом. Феминистская социальная работа восходит к движению женщин, работавших в женских сообществах и поднимавших проблемы личного и местного характера на уровень общественной значимости. Необходимо придти к пониманию того, что тендерный фактор играет нейтральную роль в игнорировании реальной дискриминации женщин. Перестраивая личные и профессиональные взаимоотношения, следует добиваться изменения структуры. Комплекс различных взглядов в феминизме, рассмотренный выше, требует, по мнению Доминелли, изменения самой концепции теории и практики феминистской социальной работы. При этом нужно учитывать следующие моменты.
■ Феминистская социальная работа помогает провести границу между общественным и личным, поскольку социальные работники, осуществляющие деятельность от имени общества, обязаны проверять, как личная жизнь
людей становится общественной. Общество в свою очередь дисциплинирует и контролирует женщин с помощью, например, предоставления права на оказание помощи. Общество может притеснять женщин через практик) социальной работы. Домашнее насилие и другие виды насилия над женщинами могут привести к их изоляции. Осознание же того факта, что другие имеют схожий опыт, дает положительный результат.
■ Понятие «дискурс», анализ использования языка, изменение положения женщин и социальных отношений, трансформирующих властные структуры, смогут помочь женщинам осознать свое положение и обрести уверенность.
■ Оценка возможностей и умений женщин стимулирует их активность.
■ На основе усиления контактов с окружением, а также взаимопомощи и поддержке со стороны государства можно выстраивать связи и оказывать содействие. Однако иногда роль контактов с социальными работниками в процессе ухода излишне переоценивается, что приводит к изоляции и зависимому положению клиента. Так, уход за пожилым родственником или маленьким ребенком происходит в условиях уменьшения других социальных контактов или при слабой поддержки.
■ Важно создать обстановку равенства, с помощью которого можно стимулировать активность клиента.
■ Лояльность по отношению к клиентам, а не к социальным службам или системе, можно поддержать, обеспечив участие клиентов в практической повседневной деятельности.
Одной из ключевых контекстуальных проблем феминистской работы является вопрос о том, каким образом современные системы социального обеспечения ставят людей в зависимость от состояния социальных служб, отражающих патриархатность и имеющих низкий доход. Глобализация изменила порядок социального обеспечения населения, сосредоточив внимание на бюджетном контроле, а не на нуждах. Она способствует приватизации услуг в рамках смешанной экономики помощи. Последствия для служб оказались неоднозначными. Приватизация услуг потребовала дополнительных вложений самих социальных служб на поддержание конкурентоспособности. Это привело к сокращению заработной платы в сфере социальных услуг и вытолкнуло женщин, представляющих большинство в данной профессии, на вторичный низкооплачиваемый рынок труда.
Социальная помощь из услуги, как право гражданина ею воспользоваться, превратилась в товар на рынке продуктов труда. Отсюда люди становятся индивидуальными потребителями этих услуг, они уже не стремятся к взаимной поддержке. В результате социальная работа стала депрофессионализироваться, поскольку обеспечение услуг рассматривается не как нечто целое, последовательно осуществляемое одной организацией, а разбивается на мелкие услуги, предоставляемые конкурирующими организациями. На смену социальному участию, всестороннему рассмотрению проблемы постепенно приходит деятельность по решению частных проблем. Общественное регулирование социальных отношений поддерживает гетеросексуальные браки, где мужчины за-
нимают доминирующее положение. Тем самым женщины оказываются в невыгодных условиях относительно пенсионного обеспечения. Это может привести к конфликтам при определении ответственности между родителями за детей после развода. Таким образом, постмодернистские системы обеспечения благосостояния населения индивидуализируют проблемы, а не рассматривают их как результат сложных взаимодействий и социальных отношений.
Профессионализация социальной работы переместила заботы, связанные с обеспечением благосостояния населения, в общественную сферу, при этом социальные услуги входят в частную жизнь клиентов. Ужесточение контроля за методами социальной работы увеличили притеснение женщин и свели на нет ценностные аспекты социальной работы, способствовавшие установлению равенства. В социальной работе наметилась тенденция к игнорированию притеснения, социальные службы стали способствовать увеличению единообразия. Сторонники феминизма вьщеляют и ценят различие и утверждают, что его не следует рассматривать как недостаток. Они поднимают вопрос о том, как нужно рассматривать семью.
Темнокожие феминисты также поднимали проблемы о дифференцированных взаимоотношениях государства, системы социального обеспечения и темнокожими женщинами, которые способствуют установлению неравенства. Социальные работники феминистского направления стремятся содействовать обсуждению вопросов о притеснениях и неравенстве и избегать «ловушек ложного равенства», когда все женщины рассматриваются как одинаковые (Доминелли, 2002а). Они вьщеляют следующие принципы феминистской практики:
■ признание разнообразия женщин по этическим признакам и социокультурному опыту;
■ признание силы женщин;
■ исключение наделения привилегиями некоторых групп женщин как основы неравных правовых отношений;
■ женщины — активные деятели, способные принимать собственные решения;
■ необходимость определения социального контекста и взаимосвязей женщин;
■ необходимость предоставления женщинам возможности заявить о своих нуждах и решениях;
■ признание того, что «личное есть политика» и все уровни практики переплетаются;
■ пересмотр толкования личных проблем как общественных;
■ рассмотрение проблем женщин в совокупности, когда каждая сфера жизни связана друг с другом;
■ осознание того, что человеческие отношения взаимозависимы, и каждый человек оказывает влияние на тех, с кем взаимодействует;
■ анализ как общественных, так и индивидуальных причин проблем женщин;
о
Таблица 12.1. Практика феминистской социальной работы (по Доминелли, 2002а)
Группы клиентов и их особенности | Объяснение | Практика |
Мужчины: политика в отношении полов | Неравная власть | Определить и проанатизировать привилегии мужчин |
Мужчины в социальной работе | Мужчины доминируют в женских профессиях, выполняя руководящие функции, а не практическую работу | Избегать тендерной дихотомии; использовать в этих целях работу в команде; избегать тендерных притеснений на рабочих местах; не акцентировать внимание на мужчинах как на кормильцах |
Работа с мужчинами | Моделирование образцов поведения или концентрирование ресурсов на нуждах женщин | Обсуждать роль мужчин в ситуациях притеснения женщин и детей; защищать женщин (детей) от проявлений агрессии со стороны мужчин |
Движение в поддержку мужчин | Использование мифов, ритуалов, историй для воссоздания традиционной маскулинности | Бороться с преувеличением порицания женщин, которым оперируют феминисты. Осознавать диапазон взглядов на тендерные роли |
Теория феминизма для мужчин | Социальные работники могут работать с мужчинами в напраатении антисексизма и профеминизма | Стараться избегать тендерных стереотипов; привлекать мужчин к социальному уходу; бороться с мужскими привилегиями; удовлетворять потребности женщин |
Дети и семья: патриархальные семьи | Традиционные семьи, в которых главенствуют мужчины, все еще широко распространены | Рассматривать благополучие детей как позитивную превентивную цель, а не как защиту; избегать толкования альтернативных семейных структур как неадекватных; бороться с тем, что профессиональная занятость мужчин вне дома доминирует над выполнением внутрисемейной функции |
Конфликтные семьи | Социальная политика неправлена на поддержку семьи, где доминирует белый мужчина, но женщины, воспитывающие детей в одиночку, рассматриваются как самодостаточные | Поддерживать альтернативные практики ухода за детьми; избегать обвинений женщин в возникновении проблем с детьми; поддерживать женщин при урегулировании семейных споров |
Права детей | С годами взрослые лучше понимают интересы детей | Поддерживать независимость детей при принятии решений; не прибегать к крайним мерам при защите детей |
Отцовство как экономические отношения | Отцы рассматриваются лишь как «кормильцы», а не как участники внутрисемейной жизни | Работать с мужчинами, берущими на себя финансовую ответственность; привлекать мужчин к осуществлению других норм персональной поддержки |
Патриархальный контроль над репродуктивными функциями семьи | Осуществление контроля со стороны государства (отражающего интересы мужчин) над принятием женщиной решения об искусственном оплодотворении или раннем аборте | Работать в партнерстве с женщинами для достижения их целей; при&текать женщин в принятие решений о рождении детей. Избегать обвинений в адрес женщин в случае возникновения трудностей (например, при рождении женщинами детей с ограниченными возможностями) |
Внимание к материнству | Проблемами материнства занимаются многие социальные службы | Избегать кризисных вмешательств; делать акцент на долговременную поддержку; обращать внимание на структурные проблемы и проблемы бедности |
Пожилые люди: институционализированный эйджизм1 | Социальные службы предвзято относятся к пожилым людям, полагая, что ухаживать за ними должны женщины | Морально поддерживать пожилых людей; ценить их вклад; способствовать их образованию и саморазвитию, а также установлению контактов между поколениями |
Обновление микросоциальной среды как территориальной и социальной близости людей | Условия микросоциальной среды определяют образ жизни пожилых людей | Способствовать удовлетворению потребностей пожилых людей; преодолевать проблемы тяжелого финансового положения жен-шин |
Депрофессионализация | Новое представление об уходе за пожилыми как о деятельности, имеющей бюджетную основу | Содействовать службам, в которых нужды женщин рассматриваются во взаимосвязи с другими проблемами; оказывать помощь «ухаживающим»2; бороться с причинением вреда пожилым людям |
Правонарушители: реабилитировать или наказывать | Государство рассматривает работу с правонарушителями как социальный контроль с ограниченной помощью (поддержкой) | Различать нужды женщин, мужчин и этнических групп; поощрять чувство гражданственности и ответственности |
Мужчины-преступники | Феминизм связывает мужественность и преступления; сексуальные преступления мужчин объясняются властными взаимоотношениями | Противостоять мнению о склонности мужчин к насилию; обеспечить ответственность мужчин за насильственные действия |
Женщины-правонарушители | Криминальная система сосредоточена на преступниках-мужчинах | Заботиться о женщинах — жертвах мужского насилия |
Юные правонарушители: криминализация | К юным правонарушителям относятся как к преступникам | Определять потребности юных правонарушителей для оказания им персональной помощи |
1 Эйджизм — термин, употребляемый для обозначения предвзятого отношения к пожилым людям. Подобное отношение на практике приво
дит к дискриминации «по возрасту». — Примеч. науч. ред.
2 Ухаживающий — лицо, оказывающее физическую, моральную и социальную поддержку человеку, неспособному себя обслуживать и
испытывающему из-за этого трудности в личной жизни. — Примеч. науч. ред.
■ выработка коллективных решений личных проблем.
Доминелли также выделяет следующие принципы практической работы с мужчинами:
■ властные отношения, основанные на различиях между полами, имеют скрытый смысл для мужчин;
■ мужественность, мужские качества основаны на проявлениях силы по отношению к тем, кто слабее;
■ мужчины имеют привилегии по сравнению с женщинами благодаря социальной организации;
■ среди мужчин существует разнообразие;
■ различие в положении мужчин в обществе связано с разными уровнями привилегированности (темнокожие мужчины, например, могут быть в менее привилегированном положении из-за проявлений в отношении их расизма);
■ необходимо обеспечить ответственность мужчин за притеснение других;
■ необходимо установить взаимосвязь между мужчинами, которые притесняют женщин, совершая жестокие преступления, и теми, кто выступает против притеснений;
■ поощрять толкование «маскулинность» в направлении установленных равноправных отношений;
■ признание связи между структурным принуждением, индивидуальным поведением и недостатком эмоционального развития.
Доминелли (2002а) пытается указать то направление феминистской социальной работы, в русле которого она рассматривает различные (но ограниченные по своему числу) категории деятельности. В табл. 12.1 приводятся практические предложения Доминелли по каждой из этих областей — работа с мужчинами, детьми и семьей, взрослыми (основное внимание сосредоточено на работе с пожилыми людьми) и правонарушителями. Наиболее подробно автор рассматривает работу с мужчинами. Материалы о работе с пожилыми людьми и правонарушителями ограничиваются несколькими вопросами. В классификации, представленной в таблице, я выделил предложения, которые отвечают на вопросы практики.
Феминистская и критическая теория практики
Феминизм внес значительный вклад в критическую теорию практики (Фук, 2002). Феминистские идеи включены в нее, однако не определены отчетливо. Хели (2000) рассматривает феминизм в общем аспекте как часть критической практики и считает, что он выходит за пределы критической практики, поскольку более широко трактует притеснения, чем классовые и расовые различия, она отдает приоритет межличностному и личному опыту, отражающему
притеснения и вносящему вклад в социальные перемены. Сторонники феминистского направления не выделяют какую-то одну приоритетную систему, а стремятся рассматривать взаимодействие между различными формами притеснения. Она также рассматривает феминизм как часть критической практики, поскольку нельзя принимать существующий социальный порядок как несомненный.
В работе Хели рассматривается механизм, с помощью которого связываются различия и власть. Социальные и физические различия могут ассоциироваться со сложностями, возникающими при использовании власти. К примеру, люди могут положиться на профессиональный опыт социального работника и отказаться, согласно этому подходу, от выбора, вместо того, чтобы вступить в диалог, в ходе которого они могли бы оспорить то, что их не устраивает. Недавно я работал в доме престарелых с пожилой женщиной, которая ценила оказываемую ей помощь и была благодарна своей сестре за то, что та ее часто навещала и выводила на прогулки. Однако сестра распоряжалась ее деньгами и проявляла скупость. Так, она не заменила вовремя батарейки в слуховом аппарате опекаемой, которые дорого стоили, тем самым изолировав ее от общества. Пациентка дома престарелых не оспаривала поведение сестры, так как не хотела лишиться ее поддержки. Я взялся за организацию переговоров, чтобы женщины смогли обсудить сложившуюся ситуацию, и объяснил, что даже небольшие проблемы являются важными, если человек пребывает в стационарном учреждении. Обсуждение этого вопроса поможет сестре пациентки изменить отношение к ее деньгам. Следует помнить, что опекун может воспользоваться финансами пациента и принять меры по защите клиента.
Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма, к которому мы сейчас обратимся, является осознание многообразия типов поведения.
Феминизм и постмодернизм
Сэндс и Нуккио (1992), а также Хели (2000, 46—55) обсуждают идеи постмодернистского феминизма, которые используются в социальной работе. Они связаны с постструктурализмом. Постструктурализм включает ряд теорий и выступает против логоцентризма — идеи о том, что существует единый закрепленный, логический социальный порядок, который может быть определен как реальность. Это представление связано с другими постмодернистскими идеями, которые подвергают сомнению возможность понимания мира на основе линейного объяснения причинно-следственных связей. Следовательно, существует многообразие социальных форм и типов поведения. Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма является признание многообразия социального опыта женщин и других людей в пользу лишь простого объяснения притеснения женщин со стороны патриархальных структур (Хели, 2000, 42; Ормэ, 2003, 137). Ормэ (2001, 2003) показывает, что феминизм оспаривает определенную патриархатом роль женщины как носителя традиционных женских жизненных забот, а также то, что согласие женщин с такой ролью является естественным. Таким образом, феминистская критика помощи по месту жительства1, потому что она устанавливает «мужскую» систему
1 Помощь по месту жительства (соттипНу саге) — система социальных услуг для обеспечения поддержки клиентов в конкретном районе. — Примеч. науч. ред.
оценки потребностей и распределения социальной помощи, опирающуюся на установившийся порядок и существующие списки, лишь частично представляет возможности работы в конкретной ситуации. Необходимо учитывать все имеющиеся возможности для того, чтобы использовать систему более гибко (Пэйн, 1995). В этом случае можно будет достичь большей беспристрастности и социальной справедливости в предоставлении услуг (Пэйн, 2000; Ормэ, 2003). Кроме того, поддержка, забота и уход продолжают иметь место, и есть свидетельства тому, что мужчины и женщины принимают и обсуждают роли, связанные с этой работой. Постмодернистская феминистская теория признает и стремится осмыслить многочисленные дискурсы. Однако она подвергается критике со стороны структуралистов, например Доминелли, так как акцент на разнообразии затрудняет достижение солидарности в политических и социальных действиях. Сэндс и Нуккио (1992) отождествляют феминистскую идею с выделением общего в «том и другом». В данном случае, при включении в социальное действие, социальные работники должны учитывать универсальный опыт женщин и поддерживать мужчин в стремлении к социальным изменениям.
Важной категорией является идентичность. Осознание самого себя связано с социальными взаимоотношениями, а также с институциональными и личностными влияниями на них (Дженкинс, 1996). Таким образом, оно формируется в процессе социального и исторического опыта. Исследование факторов, влияющих на чью-либо идентичность, и отношения к членству в группе, является важным элементом постмодернистского феминизма (Сэндс, 1996). Это также имеет отношение к этнической и культурной чуткости (см. гл. 13), поскольку важным аспектом социальной идентичности являются национальная идентичность и факторы, которые способствуют ее формированию.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|