Коммуникации. Коммуникация как специфическая форма экономического поведения

Тема 3. Вербальные средства в деловой коммуникации

Человеческая речь как источник информации. Функции речи в общении.

Коммуникация-форма общения в целях обмена идеями, мыслями, сведениями. Выявление участников коммуникации – говорящего и слушающего.

Три основных функции языковых единиц: 1) экспрессивная, характеризующая говорящего; 2) апеллятивная, выявляющая направленность воздействия на слушаю­щих со стороны говорящего; 3) сигнификативная, относящаяся к предмету речи.

Психологическая, социальная, этническая характеристика акта коммуникации. Понятия языкового употребления, языковой личности. Типология языковой личности.

Тема 4. Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации

Характеристика говорящего. Понятие роли, степень осознания роли говорящим, смена социальных ролей намеренная и случайная, скрытие социальной роли и его причины. Языковые средства проявления социальных ролей.

Проявление интереса, мотива, установки со стороны говорящего в акте коммуникации. Основные механизмы, управляющие поведением говорящего в сфере созна­тельного и бессознательного (стремление забыть неприятное, приписывание чуждого свойства объекту в целях вымеще­ния, сублимация и др.); выражение языковыми средствами особенностей поведения говорящего; понятие нормы и та­булирование отклонений от этой нормы со стороны слуша­ющего.

Прагматические аспекты поведения говорящего в акте коммуникации. Предмет прагматики - отношение знаков к их интерпретаторам. Понимание речевой деятель­ности как «языковой игры» по определенным правилам. Соотношение прагматики и стилистики.

Речевой этикет в отношении говорящего как си­стема цензоров со стороны культурной среды. Максимы такта ("Соблюдай интересы другого!"), великодушия ("Не затрудняй других!"), одобрения ("Не хули других!"), скром­ности ("Отстраняй от себя похвалы!"), согласия ("Избегай возражений!"), симпатий ("Высказывай доброжелатель­ность!").

Тема 5. Приемы эффективного слушания в деловой коммуникации

Характеристики слушающего. Сферы общения, влияние жанра и типа аудитории на характере поведения го­ворящего. Различие адресата в диалоге, в средствах массо­вой информации, деловой письменности. Типология адреса­та. Приемы риторики в воздействии на аудиторию. Особенности художественной литературы, публицистики в общении с адресатом.

Стиль и норма. Теория стилей в истории русской культуры. Стиль речи и стиль языка. Противопоставление стилистически маркированного и стилистически нейтраль­ного в языке. Система запретов при употреблении стилисти­чески маркированных элементов. Историческая изменчи­вость в сфере стилистики. Отношение к проявлениям высокого и сниженного в речевом поведении говорящего со стороны слушающего.

Когнитив­ные аспекты изучения речевого акта. Роль ситуативного и социально-культурного контекста в порождении высказыва­ния и его понимании. Система ценностей, формируемая культурным контекстом, и средства их эксплицитного вы­ражения.

Тема 6. Невербальные средства в деловой коммуникации

Средства невербальной коммуникации. Кинесика и проксемика. Язык жестов в деловом общении. Функции невербальных сообщений. Внешние проявления эмоциональных состояний. Основные каналы невербальной коммуникации. Мимика и взгляд, позы, жестикуляция, зоны и дистанции в деловых коммуникациях. Организация пространственной среды в деловом общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: