Центральным понятием этой теории является понятие поиска (или изыскания) ренты (rent seeking), который представляет собой политическую деятельность индивидов и групп, расходующих ограниченные ресурсы для получения от государства некоторых монопольных прав. В силу важности понятия поиска ренты как для понимания соответствующей теории государственного регулирования экономики, так и в связи с широким его распространением в экономической теории вообще, остановимся более подробно на его смысле и истории возникновения, базируясь на точке зрения Г. Таллока (Tullock) — активного участника развития всего этого направления исследований.
К 1960 годам экономисты выяснили, что величины экономических потерь от существования на рынке монополии далеко не всегда столь значительны, как это обычно предполагается. Данное противоречие требовало своего разрешения. Одним из его способов стало введение в 1966 г. X. Лейбенстайном(Leibenstein) понятия Х-неэффективности (X-inefficiency). Суть данного феномена заключается в следующем: в условиях монополии, когда фирма ограждена от конкурентного давления, у нее нет стимулов к наиболее эффективному использованию ресурсов, она не стремится максимизировать прибыль. Иными словами, в очерченных условиях фирма позволяет своим издержкам становиться выше, чем это необходимо по условиям оптимума; она выбирает комбинации цен и объемов выпуска, являющиеся неэффективно высокими или низкими.
|
|
В 1967 г. Г. Таллок предложил альтернативное объяснение наблюдаемым незначительным величинам потерь от монопольной власти. Он предположил, что предприниматель, независимо от условий (т.е. степени своей рыночной власти, защищенности от конкуренции и т.п.), всегда будет стремиться максимизировать прибыль. При этом заработанная им прибыль будет инвестироваться, также исходя из стремления к такой максимизации. Это означает, что фирма, обладающая рыночной властью вследствие существования некоторого входного барьера, может инвестировать в его сохранение и укрепление. Такие инвестиции, очевидно, будут уменьшать размеры наблюдаемой (бухгалтерской) прибыли, что и фиксируют упоминавшиеся количественные оценки потерь от существования монополий.
Действительно, пусть некоторая фирма действует в конкурентной среде, так что ее экономическая прибыль близка к нулю. Предположим далее, что если бы вдруг все остальные фирмы покинули отрасль, эта фирма получила бы монопольную прибыль в 100 руб. Теперь предположим, что фирма в состоянии заставить конкурентов уйти из отрасли, затратив на такое принуждение 99 руб. Следовательно (в предположении отсутствия какой-либо неопределенности), для максимизации прибыли такой фирме будет вполне выгодно осуществить соответствующие инвестиции в принуждение.
|
|
Монопольная прибыль для данного случая составит 100 руб., однако в бухгалтерских расчетах будет фигурировать только 1 руб. прибыли! Иначе говоря, возросшая рыночная власть будет ассоциироваться с незначительной (бухгалтерской) прибылью. Именно это обстоятельство, согласно интерпретации Г. Таллока, и является объяснением упомянутых выше эмпирических расчетов потерь благосостояния от существования монополий.
В литературе по теории отраслевых рынков, опубликованной к тому времени, уже было осознано, что фирмы могут инвестировать в создание входных барьеров, например, в форме рекламы. Заслугой Таллока, особенно в связи с формированием понятия рентоориентированного поведения (поиска ренты), было привлечение внимания к тому моменту, что подобные инвестиции могут иметь форму деятельности по вовлечению государства в создание привилегий для отрасли, например, в виде таможенных пошлин. Более того, любые ограничения предложения, создаваемые государством, — импортные лицензии, квоты, разрешения и т.п., создавая ренту, порождают и конкуренцию хозяйствующих субъектов за обладание ею, т.е. обусловливают возникновение непроизводительных издержек.
Другой важный момент, отмеченный Г. Таллоком, — это выявление единой природы с точки зрения влияния на общественное благосостояние монополии, «защитных» таможенных пошлин и... краж. В случае кражи существуют два типичных класса инвестиций: осуществляемые будущим вором для подготовки своего противозаконного действия и осуществляемые будущей жертвой для защиты от покушения на его имущество. «Аналогично, - пишет Г. Таллок, - как мне казалось, мы должны принимать в расчет не только инвестиции будущего монополиста, но также и потенциальные инвестиции потребителей для предотвращения возникновения монополии. Схожая картина возникает и в случае изыскания защиты отрасли посредством таможенных пошлин. В описании расточительных инвестиций ресурсов, относящихся к изысканию монополией привилегий, я не использовал термин «поиск ренты», который еще не был изобретен, однако мои аргументы были на деле прямым его приложением».
Не следует также забывать о том, что монопольные права способны породить и феномен X -неэффективности, поскольку у монополиста в реальной жизни не столь сильны стимулы к осуществлению производства с минимальными издержками, как у фирмы, действующей в высококонкурентной среде.
Приведенные экономические характеристики монопольных прав соотносятся с процессами государственного регулирования экономики трояко.
Во-первых, в современной экономической теории государство трактуется как организация, обладающая монопольным правом на осуществление легального насилия (М. Вебер). Тем самым, любые вмешательства государства в экономику представляют собой (точнее, могут трактоваться с точки зрения теории рентоориентированного поведения) одно из указанных выше действий обладателя монопольных прав, чреватое непроизводительным растрачиванием ограниченных ресурсов.
Во-вторых, в роли соискателя ренты (=монопольных прав) выступают отдельные работники этой организации, т.е. государственные служащие, которые, заняв позицию в структуре государственной власти, позволяющую им монопольно устанавливать правила действий для экономических агентов, вносят свой вклад в нерациональное расходование ресурсов.
В-третьих, экономические агенты вне государственных структур, добиваясь и добившись с помощью государства (отдельных государственных служащих, политиков или бюрократов) монопольных прав в каком-либо секторе рынка, также начинают содействовать росту неэффективности использования ресурсов, «заинтересовывая» госслужащих в предоставлении привилегий и поддерживая эту «заинтересованность» после их получения.
|
|
Теория рентоориентированного поведения выдвигает свои объяснения и предсказания относительно возникновения и динамики регуляций. Если в теории Стиглера—Пельцмана монополист на несостязательном рынке не заинтересован во введении регуляций, поскольку они не в состоянии увеличить его доход, то с точки зрения теории рентоориентированного поведения стимулы к введению регуляций в этой ситуации остаются, хотя уже не у монополиста, а у бюрократов и политиков. Заинтересованность последних в получении политической (электоральной) поддержки может реализовываться в форме предоставления перекрестного субсидирования некоторым группам потребителей.
Другим выводом теории рентоориентированного поведения, отличающим ее от экономической теории регулирования, является положение о том, что налогообложение, субсидирование и регуляции не являются эквивалентами с точки зрения их влияния на эффективность. Именно регуляции ведут к наибольшему растрачиванию ресурсов, поскольку предоставляют политикам и бюрократам наибольшие возможности для реализации их собственных интересов, получению наибольшей ренты: ведь налоги имеют обезличенный характер, субсидии обычно относятся к контингентам потребителей и способствуют росту их благосостояния, в то время как регуляции касаются прежде всего производителей и могут быть более «адресными», чем налоги.
Основная критика теории рентоориентированного поведения как концепции, объясняющей государственное регулирование экономики, связана с переоценкой ею потерь общественного благосостояния, обусловливаемых монопольными правами. Исключение рентоориентированного поведения не окажет ощутимого положительного влияния на рост благосостояния. Что же касается принципиального подхода к объяснению феномена регулирования, то он в настоящее время применяется при анализе государственного регулирования практически повсеместно.