ГЛАВА 1. 2 страница

1.4 Ору­жие как фак­тор эво­лю­ции.

Бог соз­дал лю­дей, а Кольт сде­лал их рав­ны­ми.

Аме­ри­кан­ская по­го­вор­ка

С раз­ви­ти­ем ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, осо­бен­но с по­яв­ле­ни­ем бо­лее эф­фек­тив­но­го ка­мен­но­го и де­ре­вян­но­го ору­жия в сред­нем па­лео­ли­те, си­туа­ция ста­ла ме­нять­ся.

Во-пер­вых, из­ме­ни­лось по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в при­ро­де. Из со­би­ра­те­ля и лег­кой до­бы­чи для пло­то­яд­ных жи­вот­ных он стал по­сте­пен­но пре­вра­щать­ся в уни­вер­саль­ный мно­го­функ­цио­наль­ный ор­га­низм, в том чис­ле хищ­ни­ка. Вспом­ним хо­тя бы из­вест­ную сказ­ку Ки­п­лин­га. За­вла­дев «же­лез­ным клы­ком» и «крас­ным цвет­ком», маль­чик Ма­уг­ли из га­ран­ти­ро­ван­ной пи­щи ти­гра Шер­ха­на мгно­вен­но пре­вра­тил­ся чуть ли не в гро­зу джунг­лей. То есть бес­пре­це­дент­но, ка­че­ст­вен­но воз­рос уро­вень сы­то­сти и безо­пас­но­сти древ­не­го че­ло­ве­ка. Что при­ве­ло к пре­вы­ше­нию ро­ж­дае­мо­сти над ес­те­ст­вен­ной смерт­но­стью. С улуч­ше­ни­ем ору­жия че­ло­век уже не ба­лан­си­ро­вал на гра­ни вы­жи­ва­ния, а по­лу­чил воз­мож­ность гло­баль­ной экс­пан­сии, уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти и рас­ши­ре­ния ареа­ла оби­та­ния.

Во-вто­рых, лю­бой кон­фликт за ме­сто в стад­ной ие­рар­хии или из-за сам­ки те­перь мог стать воо­ру­жен­ным. Сле­до­ва­тель­но, не­ред­ко один из сам­цов в ре­зуль­та­те кон­флик­та был убит, а вто­рой – по­ка­ле­чен.

В-треть­их, не­боль­шая груп­па осо­бей, от­де­лив­шись от ста­да, те­перь име­ла ре­аль­ные шан­сы вы­жить и раз­рас­тись.

Та­ким об­ра­зом, де фак­то, че­ло­век стал уже но­вым су­ще­ст­вом, но еще со ста­рым на­бо­ром жи­вот­ных стад­ных ин­стинк­тов. Эво­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни на их пол­ную за­ме­ну про­сто не бы­ло. Но ме­ша­лись они до­воль­но силь­но. И вот то­гда эво­лю­ция на­ше­го ви­да по­шла в на­прав­ле­нии уст­ра­не­ния это­го про­ти­во­ре­чия. Уст­ра­не­ние это по­шло не­сколь­ки­ми пу­тя­ми.

1. Ста­ли вы­жи­вать не столь­ко са­мые аг­рес­сив­ные и силь­ные осо­би (они то как раз в пер­вую оче­редь и по­ги­ба­ли в меж­до­усоб­ных кон­флик­тах), сколь­ко те, ко­то­рые мог­ли по­да­вить дей­ст­вие ин­стинк­та и за­ме­нить его рас­че­том, ра­зу­мом. На­при­мер, не са­мый силь­ный, но рас­чет­ли­вый и сдер­жан­ный са­мец уже мог в слу­чае слиш­ком жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с со­бой для ви­ду про­де­мон­ст­ри­ро­вать по­кор­ность, ук­ло­нить­ся от кон­флик­та. Но вы­ждав мо­мент, во сне стук­нуть силь­но­го аг­рес­сив­но­го обид­чи­ка руч­ным ру­би­лом. Он мог за­нять его ме­сто во­жа­ка в ие­рар­хии. Или он мог ук­расть мо­ло­дую сам­ку, уд­рать из ста­да и стать ос­но­ва­те­лем но­вой груп­пы. В лю­бом слу­чае, его ге­ны те­перь бы­ли унас­ле­до­ва­ны по­том­ст­вом. Ге­ны че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­бе­дил ин­стинк­тив­ную кон­фликт­ность рас­че­том. Так воз­ник­ла низ­кая при­ма­тив­ность. Спо­соб­ность че­ло­ве­ка вес­ти се­бя во­пре­ки ин­стинк­тив­ным про­грам­мам, пла­ни­ро­вать, ор­га­ни­зо­вы­вать дей­ст­вия. Ос­лаб­лять, за­ме­нять ин­стинк­тив­ную мо­ти­ва­цию сво­его по­ве­де­ния рас­су­доч­ной мо­ти­ва­ци­ей. И это свой­ст­во еще боль­ше уси­ли­ло обу­чае­мость и аб­ст­ракт­ное мыш­ле­ние. А это при­ве­ло к даль­ней­ше­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию ору­дий тру­да и ору­жия. По­шла цеп­ная ре­ак­ция. Че­ло­век на­чал свой все ус­ко­ряю­щий­ся путь к ци­ви­ли­за­ции. Цар­ст­ву ра­зу­ма.

2. За­кре­п­ле­ние тех эле­мен­тов по­ве­де­ния осо­бей внут­ри груп­пы, ко­то­рые со­от­вет­ст­во­ва­ли но­вым ус­ло­ви­ям. Де­ла­ли груп­пу бо­лее жиз­не­спо­соб­ной во все воз­рас­таю­щей кон­ку­рен­ции с со­сед­ни­ми груп­па­ми, чис­ло ко­то­рых уве­ли­чи­ва­лось.

Вы­де­лим ос­нов­ные.

Во-пер­вых, так как кон­флик­ты ме­ж­ду сам­ца­ми из-за са­мок ста­ли смер­тель­ны­ми, то лю­бая оди­но­кая особь лю­бо­го по­ла ста­ла яв­лять­ся ис­точ­ни­ком не­ста­биль­но­сти и смер­тель­но­го рис­ка в груп­пе. По­это­му бо­лее жиз­не­спо­соб­ны­ми ста­ли те груп­пы, в ко­то­рых наи­боль­шее чис­ло осо­бей бы­ло объ­е­ди­не­но в ус­той­чи­вые па­ры. Стад­ный сек­су­аль­ный ры­нок стал край­не не­вы­го­ден груп­пе. От­но­ше­ния ме­ж­ду по­ла­ми ста­ли пре­иму­ще­ст­вен­но пар­ны­ми. Так за­ро­ди­лась сис­те­ма мо­но­гам­но­го бра­ка.

Во-вто­рых, боль­шей жиз­не­спо­соб­но­стью ста­ли об­ла­дать те груп­пы, в ко­то­рых осо­би де­мон­ст­ри­ро­ва­ли боль­шую взаи­мо­по­мощь и сла­жен­ность дей­ст­вий. Это по­мо­га­ло и на охо­те, и на вой­не, и в хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти. Так воз­ник­ли очень сла­бые по­ка вро­ж­ден­ные мо­раль и аль­тру­изм – свой­ст­ва че­ло­ве­ка, про­ти­во­по­лож­ные эго­из­му как вред­но­му для со­об­ще­ст­ва в це­лом про­яв­ле­нию ие­рар­хи­че­ско­го ин­стинк­та и ин­стинк­та са­мо­со­хра­не­ния от­дель­ной осо­би. С ма­те­ма­ти­че­ской точ­ки зре­ния, ес­ли ус­той­чи­вость пи­ра­ми­даль­ной ие­рар­хии тем боль­ше, чем жест­че до­ми­ни­ро­ва­ние во­жа­ка, но поя­вил­ся ог­ра­ни­чи­тель же­ст­ко­сти до­ми­ни­ро­ва­ния – ору­жие, «урав­ни­тель шан­сов», то что­бы пи­ра­ми­да не по­те­ря­ла ус­той­чи­вость и не раз­ва­ли­лась, вы­ход один - уй­ти в об­ласть от­ри­ца­тель­ных зна­че­ний. Так и про­изош­ло на прак­ти­ке. Аль­тру­изм – это ран­го­вые ам­би­ции и эго­изм со зна­ком ми­нус. Про­ще го­во­ря, со­об­ще­ст­во лю­дей ста­ло дер­жать­ся не толь­ко на стра­хе, но и на по­ни­ма­нии, и на са­мо­по­жерт­во­ва­нии лю­дей во имя об­ще­го бла­га. Наш пер­во­быт­ный пре­док ста­но­вил­ся все мень­ше жи­вот­ным и все боль­ше че­ло­ве­ком. И это на­ча­ло за­кре­п­лять­ся во вро­ж­ден­ных по­ве­ден­че­ских про­грам­мах. По­вто­рим­ся – толь­ко на­ча­ло, очень сла­бо и мед­лен­но.

Та­ким об­ра­зом, че­ло­ве­че­ское ста­до по­сте­пен­но ста­ло пре­вра­щать­ся в мо­дер­ни­зи­ро­ван­ную фор­му че­ло­ве­че­ско­го со­об­ще­ст­ва – пле­мя. И ка­ж­дое от­дель­ное пле­мя бы­ло тем жиз­не­спо­соб­нее, чем силь­нее бы­ли по­дав­ле­ны ин­стинк­ты, ха­рак­тер­ные для пер­во­быт­но­го ста­да.

Од­на­ко эво­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни на пол­ное унич­то­же­ние ин­стинк­тов стад­но­го жи­вот­но­го уров­ня а так­же об­ре­те­ние силь­ных пол­но­цен­ных аль­тер­на­тив­ных ин­стинк­тов и вро­ж­ден­ной мо­ра­ли у че­ло­ве­ка как ви­да не бы­ло. По­это­му они хоть и ос­лаб­лен­ные, но про­дол­жа­ли ра­бо­тать, пе­ре­пле­та­ясь и кон­флик­туя и с но­во­об­ра­зо­ван­ны­ми пар­ны­ми и аль­труи­стич­ны­ми ин­стинк­та­ми но­во­го уров­ня, и с рас­суд­ком.

Ну и са­мое глав­ное. Ес­те­ст­вен­ный от­бор по­шел уже не толь­ко ме­ж­ду от­дель­ны­ми осо­бя­ми, но и ме­ж­ду це­лы­ми со­циу­ма­ми. На­ча­лась био­ло­ги­че­ская эво­лю­ци­он­ная гон­ка но­во­го ти­па: «ка­кой со­ци­ум луч­ше ней­тра­ли­зу­ет жи­вот­ные ин­стинк­ты, тот и по­бе­ди­тель». Так как в воо­ру­жен­ных ие­рар­хи­че­ских кон­флик­тах при­ни­ма­ли уча­стие толь­ко сам­цы, то и вро­ж­ден­ная мо­раль, и аль­тру­изм, и спо­соб­ность по­дав­лять рас­суд­ком дей­ст­вие жи­вот­ных ин­стинк­тов ока­за­лись при­су­щи пре­иму­ще­ст­вен­но сам­цам. Для са­мок по-преж­не­му ос­та­лась ха­рак­тер­на ин­стинк­тив­ная жи­вот­ная эгои­сти­че­ская мо­ти­ва­ция по­ве­де­ния, так как их био­ло­ги­че­ско­му на­зна­че­нию она прак­ти­че­ски не про­ти­во­ре­чи­ла.

1.5 Пер­во­быт­ное пле­мя. Функ­цио­наль­ная струк­ту­ра. Струк­ту­ра ие­рар­хии. Струк­ту­ра меж­по­ло­вых от­но­ше­ний.

Да­же са­мые при­ми­тив­ные на­ро­ды жи­вут в ус­ло­ви­ях куль­ту­ры, от­лич­ной от пер­вич­ной, во вре­мен­ном от­но­ше­нии та­кой же ста­рой, как и на­ша, и так­же со­от­вет­ст­вую­щей бо­лее позд­ней, хо­тя и дру­гой сту­пе­ни раз­ви­тия.

З. Фрейд

Те­перь по­смот­рим вни­ма­тель­но на пле­мя на­ших пра­щу­ров верх­не­го па­лео­ли­та. Ого­во­рим сра­зу, что древ­нее пле­мя и пле­мя со­вре­мен­ных ди­ка­рей где-ни­будь в джунг­лях – со­вер­шен­но раз­ные ве­щи и по ге­но­ти­пу, и по со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции. Не бу­дем об­ма­ны­вать­ся внеш­ним сход­ст­вом. Пер­во­быт­ное пле­мя со­стоя­ло прак­ти­че­ски из та­ких же лю­дей, из ко­то­рых со­стоя­ло пер­во­быт­ное ста­до. Оно бы­ло сырь­ем для по­сле­дую­щей эво­лю­ции. Со­вре­мен­ное же пле­мя – ре­зуль­тат этой са­мой эво­лю­ции дли­ной де­сят­ки ты­сяч лет. Оно – ли­бо ре­зуль­тат не­спо­соб­но­сти дан­но­го кон­крет­но­го эт­но­са к раз­ви­тию, ли­бо ос­ко­лок раз­вив­ше­го­ся и вновь де­гра­ди­ро­вав­ше­го эт­но­са. В лю­бом слу­чае, со­вре­мен­ные пле­ме­на – это ту­пи­ко­вые ва­ри­ан­ты эво­лю­ции, свое­об­раз­ная по­мой­ка че­ло­ве­че­ских со­об­ществ.

Итак, пе­ред на­ми пер­во­быт­ное пле­мя. Муж­чи­ны хо­ди­ли на охо­ту, снаб­жа­ли жен­щин и де­тей мя­сом и за­щи­ща­ли их от хищ­ни­ков и вра­гов. Жен­щи­ны и ста­ри­ки ос­та­ва­лись ра­бо­тать в пе­ще­ре или стой­би­ще или за­ни­ма­лись со­би­ра­тель­ст­вом не­по­да­ле­ку. Воз­ле них рос­ли де­ти, впи­ты­вая ин­фор­ма­цию о жиз­ни из пе­ре­су­дов болт­ли­вых жен­щин и вос­по­ми­на­ний сло­во­охот­ли­вых ста­ри­ков. То есть био­ло­ги­че­ская еди­ни­ца име­ла чет­кую внут­рен­нюю функ­цио­наль­ную, а сле­до­ва­тель­но, и ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру. Раз­бе­рем функ­ции и так­ти­ко-тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ка­ж­до­го эле­мен­та этой струк­ту­ры.

Рис.5. Струк­ту­ра сис­те­мы че­ло­век – ок­ру­жаю­щая сре­да. Эта сис­те­ма не­из­мен­на вез­де и во все вре­ме­на, в том чис­ле и се­го­дня. Муж­чи­ны взаи­мо­дей­ст­ву­ет с ок­ру­жаю­щей сре­дой, за­щи­щая от ее воз­дей­ст­вий жен­щин и де­тей и до­бы­вая ре­сур­сы. Жен­щи­ны – на­хо­дят­ся в безо­пас­ном мес­те (пе­ще­ра, дом, офис и т.п.) и взаи­мо­дей­ст­ву­ет с муж­чи­на­ми, изы­мая, пе­ре­ра­ба­ты­вая и пе­ре­рас­пре­де­ляя до­бы­тые ими ре­сур­сы.

Сам­цы (да­лее по тек­сту, в тех слу­ча­ях, ко­гда не нуж­но бу­дет ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на био­ло­ги­че­ской при­ро­де взаи­мо­от­но­ше­ний лю­дей, так­же бу­дем на­зы­вать их бо­лее при­выч­ным тер­ми­ном «муж­чи­ны»). Они осу­ще­ст­в­ля­ли внеш­ние, наи­бо­лее опас­ные функ­ции. Охо­та, обо­ро­на, вой­ны и за­хват до­бы­чи. Для все­го это­го не­об­хо­ди­ма боль­шая фи­зи­че­ская си­ла, сме­лость, лов­кость, мощ­ный ум, лю­бо­пыт­ст­во, спо­соб­ность к обу­че­нию, сла­жен­ность дей­ст­вий в груп­пе, спо­соб­ность жерт­во­вать со­бой ра­ди ин­те­ре­сов пле­ме­ни. По­это­му для муж­чин обыч­но ха­рак­тер­ны та­кие осо­бен­но­сти по­ве­де­ния, как друж­ба, взаи­мо­по­мощь, склон­ность ру­ко­во­дство­вать­ся не толь­ко соб­ст­вен­ной вы­го­дой, но и ин­те­ре­са­ми со­рат­ни­ков и пле­ме­ни в це­лом, спо­соб­ность к пла­ни­ро­ва­нию дей­ст­вий, в том чис­ле и на очень от­да­лен­ную пер­спек­ти­ву и спо­соб­ность дей­ст­во­вать в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях. По су­ти, муж­чи­ны вы­пол­ня­ли бу­фер­ную функ­цию ме­ж­ду ре­про­дук­тив­ной ча­стью пле­ме­ни (жен­щи­ны и де­ти) и аг­рес­сив­ной ок­ру­жаю­щей сре­дой, яв­ля­лись рас­ход­ной ча­стью че­ло­ве­че­ско­го со­циу­ма и ра­бо­чим ма­те­риа­лом эво­лю­ци­он­ных экс­пе­ри­мен­тов ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра. Ра­зу­ме­ет­ся, вы­жи­ва­ли и да­ва­ли по­том­ст­во са­мые силь­ные и жиз­не­спо­соб­ные муж­чи­ны. Без муж­чин в ок­ру­же­нии ди­кой при­ро­ды пле­ме­ни вы­жить бы­ло со­вер­шен­но не­воз­мож­но. По­это­му ро­ж­де­ние маль­чи­ка, бу­ду­ще­го охот­ни­ка и вои­на, счи­та­лось очень боль­шой уда­чей. Чем боль­ше вои­нов и охот­ни­ков, тем силь­нее пле­мя.

Де­ти, че­ло­ве­че­ские де­те­ны­ши. С ни­ми все яс­но. Их функ­ция - вы­жить и учить­ся. По­это­му они дер­жа­лись на под­хва­те сре­ди жен­щин и ста­ри­ков и «на­ма­ты­ва­ли на уши» все их пе­ре­су­ды и рас­ска­зы. Спе­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния де­ти не тре­бо­ва­ли, так как их вро­ж­ден­ные ин­стинк­тив­ные про­грам­мы со­от­вет­ст­во­ва­ли их об­ра­зу жиз­ни, а обу­ча­лись они ав­то­ма­ти­че­ски, слу­шая раз­го­во­ры взрос­лых, на­блю­дая за их дей­ст­вия­ми и вклю­ча­ясь по ме­ре взрос­ле­ния в жизнь пле­ме­ни. Точ­но так же не про­хо­дят спе­ци­аль­но­го обу­че­ния де­ти ди­ких пле­мен в изо­ли­ро­ван­ных угол­ках на­шей пла­не­ты.

Ста­ри­ки. С уга­са­ни­ем ре­про­дук­тив­ной функ­ции, а с ней и гор­мо­наль­но­го фо­на, лю­ди ста­но­вят­ся спо­кой­нее (муд­рее) и сло­во­охот­ли­вее. Лю­бят учить мо­ло­дежь жиз­ни и вспо­ми­нать вслух о сво­ей мо­ло­до­сти. То есть ста­ри­ки иг­ра­ли роль вме­сти­ли­ща опы­та пле­ме­ни, его ин­фор­ма­ци­он­но – обу­чаю­ще­го цен­тра. По­это­му ста­ри­ков по­ла­га­лось ува­жать и слу­шать­ся. При но­вом уров­не сы­то­сти и безо­пас­но­сти пле­мя уже мог­ло се­бе по­зво­лить со­дер­жать вы­жив­ших ста­ри­ков. И бо­лее то­го, вме­сти­ли­ще жиз­нен­но­го опы­та пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния до­бав­ля­ло кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти пле­ме­ни, де­ла­ло его силь­нее.

Сам­ки (жен­щи­ны). Ос­нов­ная функ­ция – ре­про­дук­тив­ная, раз­мно­же­ние. Для то­го, что­бы ее осу­ще­ст­вить (за­чать, вы­но­сить вы­кор­мить и вы­рас­тить ре­бен­ка до от­но­си­тель­но са­мо­стоя­тель­но­го со­стоя­ния), жен­щи­не нуж­но не­сколь­ко лет. То есть жен­щи­на яв­ля­лась очень цен­ной, ре­про­дук­тив­ной ча­стью пле­ме­ни. По­это­му она по­ме­ща­лась в са­мую безо­пас­ную сыт­ную и уют­ную часть мес­та оби­та­ния че­ло­ве­ка (пе­ще­ра, дом, хи­жи­на) ря­дом с оча­гом и пи­щей. По­это­му жен­щи­на все­гда ох­ра­ня­лась муж­чи­на­ми и бы­ла цен­ной во­ен­ной до­бы­чей. Впро­чем, при не­дос­тат­ке обес­пе­чи­ваю­щих и ох­ра­няю­щих пле­мя муж­чин жен­щи­на тут же те­ря­ла свою цен­ность, и со­ци­ум в ря­де слу­ча­ев да­же из­бав­лял­ся от из­лиш­не­го по­го­ло­вья жен­щин как от «лиш­них ртов», пу­тем убий­ст­ва но­во­ро­ж­ден­ных де­во­чек, за­хо­ро­не­ния жен­щин вме­сте с умер­ши­ми мужь­я­ми и про­чи­ми вар­вар­ски­ми с точ­ки зре­ния со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка спо­со­ба­ми. По­это­му, кста­ти, для на­ше­го ви­да на­ря­ду с прин­ци­пом не­за­ме­ни­мо­сти сам­ки кор­рект­но го­во­рить о прин­ци­пе не­за­ме­ни­мо­сти сам­ца. Жен­щи­на так­же не­сет и функ­цию дуб­ли­рую­ще­го ин­фор­ма­ци­он­но – обу­чаю­ще­го цен­тра. Ста­ри­ки не­жиз­не­спо­соб­ны, их мо­жет и не стать. Кто то­гда бу­дет учить де­тей? Это од­на из при­чин жен­ской «болт­ли­во­сти». Био­ло­ги­че­ская и со­ци­аль­ная функ­ция жен­щи­ны - во что бы то ни ста­ло вы­жить са­мой и по воз­мож­но­сти со­хра­нить по­том­ст­во. Для мак­си­маль­ной вы­жи­вае­мо­сти и вос­про­из­вод­ст­ва, ес­те­ст­вен­но, жен­щи­нам бы­ли нуж­ны со­вер­шен­но иные ка­че­ст­ва, чем муж­чи­нам для охо­ты и обо­ро­ны. А имен­но: мак­си­маль­ная при­спо­соб­ляе­мость к из­ме­не­ни­ям в жиз­ни и спо­соб­ность вся­че­ски из­бе­гать опас­но­сти. То есть за­бо­та пре­ж­де все­го о се­бе, эго­цен­тризм, хит­рость, из­во­рот­ли­вость, кон­сер­ва­тизм, тру­сость. Нуж­но ру­ко­во­дство­вать­ся ну­ж­да­ми те­ку­ще­го мо­мен­та, жить се­го­дняш­ним днем. Склон­ность к мо­раль­ным кри­те­ри­ям по­ве­де­ния и при­вер­жен­ность убе­ж­де­ни­ям, вер­ность – на­про­тив, вред­ны. Ведь ес­ли жен­щи­на ста­нет во­ен­ной до­бы­чей, она долж­на бу­дет при­спо­со­бить­ся и про­дол­жить род по­бе­ди­те­ля, как бо­лее силь­но­го и ге­не­ти­че­ски пер­спек­тив­но­го. Так нуж­но для про­цве­та­ния био­ло­ги­че­ско­го ви­да Че­ло­век ра­зум­ный. Выс­шая био­ло­ги­че­ская це­ле­со­об­раз­ность. Жен­щи­на то­гда бу­дет долж­на по­лю­бить по­бе­ди­те­ля, при­нять его обы­чаи и по­ве­рить в его бо­гов. При­чем, ис­крен­не. Мо­раль­ные прин­ци­пы, обы­чаи, тра­ди­ции и муж­чи­ны из преж­ней жиз­ни долж­ны быть как мож­но ско­рее за­бы­ты. И еще очень важ­ное ка­че­ст­во тре­бу­ет­ся жен­щи­не, что­бы вы­жить и вос­пи­тать по­том­ст­во. Она долж­на об­ла­дать спо­соб­но­стью за­ста­вить муж­чи­ну, то есть бо­лее ум­ное, силь­ное и са­мо­стоя­тель­ное су­ще­ст­во, чем она са­ма, обес­пе­чи­вать се­бя и по­том­ст­во. А при не­об­хо­ди­мо­сти она долж­на су­меть по­ста­вить его ме­ж­ду со­бой и опас­но­стью. «Спря­тать­ся за его ши­ро­кую спи­ну». То есть, по­про­сту жен­щи­на долж­на уметь управ­лять муж­чи­ной.

С осо­бен­но­стя­ми раз­ных эле­мен­тов че­ло­ве­че­ско­го со­об­ще­ст­ва на­ших пра­щу­ров в об­щих чер­тах ра­зо­бра­лись. За­бу­дем по­ка о ста­ри­ках и де­тях. Нас здесь ин­те­ре­су­ют пре­ж­де все­го жен­щи­ны в кон­тек­сте их взаи­мо­от­но­ше­ний с муж­чи­на­ми. Итак, пе­ред на­ми две раз­но­вид­но­сти со­вер­шен­но раз­лич­ных су­ществ с со­вер­шен­но раз­ны­ми функ­ция­ми, а сле­до­ва­тель­но, раз­ны­ми фи­зио­ло­ги­ей и по­ве­де­ни­ем (И пре­ж­де все­го – с раз­ным вро­ж­ден­ным, ин­стинк­тив­ным по­ве­де­ни­ем). Не на­до об­ма­ны­вать­ся не­ко­то­рым внеш­ним сход­ст­вом, тем, что жен­щи­на то­же уме­ет раз­го­ва­ри­вать и тем, что оба они на­зы­ва­ют­ся людь­ми. Ме­ж­ду че­ло­ве­че­ским муж­чи­ной и сам­цом льва го­раз­до боль­ше сход­ст­ва, чем ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной.

А те­перь, мой до­ро­гой Чи­та­тель, по­гля­дим, как же взаи­мо­дей­ст­ву­ют друг с друж­кой эти эле­мен­ты на­ше­го пер­во­быт­но­го пле­ме­ни. Муж­чи­ны и жен­щи­ны. Для на­ча­ла ре­шим ос­нов­ной во­прос – во­прос о вла­сти. Кто кем и ка­ким спо­со­бом в пле­ме­ни управ­ля­ет. Да­лее мы бу­дем ис­поль­зо­вать так­же тер­мин «до­ми­ни­ру­ет». Этот тер­мин нам встре­тит­ся еще очень мно­го раз. До­ми­ни­рую­щим (выс­шим) су­ще­ст­вом яв­ля­ет­ся то су­ще­ст­во, ко­то­рое управ­ля­ет дру­гим (низ­шим) су­ще­ст­вом. Ме­то­ды до­ми­ни­ро­ва­ния мо­гут быть как фи­зи­че­ские, так и пси­хо­ло­ги­че­ские. На­при­мер, дрес­си­ров­щик ис­поль­зу­ет для управ­ле­ния по­ве­де­ни­ем жи­вот­но­го как «ме­тод кну­та», так и ме­тод по­ощ­ре­ния пи­щей, лас­кой, по­хва­лой. Це­лью же управ­ле­ния яв­ля­ет­ся при­об­ре­те­ние дрес­си­ров­щи­ком ма­те­ри­аль­ных благ для обес­пе­че­ния соб­ст­вен­ной жиз­не­дея­тель­но­сти. Ну и жиз­не­дея­тель­но­сти жи­вот­но­го, по­ка оно вы­пол­ня­ет свои функ­ции. Дрес­си­ров­щик яв­ля­ет­ся выс­шим, до­ми­ни­рую­щим су­ще­ст­вом. Жи­вот­ное – низ­шим. Те же от­но­ше­ния су­ще­ст­ву­ют в сис­те­ме босс – ра­бо­чий, кре­сть­я­нин – ко­ро­ва и т.п.

Рас­смот­рим для на­ча­ла ми­ни­маль­ную ячей­ку че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва – древ­нюю се­мью в ок­ру­же­нии ди­кой при­ро­ды.

Рис.6.Об­лас­ти до­ми­ни­ро­ва­ния муж­чи­ны и жен­щи­ны.

Здесь все уст­рое­но пре­дель­но про­сто и ра­цио­наль­но.

Жен­щи­на с деть­ми на­хо­дит­ся в безо­пас­ной пе­ще­ре ря­дом с ог­нем и за­па­са­ми пи­щи. Об­ласть ее ком­пе­тен­ции и до­ми­ни­ро­ва­ния – жи­ли­ще, по­том­ст­во и от­но­ше­ния с муж­чи­ной. То есть ес­ли нуж­ны шку­ры для оде­ж­ды или пи­ща, то она со­об­ща­ет об этом муж­чи­не. А муж­чи­на точ­но зна­ет, что ес­ли он не обес­пе­чит ну­ж­ды се­мьи, то же­на не бу­дет с ним лас­ко­ва, а на­обо­рот, бу­дет его «пи­лить», то есть он ли­шит­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­го ком­фор­та в жи­ли­ще и не по­лу­чит удо­воль­ст­вия от сек­са. Кро­ме то­го, по­стра­да­ет и она, и де­ти, ко­то­рых он лю­бит и не хо­чет по­те­рять. По­это­му муж­чи­на под­чи­ня­ет­ся жен­щи­не в об­лас­ти ее ком­пе­тен­ции и обес­пе­чи­ва­ет ну­ж­ды се­мьи. Та­ким об­ра­зом, жен­щи­на ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­ет до­ми­ни­ро­ва­ние в об­лас­ти сво­ей ком­пе­тен­ции. Ме­то­ды до­ми­ни­ро­ва­ния – пси­хо­ло­ги­че­ское и сек­су­аль­ное воз­дей­ст­вие.

Об­ласть ком­пе­тен­ции и до­ми­ни­ро­ва­ния муж­чи­ны – бу­фер­ная зо­на ме­ж­ду жи­ли­щем и ок­ру­жаю­щей сре­дой. Он за­ни­ма­ет­ся от­но­ше­ния­ми се­мьи с ок­ру­жаю­щим ми­ром. То есть, в слу­чае опас­но­сти он да­ет ко­ман­ду жен­щи­не бе­жать или пря­тать­ся. А в слу­чае не­дос­тат­ка ди­чи на охот­ничь­ем уча­ст­ке – за­би­рать де­тей и пе­ре­хо­дить на дру­гой уча­сток. А жен­щи­на точ­но зна­ет (бо­ит­ся), что ес­ли она не под­чи­нит­ся, то муж­чи­на рас­сер­дит­ся и по­ко­ло­тит ее. Кро­ме то­го, при­дет бе­да, вра­ги, го­лод, хищ­ни­ки, и она вме­сте с деть­ми по­гиб­нет. По­это­му жен­щи­на под­чи­ня­ет­ся муж­чи­не в об­лас­ти его ком­пе­тен­ции. Кро­ме то­го, жен­щи­на зна­ет, что ес­ли муж­чи­на не бу­дет от­ды­хать, то он не смо­жет при­нес­ти мно­го до­бы­чи или по­гиб­нет. А сле­дом по­гиб­нет она и де­ти. По­это­му жен­щи­на очень бо­ит­ся по­те­рять сво­его муж­чи­ну, ста­ра­ет­ся быть с муж­чи­ной лас­ко­вой и сде­лать пе­ще­ру для не­го удоб­ным ме­стом от­ды­ха и удо­воль­ст­вий. Сде­лать пи­щу муж­чи­ны вкус­нее, а от­дых пол­но­цен­нее. Та­ким об­ра­зом, муж­чи­на так­же ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­ет до­ми­ни­ро­ва­ние в об­лас­ти сво­ей ком­пе­тен­ции. Ме­то­ды до­ми­ни­ро­ва­ния – фи­зи­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские (страх).

Ос­нов­ной фак­тор, сдер­жи­ваю­щий рас­про­стра­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния муж­чи­ны на об­ласть до­ми­ни­ро­ва­ния жен­щи­ны – ин­стинк­тив­ная кон­цен­тра­ция его вни­ма­ния на внеш­нем ми­ре. На­прав­лен­ность дей­ст­вий во­вне се­мьи. Мир в вос­при­ятии муж­чи­ны де­лит­ся на две про­ти­во­по­лож­ных час­ти – «тыл» и «фронт». «Фронт» – это ок­ру­жаю­щая сре­да, ко­то­рую нуж­но по­ко­рять, из­ме­нять, от­вое­вы­вать у нее ре­сур­сы. Это там, где «чу­жие». А тыл – это жи­ли­ще, где мож­но от­ле­жать­ся и за­ли­зать ра­ны и жен­щи­на с деть­ми, ко­то­рым при­но­сит­ся и от­да­ет­ся до­бы­ча. Где его ждут и пси­хо­ло­ги­че­ски под­дер­жи­ва­ют. Где ему хо­ро­шо. Где «свои». И этим ты­лом то­же нуж­но управ­лять, ес­ли ты­лу уг­ро­жа­ет опас­ность. Муж­чи­на без «ты­ла» бо­лее уяз­вим, так как не мо­жет пол­но­цен­но вос­ста­но­вить си­лы. А так­же ему нет смыс­ла от­вое­вы­вать у внеш­не­го ми­ра ре­сур­сы, ес­ли эти ре­сур­сы не­ко­му ис­поль­зо­вать.

Рис.7. Муж­чи­не пло­хо без жен­щи­ны и ло­го­ва.

Ос­нов­ной фак­тор, сдер­жи­ваю­щий рас­про­стра­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния жен­щи­ны на об­ласть до­ми­ни­ро­ва­ния муж­чи­ны – ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния, по­про­сту страх пе­ред ок­ру­жаю­щей сре­дой. Жен­щи­на долж­на вы­жить лю­бой це­ной и со­хра­нить по воз­мож­но­сти де­тей, это ее ос­нов­ная за­да­ча. По­это­му она не име­ет пра­ва рис­ко­вать, всту­пая в борь­бу с ок­ру­жаю­щей сре­дой, на это есть муж­чи­на. На­обо­рот, она обя­за­на ис­пу­гать­ся и убе­жать. По­это­му жен­щи­ны и бо­ят­ся ин­стинк­тив­но все­го на све­те, да­же аб­со­лют­но без­обид­ных мы­шей и ля­гу­шек. Ес­ли жен­щи­на из­лиш­не ин­тен­сив­но и же­ст­ко до­ми­ни­ру­ет, то есть тре­бу­ет от муж­чи­ны слиш­ком мно­го, ока­зы­ва­ет на не­го из­лиш­нее пси­хо­ло­ги­че­ское дав­ле­ние, от­ка­зы­ва­ет в сек­се – он мо­жет уй­ти, а она – ос­тать­ся на­еди­не с труд­но­стя­ми и опас­но­стя­ми, ко­то­рых она так бо­ит­ся. Ин­стинк­тив­ный по­сто­ян­ный страх пе­ред ок­ру­жаю­щей сре­дой и страх ос­тать­ся без муж­чи­ны – это эмо­цио­наль­ный фон жиз­ни лю­бой жен­щи­ны, в том чис­ле со­вре­мен­ной. И это ос­нов­ной ре­гу­ля­тор жиз­не­дея­тель­но­сти древ­не­го пле­ме­ни. Ес­ли жизнь тя­же­ла и опас­на, на­при­мер, во вре­мя вой­ны или ми­гра­ции, то жен­щи­ны бо­ят­ся, а муж­чи­ны – до­ми­ни­ру­ют. Ес­ли слу­чил­ся крат­кий пе­ри­од изо­би­лия и бла­го­по­лу­чия, то в ин­те­ре­сах ви­да – сде­лать упор на раз­мно­же­ние. То­гда жен­щи­ны пе­ре­ста­ют бо­ять­ся и за­став­ля­ют муж­чин обес­пе­чи­вать се­бя и де­тей. Мир в вос­при­ятии жен­щи­ны де­лит­ся на две час­ти, «мое гнез­до» и «все ос­таль­ное». Муж­чи­на ап­рио­ри яв­ля­ет­ся ча­стью «все­го ос­таль­но­го», но мо­жет быть ис­поль­зо­ван в ка­че­ст­ве бу­фе­ра ме­ж­ду «мо­им гнез­дом» и «всем ос­таль­ным», для за­ча­тия по­том­ст­ва и за­щи­ты и снаб­же­ния. По­это­му он в этот мо­мент яв­ля­ет­ся эле­мен­том час­ти ми­ра «мое гнез­до».

Рис.8. Жен­щи­не пло­хо без муж­чи­ны.

По­про­сту го­во­ря, в древ­ней тра­ди­ци­он­ной сба­лан­си­ро­ван­ной се­мье ка­ж­дый де­ла­ет свое де­ло и не ле­зет в чу­жое. И очень силь­но ну­ж­да­ет­ся в парт­не­ре, и ра­зу­ме­ет­ся, це­нит его (ее).

По­доб­ная ес­те­ст­вен­ная схе­ма мас­со­во со­хра­ни­лась и в на­ше вре­мя в слу­ча­ях, ко­гда се­мья яв­ля­ет­ся про­из­вод­ст­вен­ной еди­ни­цей в ус­ло­ви­ях дос­та­точ­но тя­же­ло­го тру­да, на­при­мер, кре­сть­ян­ская (фер­мер­ская) се­мья. Муж­чи­на ра­бо­та­ет в по­ле и за­ни­ма­ет­ся снаб­же­ни­ем, жен­щи­на – до­ма, в те­п­ле и ком­фор­те за­ни­ма­ет­ся бо­лее лег­кой ра­бо­той – жиз­не­обес­пе­че­ни­ем муж­чи­ны и де­тей. Клас­си­че­ская сце­на, ко­гда муж­чи­на при­хо­дит до­мой, а жен­щи­на по­да­ет ему на стол при­го­тов­лен­ную ею еду, ко­то­рую го­род­ские из­не­жен­ные фе­ми­ни­ст­ки пы­та­ют­ся трак­то­вать как ку­хон­ное раб­ст­во, име­ет на са­мом де­ле со­вер­шен­но иной смысл. Муж­чи­не нуж­но от­ды­шать­ся и под­кре­пить­ся, пре­ж­де чем сно­ва ид­ти в по­ле. Это часть тех­но­ло­гии сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, обес­пе­че­ние мак­си­маль­ной про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да про­из­вод­ст­вен­ной еди­ни­цы. Ав­тор зна­ет, что пи­шет, так как мно­го лет за­ни­мал­ся сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ным биз­не­сом. Муж­чи­не не при­дет в го­ло­ву до­ми­ни­ро­вать в до­ме, ес­ли тех­но­ло­гия его корм­ле­ния и от­ды­ха со­блю­де­на. Жен­щи­на не бу­дет вме­ши­вать­ся в де­ла муж­чи­ны, ес­ли се­мья нор­маль­но снаб­жа­ет­ся. И не бу­дет чрез­мер­но да­вить на не­го, так как воз­ник­нет уг­ро­за го­ло­да, ес­ли он уй­дет к дру­гой жен­щи­не, и обес­пе­че­ние се­мьи пре­кра­тит­ся. Та­кая па­ра - это сба­лан­си­ро­ван­ная ус­той­чи­вая сис­те­ма.

И еще. За­ост­рим вни­ма­ние на од­ном очень важ­ном мо­мен­те. Пред­ставь­те се­бя на мес­те Твор­ца (Гос­подь Бог, Мать При­ро­да, все рав­но как на­звать). Вам нуж­но сде­лать так, что­бы бо­лее ум­ные силь­ные и ак­тив­ные су­ще­ст­ва об­слу­жи­ва­ли и за­щи­ща­ли бо­лее сла­бых и трус­ли­вых. Как вы это ор­га­ни­зуе­те? Ре­ше­ние оче­вид­но. Нуж­но сде­лать так, что­бы силь­ное и ум­ное су­ще­ст­во не мог­ло обой­тись без сла­бо­го. И еще, же­ла­тель­но, что­бы силь­ное и ум­ное су­ще­ст­во не очень-то по­ни­ма­ло ни ме­то­дов, ни це­лей сла­бо­го су­ще­ст­ва. То есть, бы­ло не­спо­соб­но вос­при­ни­мать его аде­к­ват­но. И имен­но так и сде­ла­но. Жен­щи­на для муж­чи­ны - «за­гад­ка». И муж­чи­на при­вя­зан к жен­щи­не сек­сом. И не толь­ко фи­зио­ло­ги­че­ски, че­рез не­об­хо­ди­мость сня­тия сек­су­аль­но­го на­пря­же­ния, но и пси­хо­ло­ги­че­ски, че­рез ин­стинкт сек­су­аль­ной вос­тре­бо­ван­но­сти, от­но­ся­щий­ся ско­рее к ин­стинк­там ие­рар­хи­че­ской груп­пы. Это ко­гда вро­де бы все хо­ро­шо, но вдруг на­па­да­ет бес­при­чин­ная тос­ка, и муж­чи­на идет «ис­кать лю­бовь». Ну не чув­ст­ву­ет муж­чи­на се­бя пол­но­цен­ным без жен­щи­ны, и ни­че­го с этим не мо­жет сде­лать. На са­мом де­ле, ко­неч­но, все слож­нее и раз­но­об­раз­нее, и мы поз­же все ме­ха­низ­мы под­чи­не­ния раз­бе­рем под­роб­но, но при­вяз­ка сек­сом – ос­нов­ная. Че­ло­век ра­зум­ный – не един­ст­вен­ный био­ло­ги­че­ский вид в жи­вот­ном ми­ре, сам­цы ко­то­ро­го при­вя­за­ны сек­сом к сам­кам и вы­ну­ж­де­ны его до­би­вать­ся пу­тем уха­жи­ва­ний и корм­ле­ния сам­ки. Но есть важ­ное от­ли­чие. У боль­шин­ст­ва дру­гих ви­дов жи­вот­ных это яв­ле­ние эпи­зо­ди­че­ское и бы­ва­ет толь­ко в крат­кий пе­ри­од брач­ных игр. Био­ло­ги на­зы­ва­ют его «ин­вер­сия до­ми­ни­ро­ва­ния в пе­ри­од спа­ри­ва­ния». То есть в обыч­ное вре­мя до­ми­ни­ру­ют сам­цы как бо­лее силь­ные, мо­гут и пи­щу у сам­ки ото­брать. А в пе­ри­од спа­ри­ва­ния – все на­обо­рот, до­ми­ни­ру­ют сам­ки, а сам­цы их кор­мят и уб­ла­жа­ют в на­де­ж­де на секс. Так вот, у на­ше­го ви­да есть прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие от боль­шин­ст­ва дру­гих жи­вот­ных ви­дов – пе­ри­од спа­ри­ва­ния длит­ся поч­ти всю жизнь взрос­лой осо­би. Вот и по­лу­ча­ют у нас сам­ки, то есть жен­щи­ны, воз­мож­ность до­ми­ни­ро­вать всю жизнь над сам­ца­ми-муж­чи­на­ми на­чи­ная с под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та. Ви­де­ли ли вы, что­бы муж­чи­на от­нял у жен­щи­ны пи­щу? Нет! Он ее уго­ща­ет ужи­ном в рес­то­ра­не в на­де­ж­де по­лу­чить во­ж­де­лен­ную пор­цию сек­са. Или обес­пе­чи­ва­ет всю жизнь за ре­гу­ляр­ный секс.

При­вяз­ка сек­сом, ко­неч­но, не од­но­сто­рон­няя. Жен­щи­на так­же ис­пы­ты­ва­ет удо­воль­ст­вие от сек­са. Но эта сек­су­аль­ная при­вяз­ка иная, так как слу­жит био­ло­ги­че­ской це­ли вы­бо­ра и удер­жа­ния ге­не­ти­че­ски пер­спек­тив­но­го осе­ме­ни­те­ля, по­это­му и же­ла­ние, и удо­воль­ст­вие жен­щи­ны бу­дет пре­иму­ще­ст­вен­но за­ви­сеть от то­го, счел ли ее са­моч­ный ин­стинкт дан­но­го кон­крет­но­го сам­ца ге­не­ти­че­ски пер­спек­тив­ным.

Та­ким об­ра­зом, кто над кем до­ми­ни­ру­ет, у био­ло­ги­че­ско­го ви­да Че­ло­век ра­зум­ный в ес­те­ст­вен­ной сре­де оби­та­ния за­ви­сит от об­стоя­тельств. От то­го, в чьей об­лас­ти ком­пе­тен­ции про­ис­хо­дит дей­ст­вие. В ус­ло­ви­ях безо­пас­но­сти и бла­го­по­лу­чия до­ми­ни­ру­ет сам­ка, в ус­ло­ви­ях опас­но­сти и борь­бы за вы­жи­ва­ние – са­мец. При из­ме­не­нии об­стоя­тельств про­ис­хо­дит ин­вер­сия до­ми­ни­ро­ва­ния. Ли­бо при воз­ник­но­ве­нии опас­но­сти сам­ка, дви­жи­мая стра­хом, ус­ту­па­ет ру­ко­во­дство сам­цу и пря­чет­ся «за его ши­ро­кую спи­ну», ли­бо при на­сту­п­ле­нии бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий управ­ля­ет им, на­прав­ляя его дей­ст­вия в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния се­бя и по­том­ст­ва. По­это­му чем во­ин­ст­вен­нее на­род или чем труд­нее жизнь слоя об­ще­ст­ва, тем боль­ше там до­ми­ни­ру­ют муж­чи­ны. И на­обо­рот, чем сыт­нее и бла­го­по­луч­нее жизнь, тем боль­ше до­ми­ни­ру­ют жен­щи­ны.

Итак: у ви­да Че­ло­век ра­зум­ный в ус­ло­ви­ях от­сут­ст­вия внеш­ней уг­ро­зы сам­ка за­ни­ма­ет до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в па­ре. При на­ли­чии внеш­ней уг­ро­зы – са­мец. Пе­ре­ход до­ми­ни­ро­ва­ния из рук в ру­ки, ин­вер­сии до­ми­ни­ро­ва­ния, про­ис­хо­дят под дей­ст­ви­ем ин­стинк­тив­ных ме­ха­низ­мов как ре­ак­ция на из­ме­не­ние внеш­них ус­ло­вий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: