Теоретическая часть. Процедуру управления качеством Эдвард Деминг представил в виде замкнутой последовательности четырех действий - цикла Деминга или «Принципа постоянного

Процедуру управления качеством Эдвард Деминг представил в виде замкнутой последовательности четырех действий - цикла Деминга или «Принципа постоянного улучшения»: планирование, выполнение, проверка и корректировка (PDCA) (рис. 1).

Рис. 1. Цикл Деминга

Деминг рекомендует, чтобы «шаг 2» (обычно называемый «Делай») проводился в малом масштабе - достаточно большом, чтобы получить полезную информацию, но не больше, чем необходимо на тот случай, если дела не пойдут удачно. За «шагом 4» («Действуй») может последовать еще один проход по кругу, с использованием полученных знаний, или в связи с намеренно измененными требованиями, чтобы узнать еще больше или, напротив, это может быть последним шагом решения - принять или отклонить план.

В книге Деминга «Выход из кризиса» представлен новый цикл (рис. 2). Шагами в этом цикле являются:

1. Разработай продукт;

2. Изготовь его, проверь на производственной линии и в лабораториях;

3. Поставь на рынок;

4. Проверь его в работе, узнай, что о нем думает потребитель, пользователь и почему «не потребители» не нашли его.

Шаг 4 ведет к новому шагу 1: перепроектируй продукт, и цикл начинается вновь.

Рис. 2. Новый путь производства (из книги Деминга «Выход из кризиса»)

Учитывая последовательность прохождения в этом цикле таких важных этапов как план (Plan), реализация (Do), проверка (Check) и исправление (Action), его называют PDCA - циклом (рис, 3) или циклом Деминга. Именно по такому непрерывному циклу осуществляется обеспечение требуемого качества и управление им, а также дальнейшее его улучшение. Этап планирования касается определения конкретной цели и плана ее достижения. На следующем этапе (выполнение) реализуется то, что было запланировано. Важным является этап проверки - при этом оценивается правильность и эффективность действий при сравнении полученных результатов с ожидавшимися. На последнем этапе разработанные нормы вводятся в практику деятельности организации.

Цикл повторяется до совпадения результата с планом, который может периодически изменяться в соответствии с требованиями потребителей и поэтому является основным методом достижения требуемого качества. В случае же контроля требуемого качества этап планирования заменяется стандартом или нормой, в соответствии с которым корректируется процесс производства продукта (вместо плана (Р) на рисунке в этом случае будет стандарт (S - standard)).

Рис. 3. Последовательность этапов PDCA - цикла

Исходя из цикла Деминга, были выработаны принципы постоянного улучшения при решении любых проблем. Деятельность руководителя по улучшению качества включает четыре этапа:

1) наблюдение (руководитель собирает информацию о деятельности своего подразделения, определяет, какие изменения в этой области необходимы);

2) разработка мероприятия (руководитель решает, какие организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту работу подчиненных, какие меры по их мотивации он должен использовать);

3) внедрение (руководитель наблюдает за ходом внедрения, контролирует действия подчиненных, собирает информацию для выполнения следующего этапа);

4) анализ (руководитель анализирует результаты внедрения, накапливает опыт для следующего этапа наблюдения).

Схема PDCA может быть применена к любой рациональной деятельности человека, направленной на выполнение поставленной цели.

Японцы рассматривают процесс закрепления достигнутого результата как особо важный и предусматривают для него выполнение дополнительного цикла – SDCA (Standardize – Do – Check – Act) или «планирование нормализации – выполнение – проверка – введение норм». Период осуществления SDCA направлен на стабилизацию достижений после очередного прорыва вперед по повышению качества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: