Класс «граждан» — класс «туристов»

Для любимых детьми школ характерно то, что их дирек­тора, педагоги, персонал и родители центрированы на уча­щихся. Ученики являются активными, вовлеченными и за­интересованными членами (как бы «акционерами») своих учебных сообществ — их гражданами. Любовь, которую уче­ники испытывают к учению, непосредственно отражается на том, что происходит в классах. Определяющий момент — отношение учителя к своей роли. Когда учитель оказывает­ся скорее фасилитатором учения, нежели просто передатчи­ком информации, перед учеником встает задача думать само­стоятельно. Когда учитель уважает учащихся, видя в них людей, порождающих знание, а не просто потребляющих информацию, ученики становятся заинтересованными в про­цессе учения.

Вообще говоря, все классы могут быть разделены на две большие категории: классы, где ученики потребляют инфор­мацию, и классы, где ученики порождают идеи. В «потреби­тельских» классах ученики сидят и слушают лекции, выпол­няют письменные задания (груды письменных заданий), ра­ботают преимущественно каждый сам по себе, интеллекту­ально не взаимодействуя (или очень мало взаимодействуя) друг с другом и очень редко сотрудничая. Вот отзыв одной матери о школьных занятиях ее детей:

Так как сама я работаю, мне трудно поверить, что успехи моих детей в школе преобразуются в их успехи в жизни. В то


время как они пишут отзывы на книгу, следуя указаниям сво­его учителя, я должна писать мои деловые отчеты, пользуясь исключительно моей собственной изобретательностью. В «ре­альном мире» я должна обладать уверенностью в себе, чтобы отстаивать свое право быть самой собой, а моим детям ставят хорошие отметки за то, что они точно такие же, как все, и делают то же самое, что и все другие ученики в классе (Fournier, 1993. Р. 2е).

Озабоченность по поводу школьного единообразия и стандартизированного подхода к обучению, выраженная ма­терью хорошо успевающих учеников, все чаще звучит из уст людей, которым небезразлична наша молодежь и ее будущее. Исследования показывают, что на протяжении последних пятидесяти лет маятник, раскачивающийся между обучени­ем, центрированным на учителе, и обучением, центрирован­ным на учащемся, слишком часто застревал на стороне учи­теля. Исследования взаимодействий в классе, проведенные в 1965 г., показали, что на речь учителя математики в средних классах приходится в общей сложности 80—85% времени урока. Преподаватели общественных дисциплин занимают в среднем 70—73% времени урока (Flanders, 1970). Эти данные совпадают с результатами многолетних наблюдений, кото­рые Джон Гудлэд проводил в средних школах самых разных регионов Соединенных Штатов (Goodlad, 1983). Современные исследования продолжают демонстрировать высокие уровни речевой активности учителей. Весь этот поток речи, направ­ленный на учащихся, порождает пассивных наблюдателей, хотя некоторые педагоги и исследователи утверждают, что такой высокий уровень речевой активности учителей (дирек­тивное преподавание) приводит к более высоким академи­ческим достижениям учащихся. Ряд классов и школ, в кото­рых получило поддержку человекоцентрированное обучение, был детально исследован (Дэвидом Эспи, Флорой Робак и другими); эти исследования выявили у детей значимые при­обретения как в сфере аффективного, так и в сфере ког­нитивного обучения. Неудивительно, что в пассивной среде ученики начинают испытывать скуку.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: