В сегодняшнем быстро изменяющемся и неустойчивом мире редко предоставляется возможность проследить развитие инновационной школы, которая хранит верность своей исходной идее на протяжении более чем двадцати лет. Школа изобразительных и визуальных искусств (ШИВИ) в Хьюстоне открыла свои двери в 1971 году. В 1980-м учащиеся из ШИВИ были проинтервьюированы для второго издания книги «Свобода учиться». Их спрашивали о том, как они учатся, и о том, какую роль играет школа в их жизни (Freiberg, 1980). В 1992-м (через двадцать один год после открытия ШИВИ) мы вновь отправились туда, чтобы выяснить, является ли эта школа все еще тем местом, куда хотят ходить ученики.
ШИВИ в 1980 году. Школа расположена на Остин-стрит, недалеко от центра Хьюстона. Это величественное (хотя и пострадавшее от атмосферных воздействий) здание, на каменном портале которого выбиты слова: «Храм Вифлеемского Израиля». С 1971 года эта реконструированная синагога служит домом для ШИВИ — учебного заведения, относящегося к Хьюстонскому независимому школьному округу. За прошедшие годы по мере увеличения количества учащихся на территорию школьного городка были завезены восемь временных строений, сооруженных на основе трейлеров, но школе все равно приходится арендовать еще ряд помещений на другой стороне улицы. Школьный городок, состоящий из реконструированных и временных построек, вмещает пятьсот учащихся, приезжающих из всех районов города и из пригородных зон, в которых нет таких образовательных учреждений. Учащиеся представляют все этнические группы, все стили жизни и все социально-экономические уровни. Три часа в день они проводят в художественных студиях (где занимаются танцем, театральными постановками, инструментальной и вокальной музыкой, выразительными или визуальными искусствами), а остальные четыре часа
|
|
Глава 1. Почему дети любят школу? 47
посвящают учебным дисциплинам, предусмотренным общей программой или выбранным самостоятельно.
Открытие ШИВИ представляло собой первую в США попытку согласовать в рамках общеобразовательной школы интенсивную подготовку в области искусств с традиционной учебной программой. Она была первой альтернативной школой в Хьюстоне и послужила моделью для альтернативных школ, возникших впоследствии. В школе работают тридцать четыре преподавателя на постоянной основе и несколько дипломированных учителей на почасовой основе. Кроме того, как отмечает директор школы Норма Лаудер, каждый год примерно сорок или пятьдесят специалистов, не имеющих педагогического диплома, но обладающих достаточно богатым профессиональным опытом, приглашаются в школьный городок для того, чтобы вести специальные курсы, семинары, читать лекции и ставить разного рода шоу и представления.
|
|
Войдя в школьный городок, посетитель погружается в особую неформальную атмосферу товарищества. Вы ощущаете не гнетущую тишину тюремной одиночки и не гвалт праздной толпы, а гул деловой активности, серьезного и увлеченного обсуждения и целенаправленного движения.
«Я ищу учителей не застывших и достаточно гибких, способных, например, понять, что сегодня занятия геометрией пройдут совершенно впустую, потому что вечером в Джонс-холле выступает популярный музыкальный ансамбль; в таком случае учитель музыки может сказать учителю математики: "Завтра Вы можете взять детей с моего урока, чтобы позаниматься с ними геометрией", — объясняет миссис Лаудер. В этой атмосфере общности и взаимопомощи между преподавателями возникают тесные дружеские связи, благодаря которым в ШИВИ поддерживается высокий уровень удовлетворенности работой и низкий процент текучести кадров. Постоянство педагогического состава вместе с широко распространенной среди учителей практикой индивидуального обучения и консультационной помощи учащимся повышают качество взаимоотношений между учителями и учениками.
48 Часть I. Трудности и возможности
Интересно (и это согласуется с данными, о которых мы будем говорить дальше), что молодые люди из этой школы постоянно входят в число лучших по успеваемости и составляют значительную часть стипендиатов школьного округа. В 1979 году трое из тридцати отобранных по всей стране учащихся, получивших президентские стипендии за свои академические достижения, были из ШИВИ. Стены школьных кабинетов увешаны многочисленными наградами. Поскольку ученики приезжают в школу из очень разных и подчас отдаленных районов, их родители редко появляются в школе. Для детей, относящихся к той или иной компактно проживающей этнической группе, поступление в ШИВИ может быть первым смелым шагом за пределы своей культуры. Однако родители и соседи гордятся школой и часто приглашают учащихся выступить перед ними.
Мы опросили группу школьников, окончивших ШИВИ в июне 1980 года, относительно того, что они чувствуют в связи со своим, опытом учебы в этой школе. Ниже приводятся ответы трех выпускников:
Сьюзан: ШИВИ дала мне возможность быть самой собой и довольно значительно самой вырасти. Меня никогда не загоняли в какую-то форму, но позволяли быть индивидуальностью, позволяли заниматься искусством так, как, по моему ощущению, это следует делать.
Джон: Чтобы реально быть самим собой, ты должен узнать все грани самого себя, а это процесс, требующий весьма продолжительного времени. Когда я это понял, я стал проще смотреть на учение. Теперь я могу учиться, могу усваивать многое. И я действительно вижу собственное развитие. Это чувство, которое придает уверенности.
Сандра: Посещение ШИВИ может быть описано одним словом: это опыт. Хотя этот опыт у каждого отдельного ученика свой, но он базируется на общем для всех фундаменте творчества, роста и учения. С самого первого своего появления в школьном городке ученик попадает в ситуацию творчества. В творчестве в ШИВИ не бывает недостатка, кажется, что оно течет непрерывным потоком, и не только в рамках каждого конкретного вида искусства, но также между ними. Одна область искусства вдохновляет на обращение к другой. Учени-
Глава 1. Почему дети любят школу? 49
ки в ШИВИ не боятся своего творчества; напротив, они гордятся им и свободно выражают себя множеством различных способов как в индивидуальных занятиях искусством, так и в занятиях по академическим предметам.
|
|
Результатом этой творческой свободы является благоприятная возможность для ученика ШИВИ реализовать свой наивысший потенциал во всем, чем бы он ни занимался. Он сталкивается с разнообразными философскими подходами и идеями и тем самым получает широкую основу для роста и формирования своих собственных убеждений.
Ученик растет по большей части из-за того, что ему предоставляется благоприятная возможность быть в окружении людей, увлеченных всевозможными видами искусства, и тем самым усваивать множество различных способов восприятия окружающего. По этой причине он становится открыт многим различным способам самовыражения, он не просто познает различные сферы художественной деятельности, но узнает также очень многое о жизни и о самом себе.
Безусловно, ШИВИ — это весьма стимулирующее, особое место. Наблюдать этих учащихся — захватывающий опыт. Вот обстановка, в которой может расцвести их ощущение перспективы и собственного достоинства. В этой школе учителя, несомненно, стали фасилитаторами учения.
ШИВИ сегодня. В 1982 году ШИВИ сменила свое местоположение и теперь находится всего в нескольких кварталах от главной транспортной магистрали города, вдоль которой разместились художественные галереи и музеи. Она расположена по соседству со скромными двух- и трехэтажными домами, построенными в 1940—1950-х годах, то есть влилась в жилые кварталы, а не стоит, как раньше, на отшибе. В отличие от многих школьных зданий, скорее похожих на фабрики, новая трехэтажная ШИВИ выглядит современным высокотехнологичным сооружением. Чистота, чудесные цветовые и графические решения, повсюду выставлены работы учащихся.
Оставив машину на стоянке прямо перед зданием школы, я был сразу же привлечен звуками валторн. Квартет уче-
50 Часть I. Трудности и возможности
ников, расположившихся у фасада школы, музицировал. И еще несколько групп занимались музыкой на свежем воздухе. Их учитель переходил от одной группы к другой, слушал и комментировал их игру. Другие ученики с блокнотами рисовали. Их учитель также переходил от одного к другому, подбадривая и комментируя работу каждого.
|
|
В наш век высоких технологий я, пытаясь понять, как работает та или иная школа, все еще полагаюсь на интуитивное ощущение ценностей. Отчасти это ощущение возникает после того, как я отвечаю на вопросы, которые сам себе задаю. Как и что я чувствую, когда подхожу к школе и вхожу в ее дверь? Является ли она местом, где мне хотелось бы учиться? Привлекательна ли она? Как она звучит? Слышны ли в ней разговоры и смех или царит «требуемая» тишина? Можно многое рассказать о школе, побывав в приемной и кабинете директора. Возможно, ключевым показателем работы школы является контакт взглядов. Смотрят ли на вас ученики, учителя, персонал? Замечают ли они ваше присутствие? Я предварительно не договаривался о визите, но когда я вошел в дирекцию ШИВИ, меня приветливо спросили, чем могут быть полезны. Ученики, занимавшиеся в рекреационном зале разными делами, поздоровались со мной. Мне хватило нескольких минут, чтобы почувствовать очень сильную связь с этой школой.
Сообщество учеников. Я попросил выделить мне небольшую комнату, где можно было бы поговорить с несколькими учащимися во время перерыва на завтрак. Вошли пятеро с бутербродами, и мы начали знакомиться. Все они — Шена, Мирей, Кристина, Гумаро и Рассел, — старшеклассники, специализирующиеся в какой-то области искусства и помимо этого занимающиеся по одной из обычных академических программ. В этих учениках отражалось разнообразие и богатство города в плане культурной и этнической принадлежности и спектра интересов. Шена осваивает постановку голоса, а интересы Мирей и Рассела сосредоточены на театре, Кристина изучает инструментальную музыку, а Гумаро — танец. Когда они рассказывали о себе, о своих друзьях
Глава 1. Почему дети любят школу? 51
и школе, на меня произвело глубокое впечатление то большое уважение, которое они испытывают друг к другу и к своим учителям. Уважение оказалось объединяющей темой, которая сплотила эту разнородную группу и сделала ее в таком коллективном качестве сильнее, чем каждый из ее членов в отдельности.
Их школьный день на час длиннее, нежели у учащихся других средних школ, что позволяет каждому ученику три часа заниматься искусством и четыре часа — другими учебными предметами. При приеме в ШИВИ не используются данные тестов, и, тем не менее, выпускники 1992 года (150 старшеклассников) получили 2 миллиона долларов в качестве стипендий и бесчисленное множество различных наград. А ведь в этой школе нет ни футбольной, ни бейсбольной, ни баскетбольной команд, она обходится без каких-либо состязаний и без короля и королевы, обычно избираемых на школьных балах. Это школа, где считаются с каждым.
Я задал этим ребятам несколько вопросов, и мы проговорили почти полтора часа.
Вопрос: Вы говорили о свободе, которая очень важна для занятий. Не могли бы вы описать для меня эту свободу?
Рассел: Это контролируемая свобода... Если можно так сказать, это свобода, дающая тебе безопасность. Изо дня в день ты позволяешь себе расти, позволяешь себе быть взрослым, у тебя есть потенциал быть, так что в действительности это просто свобода становиться тем, кто ты есть.
Мирей: Я думаю, свобода расширяет пределы того, что тебе предстоит для себя открыть. Никто не говорит тебе: «Вот таким ты родился, а это способ, с помощью которого что-то делается». Тебе позволяют самому понять это, а это приносит гораздо больше удовлетворения. Я думаю, что мы, подростки, все такие любознательные, поэтому мы и делаем так много всего.
Рассел: Если существует множество правил, ограждающих тебя от того, чтобы ты что-то открывал, тогда тебе может быть уже за тридцать, прежде чем ты действительно что-то откроешь. И если ты поймешь это в молодости, то у тебя будет намного больше времени для развития.
52 Часть I. Трудности и возможности
Кристина: В другой школе, если ты не хочешь играть в футбол, играть в оркестре или же быть лидером в каких-либо состязаниях, то ты никто. Здесь же каждый из нас в чем-то преуспевает, и мы можем посвящать себя именно этому.
Вопрос: Почему ШИВИ является для вас особой школой?
Шена: Я думаю, что многое связано здесь с самооценкой. Всех нас постоянно развивают, всем говорят о том, каким потенциалом мы располагаем.
Гумаро: Я могу общаться с моими учителями, и мои учителя могут общаться со мной.
Рассел: Главное здесь в том, что люди хотят учиться... Учителя и ученики здесь на одной стороне.
Кристина: Когда я начала учиться в средней школе, моя учительница тратила полчаса на то, чтобы дисциплинировать класс, и минут пятнадцать-двадцать — на преподавание. Сюда же ты приходишь именно для того, чтобы учиться, расти, и проблемам дисциплины здесь просто нет места. И здесь мы в некотором роде покончили с фактором дисциплины. На скуку нет времени, слишком много дел.
Рассел: У нас здесь 623 человека, и все мы друг друга знаем, так что нечего опасаться, что кто-то придет в школу с пистолетом. Мы ничего не боимся ни во время уроков, ни на переменах... И у нас никого никогда не размажут о шкаф в раздевалке; здесь этого не бывает.
Вопрос: Что вы можете рассказать мне об учителях, не работающих в школе постоянно?
Шена: Они великолепны! Они дают нам видение мира профессионалов.
Кристина: Он [приходящий учитель] учит нас жизни, и это просто здорово.
Шена: В прошлом году в школу пришел джазовый музыкант. Его зовут Кирк Виланд. После окончания своего мастер-класса он предложил: «Кто думает о карьере музыканта, останьтесь, — поговорим». Он рассказал нам, что следовал в своей жизни трем принципам: быть честным в отношении своего искусства, никогда не сравнивать себя с кем-либо и заниматься тем, что делает тебя счастливым.
Гумаро: Ну, они просто ставят это прямо перед твоими глазами, то есть я имею в виду, что они приходят и рассказывают тебе, как это на самом деле, и они говорят, что если ты не
Глава 1. Почему дети любят школу? 53
сможешь сделать это, то это тоже ничего, ты сможешь справиться с этим позднее.
На самом деле они просто вселяют в тебя веру, воодушевляют. Я не знаю, но все дело просто в их честности и способности делиться с другими, делиться тем, чему они научились, — воплощать в жизнь свои мечты и заниматься искусством.
Вопрос: Каким способом оценивается ваша работа?
Гумаро: У нас бывают просмотры наших работ. Мы сидим и показываем им наши бумаги, а они их просматривают. Я думаю, сразу становится ясно, работал ли ты в течение года или нет. Они [учителя] любят пошутить с тобой. Тебе все время хорошо, вот почему я обычно стараюсь и не падаю духом.
О неуспехе в учении:
Рассел: Совершать ошибки теперь намного легче. Что за приятное чувство — знать, что ты можешь потерпеть неудачу, и это не приведет к краху ни твоей, ни чьей-то еще жизни.
Мирей: Учителя действительно помогают нам, потому что они заранее дают тебе знать, если у тебя не очень получается в той или иной области. Поэтому действительно помогает, когда учитель сидит рядом и разговаривает с тобой о том, как идут твои учебные дела.
Вопрос: Чувствуете ли вы как старшеклассники какую-либо ответственность за тех, кто приходит в школу?
Мирей: Я чувствую большую ответственность. Я полагаю, что получила очень много от того, что училась здесь, и мне просто хочется, чтобы любой другой человек имел возможность получить такой же опыт.
Кристина: Они [новички] приходят из других школ. Они просто очень изолированы от остальных учащихся. Я имею в виду, что в прошлом году [во время завтрака] у нас, помню, были испанский стол, негритянский стол, джазовый стол и танцевальный стол. Я почувствовала тогда, что должна научить их подходить к другим людям, общаться с ними и узнавать их, чтобы все мы могли быть одной семьей. Я хочу, чтобы новички были самими собой. Они могут подойти ко мне и сказать: «Привет, малышка!» И каждый раз, когда я вижу новеньких, я подхожу к ним и спрашиваю, как у них дела, и говорю, что они могут быть самими собой и могут поговорить со мной. Я стараюсь объяснить им, что они вовсе не должны
54 Часть I. Трудности и возможности
что-либо делать, чтобы чему-то соответствовать; ты больше понравишься людям, если будешь самим собой.
Вопрос: Где бы вы поставили свой ответ на шкале от «я ненавижу школу», «школа — так себе», «со школой все в порядке», «школа — это хорошо» до «я люблю школу»?
Все в один голос: Я люблю эту школу.
Рассел: Мы все любим школу. Если же ты любишь что-то, то ты сделаешь так, чтобы оно жило и действовало.
Мирей: Я люблю ее; я бы не смогла, я бы не хотела быть где бы то ни было еще. Мне просто хочется, чтобы каждый почувствовал то, что чувствую я.
Меня восхитило то, что ученики говорили лишь о психологическом климате, в котором они находились, а не об отдельных учителях. Ведь достоинства «прекрасного фасилитатора» и «блестящего преподавателя» вознаграждаются по-разному. Вводном исследовании было показано, что по прошествии многих лет люди могут живо вспомнить своих блестящих преподавателей, но почти не могут вспомнить, что же они изучали на их уроках. Однако они могут вспомнить в деталях каждую учебную ситуацию, возникшую по их собственной инициативе.
У учащихся ШИВИ есть мечты и ощущение как будущего, так и прошлого. Они хотят поделиться с новым поколением учащихся теплой, заботливой, безопасной, дающей удовлетворение учебной средой. Ученики никогда не забудут вкус к творческому учению, который сформировался у них здесь. ШИВИ — это только один пример места под названием «школа», функционирующего как сообщество учеников. Есть и многие другие примеры. Среды, питающие учение, не очень хорошо описаны. Люди, создающие эти удивительные учебные среды, обычно слишком заняты, чтобы документировать свои собственные успехи. Чаще всего авторами таких документов становятся люди, на себе испытавшие воздействие этого благотворного опыта.
Глава 1. Почему дети любят школу? 55