Человекоцентрированные учебные сообщества

В сегодняшнем быстро изменяющемся и неустойчивом мире редко предоставляется возможность проследить разви­тие инновационной школы, которая хранит верность своей исходной идее на протяжении более чем двадцати лет. Шко­ла изобразительных и визуальных искусств (ШИВИ) в Хью­стоне открыла свои двери в 1971 году. В 1980-м учащиеся из ШИВИ были проинтервьюированы для второго издания кни­ги «Свобода учиться». Их спрашивали о том, как они учатся, и о том, какую роль играет школа в их жизни (Freiberg, 1980). В 1992-м (через двадцать один год после открытия ШИВИ) мы вновь отправились туда, чтобы выяснить, является ли эта школа все еще тем местом, куда хотят ходить ученики.

ШИВИ в 1980 году. Школа расположена на Остин-стрит, недалеко от центра Хьюстона. Это величественное (хотя и пострадавшее от атмосферных воздействий) здание, на каменном портале которого выбиты слова: «Храм Вифле­емского Израиля». С 1971 года эта реконструированная си­нагога служит домом для ШИВИ — учебного заведения, от­носящегося к Хьюстонскому независимому школьному ок­ругу. За прошедшие годы по мере увеличения количества учащихся на территорию школьного городка были завезены восемь временных строений, сооруженных на основе трейле­ров, но школе все равно приходится арендовать еще ряд по­мещений на другой стороне улицы. Школьный городок, со­стоящий из реконструированных и временных построек, вме­щает пятьсот учащихся, приезжающих из всех районов горо­да и из пригородных зон, в которых нет таких образователь­ных учреждений. Учащиеся представляют все этнические группы, все стили жизни и все социально-экономические уровни. Три часа в день они проводят в художественных сту­диях (где занимаются танцем, театральными постановками, инструментальной и вокальной музыкой, выразительными или визуальными искусствами), а остальные четыре часа

Глава 1. Почему дети любят школу? 47


посвящают учебным дисциплинам, предусмотренным общей программой или выбранным самостоятельно.

Открытие ШИВИ представляло собой первую в США по­пытку согласовать в рамках общеобразовательной школы интенсивную подготовку в области искусств с традиционной учебной программой. Она была первой альтернативной шко­лой в Хьюстоне и послужила моделью для альтернативных школ, возникших впоследствии. В школе работают тридцать четыре преподавателя на постоянной основе и несколько дипломированных учителей на почасовой основе. Кроме того, как отмечает директор школы Норма Лаудер, каждый год примерно сорок или пятьдесят специалистов, не имею­щих педагогического диплома, но обладающих достаточно богатым профессиональным опытом, приглашаются в школь­ный городок для того, чтобы вести специальные курсы, се­минары, читать лекции и ставить разного рода шоу и пред­ставления.

Войдя в школьный городок, посетитель погружается в особую неформальную атмосферу товарищества. Вы ощущае­те не гнетущую тишину тюремной одиночки и не гвалт празд­ной толпы, а гул деловой активности, серьезного и увлечен­ного обсуждения и целенаправленного движения.

«Я ищу учителей не застывших и достаточно гибких, спо­собных, например, понять, что сегодня занятия геометрией пройдут совершенно впустую, потому что вечером в Джонс-холле выступает популярный музыкальный ансамбль; в та­ком случае учитель музыки может сказать учителю матема­тики: "Завтра Вы можете взять детей с моего урока, чтобы позаниматься с ними геометрией", — объясняет миссис Лау­дер. В этой атмосфере общности и взаимопомощи между пре­подавателями возникают тесные дружеские связи, благода­ря которым в ШИВИ поддерживается высокий уровень удов­летворенности работой и низкий процент текучести кадров. Постоянство педагогического состава вместе с широко рас­пространенной среди учителей практикой индивидуального обучения и консультационной помощи учащимся повышают качество взаимоотношений между учителями и учениками.

48 Часть I. Трудности и возможности


Интересно (и это согласуется с данными, о которых мы будем говорить дальше), что молодые люди из этой школы постоянно входят в число лучших по успеваемости и состав­ляют значительную часть стипендиатов школьного округа. В 1979 году трое из тридцати отобранных по всей стране уча­щихся, получивших президентские стипендии за свои ака­демические достижения, были из ШИВИ. Стены школьных кабинетов увешаны многочисленными наградами. Посколь­ку ученики приезжают в школу из очень разных и подчас отдаленных районов, их родители редко появляются в шко­ле. Для детей, относящихся к той или иной компактно про­живающей этнической группе, поступление в ШИВИ может быть первым смелым шагом за пределы своей культуры. Од­нако родители и соседи гордятся школой и часто приглаша­ют учащихся выступить перед ними.

Мы опросили группу школьников, окончивших ШИВИ в июне 1980 года, относительно того, что они чувствуют в свя­зи со своим, опытом учебы в этой школе. Ниже приводятся ответы трех выпускников:

Сьюзан: ШИВИ дала мне возможность быть самой собой и довольно значительно самой вырасти. Меня никогда не заго­няли в какую-то форму, но позволяли быть индивидуальнос­тью, позволяли заниматься искусством так, как, по моему ощущению, это следует делать.

Джон: Чтобы реально быть самим собой, ты должен узнать все грани самого себя, а это процесс, требующий весьма про­должительного времени. Когда я это понял, я стал проще смотреть на учение. Теперь я могу учиться, могу усваивать многое. И я действительно вижу собственное развитие. Это чувство, которое придает уверенности.

Сандра: Посещение ШИВИ может быть описано одним сло­вом: это опыт. Хотя этот опыт у каждого отдельного ученика свой, но он базируется на общем для всех фундаменте творче­ства, роста и учения. С самого первого своего появления в школьном городке ученик попадает в ситуацию творчества. В творчестве в ШИВИ не бывает недостатка, кажется, что оно течет непрерывным потоком, и не только в рамках каждого конкретного вида искусства, но также между ними. Одна об­ласть искусства вдохновляет на обращение к другой. Учени-

Глава 1. Почему дети любят школу? 49


ки в ШИВИ не боятся своего творчества; напротив, они гор­дятся им и свободно выражают себя множеством различных способов как в индивидуальных занятиях искусством, так и в занятиях по академическим предметам.

Результатом этой творческой свободы является благопри­ятная возможность для ученика ШИВИ реализовать свой наивысший потенциал во всем, чем бы он ни занимался. Он сталкивается с разнообразными философскими подходами и идеями и тем самым получает широкую основу для роста и формирования своих собственных убеждений.

Ученик растет по большей части из-за того, что ему пре­доставляется благоприятная возможность быть в окружении людей, увлеченных всевозможными видами искусства, и тем самым усваивать множество различных способов восприя­тия окружающего. По этой причине он становится открыт многим различным способам самовыражения, он не просто познает различные сферы художественной деятельности, но узнает также очень многое о жизни и о самом себе.

Безусловно, ШИВИ — это весьма стимулирующее, особое место. Наблюдать этих учащихся — захватывающий опыт. Вот обстановка, в которой может расцвести их ощущение перспективы и собственного достоинства. В этой школе учи­теля, несомненно, стали фасилитаторами учения.

ШИВИ сегодня. В 1982 году ШИВИ сменила свое место­положение и теперь находится всего в нескольких кварта­лах от главной транспортной магистрали города, вдоль ко­торой разместились художественные галереи и музеи. Она расположена по соседству со скромными двух- и трехэтаж­ными домами, построенными в 1940—1950-х годах, то есть влилась в жилые кварталы, а не стоит, как раньше, на от­шибе. В отличие от многих школьных зданий, скорее похо­жих на фабрики, новая трехэтажная ШИВИ выглядит со­временным высокотехнологичным сооружением. Чистота, чудесные цветовые и графические решения, повсюду выстав­лены работы учащихся.

Оставив машину на стоянке прямо перед зданием шко­лы, я был сразу же привлечен звуками валторн. Квартет уче-

50 Часть I. Трудности и возможности


ников, расположившихся у фасада школы, музицировал. И еще несколько групп занимались музыкой на свежем возду­хе. Их учитель переходил от одной группы к другой, слушал и комментировал их игру. Другие ученики с блокнотами ри­совали. Их учитель также переходил от одного к другому, подбадривая и комментируя работу каждого.

В наш век высоких технологий я, пытаясь понять, как работает та или иная школа, все еще полагаюсь на интуи­тивное ощущение ценностей. Отчасти это ощущение возни­кает после того, как я отвечаю на вопросы, которые сам себе задаю. Как и что я чувствую, когда подхожу к школе и вхо­жу в ее дверь? Является ли она местом, где мне хотелось бы учиться? Привлекательна ли она? Как она звучит? Слыш­ны ли в ней разговоры и смех или царит «требуемая» тиши­на? Можно многое рассказать о школе, побывав в приемной и кабинете директора. Возможно, ключевым показателем ра­боты школы является контакт взглядов. Смотрят ли на вас ученики, учителя, персонал? Замечают ли они ваше присут­ствие? Я предварительно не договаривался о визите, но ког­да я вошел в дирекцию ШИВИ, меня приветливо спросили, чем могут быть полезны. Ученики, занимавшиеся в рекреа­ционном зале разными делами, поздоровались со мной. Мне хватило нескольких минут, чтобы почувствовать очень силь­ную связь с этой школой.

Сообщество учеников. Я попросил выделить мне не­большую комнату, где можно было бы поговорить с несколь­кими учащимися во время перерыва на завтрак. Вошли пя­теро с бутербродами, и мы начали знакомиться. Все они — Шена, Мирей, Кристина, Гумаро и Рассел, — старшекласс­ники, специализирующиеся в какой-то области искусства и помимо этого занимающиеся по одной из обычных академи­ческих программ. В этих учениках отражалось разнообра­зие и богатство города в плане культурной и этнической при­надлежности и спектра интересов. Шена осваивает постанов­ку голоса, а интересы Мирей и Рассела сосредоточены на те­атре, Кристина изучает инструментальную музыку, а Гума­ро — танец. Когда они рассказывали о себе, о своих друзьях

Глава 1. Почему дети любят школу? 51


и школе, на меня произвело глубокое впечатление то боль­шое уважение, которое они испытывают друг к другу и к сво­им учителям. Уважение оказалось объединяющей темой, которая сплотила эту разнородную группу и сделала ее в та­ком коллективном качестве сильнее, чем каждый из ее чле­нов в отдельности.

Их школьный день на час длиннее, нежели у учащихся других средних школ, что позволяет каждому ученику три часа заниматься искусством и четыре часа — другими учеб­ными предметами. При приеме в ШИВИ не используются данные тестов, и, тем не менее, выпускники 1992 года (150 старшеклассников) получили 2 миллиона долларов в каче­стве стипендий и бесчисленное множество различных наград. А ведь в этой школе нет ни футбольной, ни бейсбольной, ни баскетбольной команд, она обходится без каких-либо состя­заний и без короля и королевы, обычно избираемых на школьных балах. Это школа, где считаются с каждым.

Я задал этим ребятам несколько вопросов, и мы прогово­рили почти полтора часа.

Вопрос: Вы говорили о свободе, которая очень важна для занятий. Не могли бы вы описать для меня эту свободу?

Рассел: Это контролируемая свобода... Если можно так ска­зать, это свобода, дающая тебе безопасность. Изо дня в день ты позволяешь себе расти, позволяешь себе быть взрослым, у тебя есть потенциал быть, так что в действительности это про­сто свобода становиться тем, кто ты есть.

Мирей: Я думаю, свобода расширяет пределы того, что тебе предстоит для себя открыть. Никто не говорит тебе: «Вот та­ким ты родился, а это способ, с помощью которого что-то де­лается». Тебе позволяют самому понять это, а это приносит гораздо больше удовлетворения. Я думаю, что мы, подрост­ки, все такие любознательные, поэтому мы и делаем так мно­го всего.

Рассел: Если существует множество правил, ограждающих тебя от того, чтобы ты что-то открывал, тогда тебе может быть уже за тридцать, прежде чем ты действительно что-то откро­ешь. И если ты поймешь это в молодости, то у тебя будет намного больше времени для развития.

52 Часть I. Трудности и возможности


Кристина: В другой школе, если ты не хочешь играть в футбол, играть в оркестре или же быть лидером в каких-либо состязаниях, то ты никто. Здесь же каждый из нас в чем-то преуспевает, и мы можем посвящать себя именно этому.

Вопрос: Почему ШИВИ является для вас особой школой?

Шена: Я думаю, что многое связано здесь с самооценкой. Всех нас постоянно развивают, всем говорят о том, каким по­тенциалом мы располагаем.

Гумаро: Я могу общаться с моими учителями, и мои учите­ля могут общаться со мной.

Рассел: Главное здесь в том, что люди хотят учиться... Учи­теля и ученики здесь на одной стороне.

Кристина: Когда я начала учиться в средней школе, моя учительница тратила полчаса на то, чтобы дисциплинировать класс, и минут пятнадцать-двадцать — на преподавание. Сюда же ты приходишь именно для того, чтобы учиться, расти, и проблемам дисциплины здесь просто нет места. И здесь мы в некотором роде покончили с фактором дисциплины. На скуку нет времени, слишком много дел.

Рассел: У нас здесь 623 человека, и все мы друг друга зна­ем, так что нечего опасаться, что кто-то придет в школу с пистолетом. Мы ничего не боимся ни во время уроков, ни на переменах... И у нас никого никогда не размажут о шкаф в раздевалке; здесь этого не бывает.

Вопрос: Что вы можете рассказать мне об учителях, не работающих в школе постоянно?

Шена: Они великолепны! Они дают нам видение мира про­фессионалов.

Кристина: Он [приходящий учитель] учит нас жизни, и это просто здорово.

Шена: В прошлом году в школу пришел джазовый музы­кант. Его зовут Кирк Виланд. После окончания своего мас­тер-класса он предложил: «Кто думает о карьере музыканта, останьтесь, — поговорим». Он рассказал нам, что следовал в своей жизни трем принципам: быть честным в отношении сво­его искусства, никогда не сравнивать себя с кем-либо и зани­маться тем, что делает тебя счастливым.

Гумаро: Ну, они просто ставят это прямо перед твоими гла­зами, то есть я имею в виду, что они приходят и рассказыва­ют тебе, как это на самом деле, и они говорят, что если ты не

Глава 1. Почему дети любят школу? 53


сможешь сделать это, то это тоже ничего, ты сможешь спра­виться с этим позднее.

На самом деле они просто вселяют в тебя веру, воодушевля­ют. Я не знаю, но все дело просто в их честности и способнос­ти делиться с другими, делиться тем, чему они научились, — воплощать в жизнь свои мечты и заниматься искусством.

Вопрос: Каким способом оценивается ваша работа?

Гумаро: У нас бывают просмотры наших работ. Мы сидим и показываем им наши бумаги, а они их просматривают. Я ду­маю, сразу становится ясно, работал ли ты в течение года или нет. Они [учителя] любят пошутить с тобой. Тебе все время хорошо, вот почему я обычно стараюсь и не падаю духом.

О неуспехе в учении:

Рассел: Совершать ошибки теперь намного легче. Что за при­ятное чувство — знать, что ты можешь потерпеть неудачу, и это не приведет к краху ни твоей, ни чьей-то еще жизни.

Мирей: Учителя действительно помогают нам, потому что они заранее дают тебе знать, если у тебя не очень получается в той или иной области. Поэтому действительно помогает, ког­да учитель сидит рядом и разговаривает с тобой о том, как идут твои учебные дела.

Вопрос: Чувствуете ли вы как старшеклассники какую-либо ответственность за тех, кто приходит в школу?

Мирей: Я чувствую большую ответственность. Я полагаю, что получила очень много от того, что училась здесь, и мне просто хочется, чтобы любой другой человек имел возмож­ность получить такой же опыт.

Кристина: Они [новички] приходят из других школ. Они просто очень изолированы от остальных учащихся. Я имею в виду, что в прошлом году [во время завтрака] у нас, помню, были испанский стол, негритянский стол, джазовый стол и танцевальный стол. Я почувствовала тогда, что должна на­учить их подходить к другим людям, общаться с ними и узна­вать их, чтобы все мы могли быть одной семьей. Я хочу, что­бы новички были самими собой. Они могут подойти ко мне и сказать: «Привет, малышка!» И каждый раз, когда я вижу новеньких, я подхожу к ним и спрашиваю, как у них дела, и говорю, что они могут быть самими собой и могут поговорить со мной. Я стараюсь объяснить им, что они вовсе не должны

54 Часть I. Трудности и возможности


что-либо делать, чтобы чему-то соответствовать; ты больше понравишься людям, если будешь самим собой.

Вопрос: Где бы вы поставили свой ответ на шкале от «я ненавижу школу», «школатак себе», «со школой все в по­рядке», «школаэто хорошо» до «я люблю школу»?

Все в один голос: Я люблю эту школу.

Рассел: Мы все любим школу. Если же ты любишь что-то, то ты сделаешь так, чтобы оно жило и действовало.

Мирей: Я люблю ее; я бы не смогла, я бы не хотела быть где бы то ни было еще. Мне просто хочется, чтобы каждый почув­ствовал то, что чувствую я.

Меня восхитило то, что ученики говорили лишь о психо­логическом климате, в котором они находились, а не об от­дельных учителях. Ведь достоинства «прекрасного фасили­татора» и «блестящего преподавателя» вознаграждаются по-разному. Вводном исследовании было показано, что по про­шествии многих лет люди могут живо вспомнить своих бле­стящих преподавателей, но почти не могут вспомнить, что же они изучали на их уроках. Однако они могут вспомнить в деталях каждую учебную ситуацию, возникшую по их соб­ственной инициативе.

У учащихся ШИВИ есть мечты и ощущение как будуще­го, так и прошлого. Они хотят поделиться с новым поколе­нием учащихся теплой, заботливой, безопасной, дающей удовлетворение учебной средой. Ученики никогда не забудут вкус к творческому учению, который сформировался у них здесь. ШИВИ — это только один пример места под названи­ем «школа», функционирующего как сообщество учеников. Есть и многие другие примеры. Среды, питающие учение, не очень хорошо описаны. Люди, создающие эти удивительные учебные среды, обычно слишком заняты, чтобы документи­ровать свои собственные успехи. Чаще всего авторами таких документов становятся люди, на себе испытавшие воздей­ствие этого благотворного опыта.

Глава 1. Почему дети любят школу? 55



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: