Особенности содержания программ и методики преподавания экономики в начальной школе

Изучение экономики в российской школе, получившее свое бурное развитие в последние годы идет по разным направлениям, в том числе есть школы, гимназии, лицеи, где экономику начинают преподавать с начальной школы (1 или 2 класса). В Курске – это гимназия № 25, школа № 32; в течение 1993 – 1997 гг. факультативный курс экономики проводился для учащихся начальных классов гимназии №44.

Наибольшую трудность представляет организация экономического образования в начальной школе. Во-первых, экономические вопросы пока не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части базисного учебного плана. Во-вторых, большинство учебно-методических материалов не нацеливает общеобразовательные учреждения на организацию факультативных занятий по экономике для учащихся младшего школьного возраста. В начальной школе, где ведется преподавание экономики за счет времени вариативной части базисного учебного плана, первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Особые требования должны предъявляться к учебному материалу, его информационной насыщенности и соответствию возрастным особенностям обучающихся, объему, языку изложения. Наиболее полно этим требованиям отвечают следующие учебно-методические комплексы:

· Экономика для младших классов: пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой, М,: Вита-Пресс, 2000. Для учащихся разработаны тетради творческих заданий.

· Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики, Новосибирск, 1997. (2001)

· Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя, - М.: Вита-Пресс, 1997. Прилагается также рабочая тетрадь для школьника «Уроки гнома Эконома и феи Экологии»

Необходимо отметит, что для учителей начальных классов разработано множество дополнительных материалов, которые позволяют уже в данном возрасте говорить об экономике профессионально. Из множества литературы отметим, «Экономическая игротека» Романовой Н.И., «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Поповой Т.А. и Меньшиковой О.И., пособие для учителя «Белка и компания (автор Т.В.Смирнова, Т.Н. Преснякова), «Зачем нужны налоги (авторы В.А.Рубе, Е.С. Шабельник).

При разработке программ для младших школьников необходимо учитывать следующие основные положения:

-мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни;

- для активизации процесса обучения и воспитания использовать различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссии, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность;

- содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе;

- социально-экономические знания, получаемые школьниками должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.

Учащиеся начальной школы должны знать: какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца, значение труда в удовлетворении потребностей, что такое собственность. Школьники начальных классов должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве, в третьем- четвертом классе их можно познакомит с особенностями местного хозяйства.

На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.

На данном этапе обучения очень важны консультации со специалистом-психологом по вопросу применимости учебного материала, его информационной насыщенности и объема.

Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь

2. Программы и методика обучения экономики на средней ступени основной школы.

Программы курса «Экономика» для средней ступени основной школы разработаны Липсицем И.В, Антоновой Л.В. для 5-6 классов. Она не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Вместе с тем данная программа вполне может стать обязательным курсом. При этом заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс, внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме. Это могут быть, например, экскурсии в Сбербанк, встречи с учеными-экономистами, бизнесменами и т.д. Очень важно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому серьезные экономические понятия должны даваться в форме, доступной для восприятия детей данного возраста. Все предусмотренные данной программой понятия даны в доступной детям форме в книге И.В.Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика» (М.:Вита-Пресс, 2000). Для учителей разработано методическое пособие «Путеводитель по стране Экономика» под редакцией Корлюговой Ю.Н. М.: ВИТА – Пресс, а также пособие для учителя автора Замек М.Я. 32 урока по экономике, М.: ВИТА – Пресс, 1995.

Необходимо отметить, что, по мнению многих учителей экономики, данная программа все же достаточно сложна для пяти или шестиклассников.


Для школьников 7- 8 классов И.В.Липсицем разработана программа «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Этот курс призван, с одной стороны, подгот овить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах, а с другой сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Данный курс продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодежи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект лекций С.Ю.Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу. – см. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве – М.: Фонд «Начала», 1997.

Наиболее приемлемыми для данного возраста программа по экономике, разработанная авторским коллективом под руководством Сасовой И.А. Данная программа рассматривает основные содержательные линии в реализации образовательной области «Экономика» в следующей последовательности:

5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений

6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы) Обязательный минимум содержания для учащихся 6 класса включает следующие элементы: самостоятельная хозяйственная единица и государство, имущество, проявление чувство хозяина.

7 класс – экономика ближайшего окружения. Обязательный минимум содержания для учащихся 7 класса включает следующие элементы: город (село), в котором я живу; хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны; развитие города (села, микрорайона города) в планах развития республики, страны; хозяйство города (села) в системе рыночных отношений; перспективы профессионального самоопределения в условиях города (села)

8 класс – личность и экономика. Обязательный минимум содержания для учащихся данных классов включает следующие элементы: экономические модели общества, экономическая деятельность, экономические отношения; личность в системе экономических отношений, основы самоменеджмента; понятие о коммуникативной культуре личности.

9 класс – поскольку содержание экономического образования на завершающем году основного общего образования обобщает ранее полученные знания, оно включает несколько образовательных линий:

- мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы;

- бизнес в экономике: правовое обеспечение бизнеса; организационно-правовые формы предприятий, планирование и система учета в бизнесе.

Через все содержательные линии реализуются воспитательные задачи образовательной области «Экономика»: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: