Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент – наука об управлении – совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американского ассоциации управления Экли сказал, что менеджмент – это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент – это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.
Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека – управляющая и управляемая стороны. Субъект управления – тот, кто управляет, объект управления - тот, кем управляют. Субъект управления – люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения – руководители органов управления здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.
Объекты управления – работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).
История.
1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладала недостатками.
2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
3. Третий этап: зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.
6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.
Функции менеджмента. Каждый человек выполняет как минимум одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:
• Технические операции – непосредственно производство. Для медицинского учреждения – диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.
• Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.
• Финансовые операции – привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
• Страховые – страхование и охрана имущества и лиц.
• Учетные – бухгалтерия, учет, статистика и др.
• Административные – перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Последовательность управленческих решений:
• Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
• Сбор необходимой информации.
• Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
• Принятие управленческого решения;
• Организация исполнения;
• Контроль исполнения;
• Оценка эффективности и корректировка результатов;
Методы принятия управленческого решения:
1. Декомпозиция – представление сложной управленческой проблемы как совокупности простых вопросов;
2. Диагностика – поиск наиболее важных проблем, требующих первоочередных решений;
3. Метод экспертных оценок – проведение ведущими специалистами в области управления оценки предложенных идей;
4. Метод «мозговой атаки» – всестороннее обсуждение проблемы группой соответствующих специалистов;
5. ССВУ-анализ – выявление сильных (С) и слабых (С) сторон, возможностей (В) и угроз (У). Метод позволяет сводить воедино позитивные и негативные факторы как внутренней среды (сильные и слабые стороны), так и факторы внешней среды (возможности и угрозы).
6. Метод экономического анализа
7. Схема алгоритма рабочего времени
8. Моделирование с использованием построения дерева решений
9. Метод аналогии
10. Метод Делфи
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-менеджеров, можно выделить:
• отсутствие личных ценностных ориентаций;
• отсутствие личной заинтересованности;
• недостаточная профессиональная квалификация;
• неумение влиять на людей;
• неумение самосовершенствоваться;
• неумение владеть собой;
• рвачество;
• отсутствие чувства долга;
• необязательность;
• неорганизованность;
• нечестность;
• неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров.
Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства – совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:
1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.