Класс, переполненный «туристами»

Ощущение школьной скуки нарастает по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. Причшш^трй^скуки в пассивности, навязываемой ученикам директорами, учите­лями и попечительскими советами некоторых школ. В ре­зультате многие учебные классы превращаются как бы в группы «туристов» (визитеров), перемещающихся от одной идеи к следующей без какого-либо ощущения понимания, убеждения или вовлечения. Это особенно верно по отноше­нию к средней школе.

Представление об учащихся как о «туристах» возникло у меня в тот момент, когда я, будучи во Флоренции, рассматри­вал, сидя на стуле в музее, статую Давида, изваянную Мике-ланджело, белую мраморную скульптуру, которая одновре­менно и высока, как башня, и грациозна, как лебедь. В про­низанный солнцем зал вваливались полчища туристов со всего мира, предводительствуемые своими экскурсоводами. Каждая группа пребывала в зале не более двух минут. За это время экскурсовод сообщал, сколько весит статуя, сколько времени ушло на ее изготовление, какой тип мрамора был использован, как детально выполнены руки (с особым указа­нием на отчетливо видимые вены). У туристов едва хватало времени, чтобы сверить эту информацию с тем, что написано в путеводителе, бросить взгляд на Давида и услышать при­зыв экскурсовода: «Идем дальше. Сегодня нам предстоит еще много ходить и много смотреть. Группа, за мной!» Наблюдая эту картину, я почувствовал, что где-то уже ее видел.

Учеников-«туристов» учитель редко вызывает к доске, и сами они редко вызываются что-то сообщить. Если им дать возможность, они усядутся в дальнем конце класса и поста­раются стать невидимыми, когда придет время отвечать. Некоторые из «туристов» постоянно получают взыскания от учителя, редко ходят на факультативные занятия, потому что не успевают закончить свою работу вовремя, и в целом оказываются внутри класса в изолированном положении. •В классе возникает следующая социальная структура: «ус-


певающие», которые взаимодействуют с учителем и получа­ют поощрения, поддержку и позитивные взгляды; и «неус­певающие», которых просто игнорируют. Примерно 80% всех взаимодействий в классе приходится на 20% учеников. Как будто между учителями и некоторыми учениками суще­ствует неписаное соглашение: «Оставь меня в покое, и я не буду беспокоить тебя». Этих оставленных в покое мы и на­зываем «туристами» — людьми, никогда не вовлеченными в работу класса, никогда не испытывающими волнения и ра­дости, никогда ничего не желающими... просто пребываю­щими здесь (Freiberg, 1992).

Классы и школы, которые я наблюдал, по всей види­мости, побуждают учащихся быть либо «туристами», либо «гражданами», в зависимости от того, к какой из двух раз­личных учебных сред они относятся — к пассивной или ак­тивной. Дети любят школы с активной учебной средой. Там учеников побуждают к совместным учебным действиям, вза­имному обучению, занятиям в учебных центрах и кружках, экскурсиям, участию в групповых проектах и классных дис­куссиях, что требует от учащихся активизации многих уров­ней мыслительной деятельности. Ученики становятся «граж­данами» образовательной среды, принимающими на себя от­ветственность друг за друга и за те средства обучения, кото­рыми они пользуются каждый день. Школы, любимые деть­ми, это школы с активной учебной средой, позволяющей учащимся становиться «акционерами» своего собственного образования. В таблице 1.1 перечислены качественные раз­личия учащихся, наблюдавшихся мною в двух типах школ: с активной и пассивной образовательной средой.

Несмотря на то, что в нашем обществе существуют значи­тельные разногласия по поводу наилучшего способа образо­вания молодежи, многие директора школ, учителя и учени­ки, похоже, знают, как можно создать позитивную образо­вательную среду, способствующую развитию (а не простому выживанию) учащихся. Ученики и учителя, обследованные в разное время и в различных местах, демонстрируют исклю­чительно согласованное желание попасть в такое место, «где

44 Часть I. Трудности и возможности


Таблица 1.1

Качества школьников, обучающихся в пассивной и активной образовательной среде (цит. по: Freiberg, 1992. Р. 33)

Учащиеся пассивных классов Учащиеся активных классов

Подобны «туристам» Подобны «акционерам»

Выполняют простые задания Реализуют проекты в малых группах

Работают каждый сам по себе Работают совместно в учебных

группах по два-четыре человека

Работают над тем, что предложил Создают новые идеи и материалы

им учитель в ходе выполнения проектов

Пишут редко Пишут каждый день

Редко в явной форме Демонстрируют другим свои

демонстрируют свою работу другим работы (отобранные по своему
людям усмотрению)

Редко обосновывают свои ответы Обычно обосновывают или

проговаривают вслух путь получения ответа

Редко участвуют в работе класса Проявляют инициативу во

взаимодействии с учителями и сверстниками

Рассматривают класс как «ваш» Рассматривают класс как «наш»

Дисциплина контролируется Кооперативное руководство

учителем

Имеют мало друзей в классе Имеют нескольких друзей

в классе
Обычно опаздывают на занятия Обычно приходят на занятия

вовремя или даже раньше

Часто пропускают занятия в школе Имеют меньше пропусков занятий
Относятся к школе нейтрально или Увлечены занятиями и получают от
ненавидят ее них удовольствие

дети любят школу». Учителя, с которыми я встречался по всей стране, готовы освободиться от канцелярщины и много­численных бюрократических предписаний и заняться созда­нием позитивной и заботливой учебной среды для детей и молодежи.

Глава 1. Почему дети любят школу? 45


Трудности, с которыми сталкиваются наши школы (мы опишем их во второй главе этой книги), многократно осве­щались на протяжении последнего десятилетия. В 1983 году вышел документ под названием «Нация на грани риска», в котором было заявлено, что «состояние наших школ следует рассматривать как арену военных действий», и с тех пор не­достатки и слабые стороны национальной образовательной системы были зафиксированы более чем в 300 отчетах раз­личных правительственных и общественных комиссий. В первой серии отчетов вся вина возлагалась на учителей, од­нако в более поздних отчетах отразилось понимание того обстоятельства, что предъявление обвинения учителям, ко­нечно, привлекает внимание к проблеме, но практически ничего не дает для ее действительного решения (Conneley, Cooper, 1991). В последних отчетах рекомендуется предостав­лять учителям (не учащимся и, в большинстве случаев, не родителям) возможности для осуществления изменений. Спешка, в которой мы живем, склоняет нас к повальному увлечению чем-то сиюминутным. Сенсационные достижения, прогремев на телевидении и в газетах, испаряются через не­сколько месяцев. А проблема образовательной среды, предо­ставляющей учащимся благоприятную возможность длитель­но расти и развиваться в атмосфере свободы, пока не полу­чила полноценного освещения.

Я полагаю, что обобщение уроков, полученных мною при проведении интервью и при изучении конкретных случаев, может изменить способ обучения, применяемый к большин­ству школьников. Пора начать строить что-то новое в дан­ной области, опираясь на проактивные и аддитивные моде­ли успеха, а не отталкиваясь от недостатков отдельных лю­дей или коллективов. Поэтому я завершу эту главу несколь­кими примерами из жизни школ, способствующих развитию человекоцентрированных учебных сообществ.

46 Часть I. Трудности и возможности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: