Интервью со школьниками

В начале 1990-х годов на протяжении шести месяцев я посетил Филадельфию, Чикаго, Новый Орлеан, Хьюстон и Чарльстон в Западной Вирджинии, опрашивая учащихся от­носительно того, что они думают о школе. Я разговаривал с ними в школьных буфетах, коридорах, классах и актовых залах. Некоторые интервью я брал с глазу на глаз, но чаще беседовал с группой из пяти-шести ребят, поскольку обнару­жил, что они охотнее разговаривают в компании ровесни­ков. Я старался поговорить с детьми, представляющими раз­ные культурные и этнические группы (в прошлом обделен­ные нашей образовательной системой), для чего посещал школы, специально ориентированные на работу с такими учащимися.

Это был замечательный опыт. До этих интервью, я был крайне разочарован нашей системой общественного образо­вания. Однако оптимизм, обнаруженный мною в словах и лицах этих учеников, требовал осмысленного объяснения.

Почему переживания многих других детей, связанные с учением, не могут быть столь же позитивными? Каковы осо­бенности учебной среды, дающей ребенку возможность жиз­нерадостно расти в нашем непростом мире? Какие уроки можно извлечь из опыта этих школьников и из опыта тех, кто фасилитировал их учение? Я обнаружил много общего между разными школами и разными учениками. Встав на точку зрения учеников, я выявил то, что связывает их и их фасилитаторов в замечательные учебные сообщества.

•> Ученики хотят, чтобы к ним относились с доверием и уважением. Когда я спросил шестиклассников, чего они больше всего хотят от своих школьных учителей, все друж­но ответили: «Уважения». Мелинда, десятиклассница из Западной Вирджинии, сказала: «Просто уважай учителя, и он будет уважать тебя». Старшеклассник из Школы изобра­зительных и визуальных искусств (ШИВИ) в Хьюстоне: «Они говорят не нам, а с нами. Это, знаете ли, сильно отличается от того, когда вам что-то вещают свысока». В Чикаго в шко-

36 Часть I. Трудности и возможности


ле Монтефиоре для трудных подростков шестиклассник Ан-тонио сказал, что учителя доверяют ученику «решать само­му, что и как ты собираешься учить....Ты теперь будешь де­лать это по-своему....Ты больше не нуждаешься в том, чтобы учителя приводили тебя в класс». Семиклассница из школы общины О'Фаррелл в Сан-Диего сказала: «Все мои учителя проявляют уважение ко всем ученикам в классе, и поэтому мы проявляем уважение к ним».

Вся среда обучения должна быть наполнена доверием и уважением. Аннет Уотсон, работающая в ШИВИ двадцать один год (сначала учителем, а ныне директором), рассказала мне о том, с каким уважением относилась к учителям Рут Дэнни — прежний директор: «Она [Дэнни] доверяла нам — верила, что мы сделаем свою работу настолько хорошо, на­сколько возможно; мы в свою очередь доверяли учащимся — верили, что они сделают свою работу настолько хорошо, на­сколько возможно. С тех пор и по нынешний день девиз на­шей школы: "Образование — это риск доверия"».

* Ученики хотят быть членами школьной семьи. Слово «семья» Звучало в каждом из проведенных мною интервью. «Они относятся к тебе, как семья», — сказал восьмикласс­ник из Чикаго. В Свободной школе Нового Орлеана, осно­ванной в 1972 году в качестве альтернативной частной шко­лы и расположенной рядом с трамвайными путями непода­леку от французского квартала, восьмиклассница Термени-сия сказала мне: «На вашем месте я бы выбрала эту школу, потому что она... ну, как семья». Кристина, старшеклассни­ца из ШИВИ в Хьюстоне, сказала так: «Просто это действи­тельно наш дом. Я имею в виду, что здесь я больше чем дома». Школа общины О'Фаррелл представляет собой ско­рее совокупность «домов» (семей), чем систему классов (обра­зовательных уровней). Вот слова матери, чей ребенок посе­щает эту школу: «Мне нравится идея таких "образователь­ных семей", где учителя и ученики очень тесно контактиру­ют между собой» (Bachofer, Borton, 1992).

Поскольку 20% американцев каждый год меняют место жительства, а миллионы детей и подростков живут в непол­ных семьях, идея расширенной семьи в условиях школы мо-

Глава 1. Почему дети любят школу? 37


жет оказаться весьма привлекательной. Внутри функцио­нальной семьи безусловная любовь и поддержка сочетается с ответственностью, Многие школьники, с которыми я встре­чался, ценили эти особенности семьи и стремились быть ак­тивными участниками учебных сообществ, обладающих дан­ными качествами.

Ученики хотят, чтобы учителя были помощниками. Густаво, одиннадцатиклассник из средней школы в Хьюсто­не, где учатся 3400 человек, сказал мне: «Они [учителя] в личном общении с каждым интересуются, как у него идут дела, и ученики стремятся повысить свой [академический] уровень». Я спросил: «Может ли учитель ежедневно лично пообщаться со 140 учениками?» Ответил другой ученик, Джо: «Это трудно. Это можно видеть по их лицам в конце дня». Густаво согласился: «Похоже, они действительно устают, но они все же готовы помочь тебе».

Ученики хотят иметь возможность быть ответ­ственными. Мне приходилось наблюдать учащихся, кото­рые посещали городские собрания, чтобы поучаствовать в решении вопросов, затрагивающих жизнь школы в целом, разрешали конфликтные ситуации, приводившие в прошлом к дракам, помогали друг другу и своим учителям в классе и уже оставляли в жизни какой-то след к моменту выпуска из школы. В каждом из этих случаев школьная администрация и учителя проявляли достаточно уважения к учащимся, что­бы дать им возможность быть активными участниками и гражданами в своих учебных сообществах. Лучше всего об этом сказал один ученик ШИВИ: «Надо начинать с учени­ков. Если вам удастся каким-то образом дать им почувство­вать, что у них есть место в этом мире, то тогда им захочется больше узнать и научиться тому, как в этом мире жить». Ученики средней школы Эми-6 в Филадельфии еженедельно собираются вместе для обсуждения различных проблем, та­ких как драки, коллективные хулиганские действия, куре­ние в туалетах. В ШИВИ ежегодно избирается школьный парламент (шестьдесят учащихся), который в первую очередь рассматривает проблемы и запросы учеников. Например: во

38 Часть I. Трудности и возможности


время перерыва на завтрак ученики, желающие купить себе сластей и газированной воды, выходили за пределы школы, что угрожало их безопасности. Чтобы устранить необходи­мость покидать школьную территорию, парламент сделал запрос об установке в школе торговых автоматов. На основе этого запроса дирекция предприняла соответствующие шаги, и проблема была решена.

Ученики хотят свободы, а не вседозволенности. Уче­ники всех школ, где я побывал, стремились поделиться сво­ими впечатлениями и переживаниями. У них было также ясное ощущение тонкого различия между свободой и вседоз­воленностью. Они говорили о важности гибкой структуры. Старшеклассник из Хьюстона сказал так: «Я думаю, что наша свобода — это в большей степени свобода самовыраже­ния, нежели простая необузданность и отсутствие самоконт­роля. Если у нас есть какая-то цель, наша свобода — это свобода выражать себя».

> Ученики нуждаются в месте, где людям есть дело друг до друга. Начинающим учителям часто советуют: «Не улы­байся до Рождества». Однако в действительности исследова­ния показывают, что для достижения общих целей необхо­дима теплая, поддерживающая среда, позволяющая учите­лям и ученикам сотрудничать друг с другом. Во всех шко­лах, любимых детьми, есть заботливые люди, проявляющие свою заботу в различных формах. Например, в ШИВИ двор­ник ведет еженедельную колонку в школьной газете, где он дает советы учащимся. Семиклассник из школы общины О'Фаррелл сказал мне: «Здешние учителя действительно за­ботятся обо мне. Они помогают не только по предметам, ко­торые преподают, но и по другим предметам и по личным вопросам. Здесь совсем иначе, чем в других школах, где каж­дый учитель говорит, чтобы ты выбросил из головы все, что не касается его предмета» (Bachofer, 1993. Р. 80). Шестикласс­ник из той же школы: «Учителя хотят, чтобы мы хорошо учились и были успешными в школе, чтобы потом мы доби­лись успеха в жизни. Если я брошу школу, то мои учителя огорчатся» (Там же. Р. 195).

Глава 1. Почему дети любят школу? 39


Ученики хотят иметь учителей, заинтересованных в их успехе, а не поражении. Учащиеся всех обследованных мною школ выражали одну общую мысль: «Они [учителя] не дают тебе потерпеть поражение». Девятиклассник из сред­ней школы Милби (Хьюстон), в которой учатся 3600 детей преимущественно латиноамериканского происхождения, выразил это наилучшим образом: «Учителя заботятся о тво­их оценках; они заботятся обо всем классе. Они часто тебя выручают....Ты можешь прийти к ним, они выслушают тебя, они поддержат тебя. Они делают многое помимо своих обыч­ных дел, многое такое, что учителя вообще не обязаны де­лать....Они не просто учат тебя решать задачи по математи­ке, им интересно, как ты сам это делаешь. Если у учителя "окно", ты всегда можешь прийти к нему и поговорить. Я хочу сказать, что, если у тебя есть трудности с учебой или просто какие-то домашние проблемы, он постарается по­мочь». В школе Монтефиоре в Чикаго (для многих трудных мальчиков это последнее прибежище перед тюрьмой) двенад­цатилетний ученик, не ужившийся ни в одной другой шко­ле, рассказал мне о том, как учительница (мисс Джонс) по­буждала его добиваться успеха: «Она давала мне шанс. Ког­да я делал что-либо неправильно, она разрешала мне делать это снова и снова до тех пор, пока у меня не получалось....В других школах ты такого шанса не получишь. На тебя будут орать, выгонять с уроков, откажутся с тобой разговаривать... А мисс Джонс, знаете ли, никогда не позволит тебе сдаться». Другой ученик этой же школы сказал так: «В обычной шко­ле, если ты что-то сделал неправильно, тебе говорят: "Оста­нешься после уроков" или "Без родителей не возвращайся", а здесь тебе стараются помочь избавиться от твоих проблем. Это школа благоприятных возможностей».

•> Ученики хотят иметь выбор. Учащиеся хотят, чтобы их мнение учитывалось при решении вопроса о том, чему им следует учиться. Они испытывают потребность в собственном выборе факультативных занятий, кружков или даже целой учебной программы на какой-либо отрезок своего школьно­го времени. В Свободной школе Нового Орлеана ученики рас­сказывали мне о своем выборе общественно-полезной прак-


тики. Восьмиклассник Джон сказал: «Здесь ученикам дают различные возможности практически поработать вне школы... Я, например, каждый четверг в первой половине дня работаю с детьми в Детском музее, а затем возвращаюсь в школу. Я считаю, что мне это очень полезно. Это работа с детьми, а я люблю работать с детьми». Другие учащиеся могут проходить практику в здании муниципалитета или в детских яслях. Они выбирают тот вид общественно-полезной работы, который им нравится, готовятся и приходят на собеседование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: