double arrow

Принципы повышения качества Э. Деминга

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА Э. ДЕМИНГА

Программа менеджмента качества Э. Деминга

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 5

План лекционного занятия:

1. Программа повышения качества Э. Деминга

2. Принципы повышения качества Э. Деминга

3. Факторы, препятствующие повышению качества продукции

Основой современной философии качества может считаться программа менеджмента качества, выдвинутая Э. Демингом в 1950 году и воплощаемая им вплоть до 1992 года.

Предшественником идей Э. Деминга модно считать работы В. Шухарта по статистическому управлению качеством процессов, выдвинутые им в 20 – 30 годы. Шухартом были разработаны такие методы управления качеством, как:

- контрольные карты и листки технологического процесса;

- вопросы выборочного контроля и статистического анализа данных;

- проблема ответственности руководителя;

- "цикл Шухарта"вощедший в практику как "цикл Деминга" и др.

Творчески обогатив идеи Шухарта, Э.Деминг разработал программу, направленную на повышение качества труда.

Программа базируется на тре так называемых прагматических аксиомах:

1-я практическая аксиома: "Любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и поэтому может быть улучшена".

2-я практическая аксиома: "Производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии. Поэтому решать конкретные проблемы – это еще недостаточно, все равно Вы получите только, то, что даст система, необходимы фундаментальные изменения".

В соответствии со 2-й практической аксиомой организация предприятия представляет собой не совокупность определенных видов деятельности, а образует систему, в которой все взаимосвязано. Чтобы перйти к новой стадии меннеджмента качества, необходимо в течение длительного времени оказывать на систему мощное и направленное воздействие.

3-я практическая аксиома: "Высшее руководство предприятия должно во всех случаях поступать, принимая на себя ответственность за деятельность предприятия".

В программу менеджмента качества, сформулированную Э. Демингом, входят следующие разделы:

- "14 тезисов";

- "7 смертельных болезней";

- "Трудности и фальшстарты";

- "Цепная реакция";

- "Принцип постоянного улучшения" ("цикл Деминга").

Раздел "14 тезисов (пунктов)" являются основание философии качества по Э. Демингу и устанавливает основные принципы повышения качества.

Этот раздел содержит 14 тезисов, сформулированных в виде принципов, к которым Э. Деминг приводит пояснения и комментарии:

1. "Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места".

"Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг".

Принцип постоянства целей.

2. "Применяйте новую философию предпринимательства (философию качества), чтобы добиться стабильности предприятия".

"Мы живем в новую экономическую эпоху. Управляющие должны ответить на вызов, должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен".

3. "Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле, и нет зависимости качества от него. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь сделав качество неотъемлемой характеристикой товара".

4. "Прекратите попытки строить долговременную стратегию бизнеса на основе демпинговых цен".

Вместо этого Э. Деминг советует свести к минимуму совокупные затраты и стараться иметь одного поставщика для каждого из комплектующих изделий. Работа с таким поставщиком должна строиться на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности".

5. "Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты".

Принцип "Процесс постоянного совершенствования".

6. "Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. Используйте современные методы тренировки и повторной тренировки непосредственно на рабочих местах и при выполнении производственных заданий".

7. "Создайте систему эффективного руководства. Проверки и инспекции должны быть направлены на то, чтобы помочь людям (и машинам) лучше выполнять работу".

Э. Деминг считал, что методы контроля за работой администрации нуждаются в пересмотре. По Э. Демингу работа администрации состоит не в надзоре, а в руководстве. Руководители должны знать работу, которой они управляют, они должны обладать властью и быть ориентированными на то, чтобы информировать высшую администрацию об условиях, которые необходимо изменить (унаследованный брак, не отремонтированные станки, плохие инструменты, акцент на количество, а не на качество, администрация должна принимать меры по осуществлению предложенных изменений).

8. "Используйте эффективные методы общения между людьми, которые ликвидируют атмосферу страха и недоверия на предприятии".

Э. Деминг считал, что:

- никто не может добиться наилучших показателей, если не чувствует себя защищенным; обычно потери из-за ухудшения качества работы и дутые цифры – верный показатель присутствия страха;

- существует широко распространенное сопротивление новым знаниям – новые знания, появившиеся в компании, могут обнажить некоторые ошибки; часто высокоэффективная фирма, работающая на экспорт ли внутренний рынок, возникает в результате фундаментальных исследований, за этим следует достижение новых уровней качества и появление новых товаров;

- страх наносит и другой ущерб – из-за него невозможно содействовать реализации самых важных интересов компании, поскольку необходимо выполнять специфические предписания или во что бы ни стало выполнять производственные нормы.

9. "Уничтожайте разобщенность подразделений Вашего предприятия друг от друга. Работники исследовательских, конструкторских, торговых и производственных отделов должны работать, как одна команда, предвидеть возникновение проблем, как при производстве, так и при эксплуатации продукции и услуг".

Э. Деминг отмечал, что:

- интересы подразделения часто могут не совпадать с интересами предприятия, например, всем очевидны преимущества минимальных материальных запасов, кроме работников производственного и сбытового отделов;

- часто за просчет отвечает "крайний", а не тот, кто его допустил, например, затраты на гарантийный ремонт в основном зависят от конструкции, производственных авралов, сокращения объема приемочных испытаний и т.д.; на практике именно производственников обвиняют за потери, связанные с гарантийным ремонтом;

- группа, в которую входят представители конструкторского, производственного и сбытового отделов, могла бы внести вклад в разработку перспективной конструкции и совершенствовании товара, если бы могла работать, не боясь риска;

- работа в группах необходима во всей компании, поскольку работа в группе предполагает, что сильные стороны одного ее участника будут компенсировать слабые стороны другого участника.

10. "Прекращайте практику лозунгов, проповедей, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности"

Э. Деминг полагал, что такие проповеди вредны, поскольку:

- в большинстве случаев низкое качество вызвано системой, и находится вне компетенции рабочего;

- плакаты ориентированы не тем людям, и порождены иллюзией администрации, что если бы рабочие работы с энтузиазмом, то проблем с качеством не было. При этом опять игнорируется тот факт, что проблемы с качеством порождаются системой организации работы на предприятии;

- такие плакаты вызывают у работников чувство горечи, поскольку показывает, что администрация не знает об истинных проблемах с качеством.

При этом, плакаты, объясняющие, что задачей является повышение качества исходных материалов, закупаемого у меньшего числа поставщиков, улучшение используемого оборудования улучшает моральный климат на предприятии.

11. "Прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких норм затрат".

Этот тезис предполагает, что необходимо руководствоваться следующим:

а) Исключить нормы (квоты) на производстве.

- нормы выработки – это заслон на пути повышения качества и производительности, нормы часто устанавливают в расчете на среднего работника, естественно, что у половины рабочих реальная выработка выше, а у другой половины – меньше.

- инженеров, устанавливающих нормы выработки и контролеров, оценивающих выработку, больше, чем производственных рабочих;

- штрафы за брак не являются решением проблемы, поскольку неясно, кто произвел брак: рабочий или производственная система;

- сдельная работа опустошает еще больше, чем работа по нормам. В Японии нет заводов, которые работали бы по нормам;

- задача администрации заключается в том, чтобы заменить нормы выработки компетентным и разумным руководством.

б) Отказаться от управления, ориентированного только на количественные показатели:

- если система, в которой Вы работаете, стабильна, нет нужды определять цель повышения производительности и качества в цифрах, все равно Вы получите только то, что может дать система. Цель, находящаяся за пределами возможности системы не будет достигнута.

- если система нестабильна, также нет смысла определять цель в цифрах, поскольку нет возможности узнать, что выдаст система;

- управление, основанное на количественных показателях – это попытка управлять, не зная, что, собственно, нужно делать;

- единственные цифры, к которым администрация обязана привлекать внимание подчиненных, должны просто констатировать факты, связанные с проблемой выживания фирмы;

- чтобы управлять, нужно быть лидером, нужно понимать суть работы, за которую ответственны руководитель и его подчиненные.

12. "Устраняйте все препятствия, которые лишают работников предприятия права гордиться своей работой".

Этот тезис – один из важнейших в программе Э. Деминга, поскольку связан с создание правильной мотивации работников предприятия. В соответствии с эти тезисом необходимо:

- устранить препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему гордиться своим мастерством. Это означает, что необходимо, в том числе, изменить ответственность: рабочий должен отвевать не за цифры, а за качество;

- устранить препятствия, которые не позволяют администрации и инженерным работникам гордиться своим мастерством. Это означает, что необходимо, в том числе, отказаться от ежегодных аттестаций.

13. "Разработайте всеобщую программу повышения квалификации и создайте для каждого из сотрудников условия для самосовершенствования".

14. "Ясно определите обязательства высшего звена руководства предприятия по постоянному улучшению качества продукции и услуг".

Общим выводом из принципов Э.Деминга является необходимость обеспечить, чтобы каждый сотрудник предприятия участвовал в программе преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: