Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
ü Живое слово учителя;
ü Виды искусства;
ü Наглядные пособия;
ü Технические средства обучения;
ü Собственная деятельность детей;
ü Педагогические ситуации;
ü Природная среда;
ü Окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения:
ü Компенсаторную;
ü Адаптивную;
ü Информативную;
ü Интегративную;
ü Инструментальную.
Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия на ученика для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития.
|
|
В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь.
Дактильная речь (по определению Т. И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.
Жестовая речь имеет две разновидности:
ü Разговорная - употребляется как средство неофициального межличностного общения;
ü Калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица», или чтение с губ, используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
Музыка, живопись, декоративно - прикладное искусство - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.
Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:
ü Психофизиологические - коррекция психосоматических нарушений;
ü Психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
ü Психологические - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
|
|
ü Социально – педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:
ü Художественно-речевая;
ü Театрализовано-игровая и др.
Это помогает:
ü Развитию речи, общения;
ü Познанию прекрасного;
ü Раскрытию творческого потенциала личности.
Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т. И. Галишниковой):
ü Пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
ü Средства актуализации знаний и личного опыта, активации познавательной деятельности и мотивации учения;
ü Средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;
ü Средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
ü Задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
ü Упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.
В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
ü Реальные объекты (предметы, явления, процессы);
ü Их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
ü Модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:
ü На предметный;
ü Изобразительный;
ü Словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т.п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся.
Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.
ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:
ü Визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
ü Аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
ü Аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино -, видео - и телевизионная аппаратура;
ü Манипуляционные - тренажеры;
ü Автоматические - компьютерная техника и материалы.
В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику, коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы характерные для всех детей с особыми образовательными потребностями отклонения в развитии?
2. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?
3. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскройте их сущность?
4. В чем состоит специфика и комбинации методов обучения детей с отклонениями в развитии?
5. Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?