double arrow
Административные наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Административные наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2–3.5, 3.7–3.13 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

В настоящее время за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ); 2) административный штраф (ст. 3.5); 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7); 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8); 5) административный арест (ст. 3.9); 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10); 7) дисквалификация (ст. 3.11); 8) административное приостановление деятельности (ст. 3.12); 9) обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ).

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний, а в отношении юридических лиц – только первые три и восьмой виды наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний, а остальные – в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.




Назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ наказаний находится в юрисдикции судей. В административном (внесудебном) порядке законодатель разрешает применять только предупреждение, административный штраф и в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.



Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В санкциях статей, определяющих ответственность за конкретные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и его допустимые размеры. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.

Субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях при назначении наказания должны: 1) выбрать одно из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи; 2) решить вопрос о применении или неприменении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи; 3) индивидуализировать наказание (применительно к конкретному субъекту-правонарушителю) в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие её. Должны быть учтены все личностные характеристики: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие её.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень обстоятельств является открытым. Это значит, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк годичный срок; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушение группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим (закрытым). Это значит, что никто из субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, не вправе трактовать в качестве отягчающих какие-либо иные обстоятельства. Кроме того, закон (ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ) даёт право указанным субъектам не признать любое из этих обстоятельств отягчающим. Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности.

Принципиальный характер имеет норма о недопустимости удвоения административной ответственности, т. е. «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение» (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное из тех, что установлены в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе обратиться с ходатайством о рассмотрении дела по месту его жительства.

Административная ответственность, помимо всего прочего, имеет и воспитательную направленность. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е. своеобразный испытательный срок, позволяющий определить, достигнуты ли цели наказания. Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении данного срока лицо считается не подвергавшимся административной ответственности.






Сейчас читают про: