Ощущение школьной скуки нарастает по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. Причшш^трй^скуки в пассивности, навязываемой ученикам директорами, учителями и попечительскими советами некоторых школ. В результате многие учебные классы превращаются как бы в группы «туристов» (визитеров), перемещающихся от одной идеи к следующей без какого-либо ощущения понимания, убеждения или вовлечения. Это особенно верно по отношению к средней школе.
Представление об учащихся как о «туристах» возникло у меня в тот момент, когда я, будучи во Флоренции, рассматривал, сидя на стуле в музее, статую Давида, изваянную Мике-ланджело, белую мраморную скульптуру, которая одновременно и высока, как башня, и грациозна, как лебедь. В пронизанный солнцем зал вваливались полчища туристов со всего мира, предводительствуемые своими экскурсоводами. Каждая группа пребывала в зале не более двух минут. За это время экскурсовод сообщал, сколько весит статуя, сколько времени ушло на ее изготовление, какой тип мрамора был использован, как детально выполнены руки (с особым указанием на отчетливо видимые вены). У туристов едва хватало времени, чтобы сверить эту информацию с тем, что написано в путеводителе, бросить взгляд на Давида и услышать призыв экскурсовода: «Идем дальше. Сегодня нам предстоит еще много ходить и много смотреть. Группа, за мной!» Наблюдая эту картину, я почувствовал, что где-то уже ее видел.
|
|
Учеников-«туристов» учитель редко вызывает к доске, и сами они редко вызываются что-то сообщить. Если им дать возможность, они усядутся в дальнем конце класса и постараются стать невидимыми, когда придет время отвечать. Некоторые из «туристов» постоянно получают взыскания от учителя, редко ходят на факультативные занятия, потому что не успевают закончить свою работу вовремя, и в целом оказываются внутри класса в изолированном положении. •В классе возникает следующая социальная структура: «ус-
певающие», которые взаимодействуют с учителем и получают поощрения, поддержку и позитивные взгляды; и «неуспевающие», которых просто игнорируют. Примерно 80% всех взаимодействий в классе приходится на 20% учеников. Как будто между учителями и некоторыми учениками существует неписаное соглашение: «Оставь меня в покое, и я не буду беспокоить тебя». Этих оставленных в покое мы и называем «туристами» — людьми, никогда не вовлеченными в работу класса, никогда не испытывающими волнения и радости, никогда ничего не желающими... просто пребывающими здесь (Freiberg, 1992).
Классы и школы, которые я наблюдал, по всей видимости, побуждают учащихся быть либо «туристами», либо «гражданами», в зависимости от того, к какой из двух различных учебных сред они относятся — к пассивной или активной. Дети любят школы с активной учебной средой. Там учеников побуждают к совместным учебным действиям, взаимному обучению, занятиям в учебных центрах и кружках, экскурсиям, участию в групповых проектах и классных дискуссиях, что требует от учащихся активизации многих уровней мыслительной деятельности. Ученики становятся «гражданами» образовательной среды, принимающими на себя ответственность друг за друга и за те средства обучения, которыми они пользуются каждый день. Школы, любимые детьми, это школы с активной учебной средой, позволяющей учащимся становиться «акционерами» своего собственного образования. В таблице 1.1 перечислены качественные различия учащихся, наблюдавшихся мною в двух типах школ: с активной и пассивной образовательной средой.
|
|
Несмотря на то, что в нашем обществе существуют значительные разногласия по поводу наилучшего способа образования молодежи, многие директора школ, учителя и ученики, похоже, знают, как можно создать позитивную образовательную среду, способствующую развитию (а не простому выживанию) учащихся. Ученики и учителя, обследованные в разное время и в различных местах, демонстрируют исключительно согласованное желание попасть в такое место, «где
44 Часть I. Трудности и возможности
Таблица 1.1
Качества школьников, обучающихся в пассивной и активной образовательной среде (цит. по: Freiberg, 1992. Р. 33)
Учащиеся пассивных классов Учащиеся активных классов
Подобны «туристам» Подобны «акционерам»
Выполняют простые задания Реализуют проекты в малых группах
Работают каждый сам по себе Работают совместно в учебных
группах по два-четыре человека
Работают над тем, что предложил Создают новые идеи и материалы
им учитель в ходе выполнения проектов
Пишут редко Пишут каждый день
Редко в явной форме Демонстрируют другим свои
демонстрируют свою работу другим работы (отобранные по своему
людям усмотрению)
Редко обосновывают свои ответы Обычно обосновывают или
проговаривают вслух путь получения ответа
Редко участвуют в работе класса Проявляют инициативу во
взаимодействии с учителями и сверстниками
Рассматривают класс как «ваш» Рассматривают класс как «наш»
Дисциплина контролируется Кооперативное руководство
учителем
Имеют мало друзей в классе Имеют нескольких друзей
в классе
Обычно опаздывают на занятия Обычно приходят на занятия
вовремя или даже раньше
Часто пропускают занятия в школе Имеют меньше пропусков занятий
Относятся к школе нейтрально или Увлечены занятиями и получают от
ненавидят ее них удовольствие
дети любят школу». Учителя, с которыми я встречался по всей стране, готовы освободиться от канцелярщины и многочисленных бюрократических предписаний и заняться созданием позитивной и заботливой учебной среды для детей и молодежи.
Глава 1. Почему дети любят школу? 45
Трудности, с которыми сталкиваются наши школы (мы опишем их во второй главе этой книги), многократно освещались на протяжении последнего десятилетия. В 1983 году вышел документ под названием «Нация на грани риска», в котором было заявлено, что «состояние наших школ следует рассматривать как арену военных действий», и с тех пор недостатки и слабые стороны национальной образовательной системы были зафиксированы более чем в 300 отчетах различных правительственных и общественных комиссий. В первой серии отчетов вся вина возлагалась на учителей, однако в более поздних отчетах отразилось понимание того обстоятельства, что предъявление обвинения учителям, конечно, привлекает внимание к проблеме, но практически ничего не дает для ее действительного решения (Conneley, Cooper, 1991). В последних отчетах рекомендуется предоставлять учителям (не учащимся и, в большинстве случаев, не родителям) возможности для осуществления изменений. Спешка, в которой мы живем, склоняет нас к повальному увлечению чем-то сиюминутным. Сенсационные достижения, прогремев на телевидении и в газетах, испаряются через несколько месяцев. А проблема образовательной среды, предоставляющей учащимся благоприятную возможность длительно расти и развиваться в атмосфере свободы, пока не получила полноценного освещения.
|
|
Я полагаю, что обобщение уроков, полученных мною при проведении интервью и при изучении конкретных случаев, может изменить способ обучения, применяемый к большинству школьников. Пора начать строить что-то новое в данной области, опираясь на проактивные и аддитивные модели успеха, а не отталкиваясь от недостатков отдельных людей или коллективов. Поэтому я завершу эту главу несколькими примерами из жизни школ, способствующих развитию человекоцентрированных учебных сообществ.
46 Часть I. Трудности и возможности