ГЛАВА 1. 1 страница

Са­мец и сам­ка. Био­ло­ги­че­ская эво­лю­ция от­но­ше­ний.

Из раз­го­во­ра Бо­га с Ада­мом:- Те­бе что, реб­ра жал­ко?- Да нет, про­сто ка­кое-тоне­хо­ро­шее пред­чув­ст­вие...Анек­дот

1.1 Эво­лю­ция ви­да и вро­ж­ден­ные ин­стинк­тив­ные про­грам­мы по­ве­де­ния.

Чем боль­ше смот­ришь на лю­дей,Тем боль­ше нра­вят­ся со­ба­ки.Ар­мей­ская по­го­вор­ка

Рас­смот­рим сна­ча­ла со­став­ляю­щую № 1, то есть раз­бе­рем­ся в от­но­ше­ни­ях муж­чи­ны и жен­щи­ны как сам­ца и сам­ки на­ше­го био­ло­ги­че­ско­го ви­да. Да­вай­те по­смот­рим, а что соб­ст­вен­но пред­став­ля­ют из се­бя с био­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния лю­ди, об­ще­ст­во и по ка­ким за­ко­нам при­ро­ды они жи­вут. Для на­гляд­но­сти мы бу­дем ил­лю­ст­ри­ро­вать наш рас­сказ ри­сун­ка­ми-схе­ма­ми.

Рис.2. Ус­лов­ные обо­зна­че­ния на ри­сун­ках-схе­мах.

За­гля­нем на не­сколь­ко со­тен ты­сяч лет на­зад. Ниж­ний па­лео­лит. В те да­ле­кие вре­ме­на, ко­гда толь­ко на­чи­нал фор­ми­ро­вать­ся наш био­ло­ги­че­ский вид, и в моз­гах на­ших да­ле­ких пред­ков, го­ми­нид, «про­ши­ва­лись» ин­стинк­тив­ные про­грам­мы по­ве­де­ния. Спе­ци­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми всех ви­дов лю­дей яв­ля­ют­ся пря­мо­хо­ж­де­ние и боль­шой раз­мер го­лов­но­го моз­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, так как пе­ред­ние ко­неч­но­сти пред­на­зна­че­ны для спе­ци­аль­ных це­лей – ис­поль­зо­ва­ния и про­из­вод­ст­ва ору­дий тру­да и ору­жия, то че­ло­век уже не мог их пол­но­цен­но ис­поль­зо­вать для пе­ре­дви­же­ния. По­это­му он ус­ту­пал в ско­ро­сти и лов­ко­сти ос­таль­ным жи­вот­ным. Что­бы ском­пен­си­ро­вать этот не­дос­та­ток и вы­жить, че­ло­век дол­жен был иметь не­кое пре­иму­ще­ст­во в чем-то ином. Та­ким пре­иму­ще­ст­вом яв­лял­ся мощ­ный че­ло­ве­че­ский мозг. Он по­зво­лял че­ло­ве­ку иметь го­раз­до боль­ше ва­ри­ан­тов по­ве­де­ния. На­при­мер, ис­поль­зо­вать боль­шее ко­ли­че­ст­во охот­ничь­их прие­мов, за­по­ми­нать их и обу­чать им со­пле­мен­ни­ков, бы­ст­ро ус­ваи­вать, ис­поль­зо­вать и пе­ре­да­вать ин­фор­ма­цию. А так­же из­го­тав­ли­вать и при­ме­нять про­стей­шие ору­дия тру­да и ору­жие. Од­на­ко за все нуж­но пла­тить. И боль­шой раз­мер го­лов­но­го моз­га по­влек за со­бой чрез­вы­чай­но про­дол­жи­тель­ный срок внут­ри­ут­роб­но­го, а так­же по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия и обу­че­ния по­том­ст­ва. Кро­ме то­го, труд­ность про­хо­ж­де­ния ро­до­вых пу­тей вме­сти­ли­щем моз­га, круп­ной го­ло­вой ре­бен­ка, обу­сло­ви­ла не­об­хо­ди­мость уши­ре­ния та­за че­ло­ве­че­ской сам­ки, что сде­ла­ло ее еще ме­нее лов­кой и бы­ст­рой. Уд­ли­не­ние же сро­ка раз­ви­тия и обу­че­ния по­том­ст­ва сде­лал сам­ку в очень боль­шой сте­пе­ни и на очень боль­шой срок при­вя­зан­ной к де­те­ны­шам. Сле­до­ва­тель­но - в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бес­по­мощ­ной и не­спо­соб­ной на са­мо­стоя­тель­ное су­ще­ст­во­ва­ние в ок­ру­же­нии пол­чищ кро­во­жад­ных саб­ле­зу­бых тиг­ров, пе­щер­ных мед­ве­дей и иных опас­но­стей ди­кой при­ро­ды.

Рис.3. Ги­бель че­ло­ве­че­ской сам­ки и по­том­ст­ва без че­ло­ве­че­ско­го сам­ца.

Итак, сфор­ми­ро­ва­лись зна­чи­тель­ные ана­то­ми­че­ские раз­ли­чия ме­ж­ду сам­цом и сам­кой че­ло­ве­ка ра­зум­но­го. Это в свою оче­редь при­ве­ло к дос­та­точ­но уз­кой спе­циа­ли­за­ции сам­ца и сам­ки, чет­ко­му раз­де­ле­нию их ро­ле­вых функ­ций в со­циу­ме. Сам­ка ока­за­лась ори­ен­ти­ро­ван­ной на вы­карм­ли­ва­ние и со­хра­не­ние по­том­ст­ва. Са­мец – на их обес­пе­че­ние и ох­ра­ну.

Мощ­ный го­лов­ной мозг дал на­шим пред­кам ог­ром­ное пре­иму­ще­ст­во по срав­не­нию с дру­ги­ми жи­вот­ны­ми. И лю­ди, нау­чив­шись в кон­це кон­цов из­го­тав­ли­вать ору­жие и поль­зо­вать­ся ог­нем, ста­ли бла­го­по­луч­но раз­мно­жать­ся, ос­ваи­вая все но­вые и но­вые тер­ри­то­рии. Био­ло­ги­че­ская эво­лю­ция че­ло­ве­ка по­шла очень бы­ст­ро (как и по­че­му – по­ка­жем поз­же). На­столь­ко бы­ст­ро, что ин­стинк­тив­ные про­грам­мы, тре­бую­щие для сво­его из­ме­не­ния зна­чи­тель­но­го эво­лю­ци­он­но­го пе­рио­да, не ус­пе­ва­ли ме­нять­ся пол­но­стью. По­это­му у со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка встре­ча­ют­ся и чис­то жи­вот­ные ин­стинк­ты, ха­рак­тер­ные для раз­лич­ных ви­дов стай­ных жи­вот­ных, и спе­ци­фи­че­ские че­ло­ве­че­ские ин­стинк­ты. Да вот, по­ка­жем это хо­тя бы на при­ме­ре та­кой про­стей­шей, и в то же вре­мя ос­нов­ной для лю­бо­го жи­во­го ор­га­низ­ма ве­щи, как при­ем пи­щи. Мы при­гла­ша­ем де­ло­во­го парт­не­ра на обед в рес­то­ран, что­бы об­су­дить в не­фор­маль­ной об­ста­нов­ке важ­ный во­прос. Ко­гда к нам при­хо­дят дру­зья или лю­би­мый(ая), мы обя­за­тель­но их уго­ща­ем. К че­му бы это? По­че­му имен­но уго­ща­ем пи­щей, а не уса­жи­ва­ем, к при­ме­ру, на уни­таз? Не за­ду­мы­ва­лись? А все про­сто. Жи­вет в нас дре­му­чий жи­вот­ный ин­стинкт, ко­то­рый дик­ту­ет нам пра­ви­ло бы­тия: де­лить­ся пи­щей мож­но толь­ко со свои­ми. Дос­туп к до­бы­че в жи­вот­ном ми­ре име­ют толь­ко чле­ны сво­ей стаи. Ос­таль­ные – от­го­ня­ют­ся. Ибо пи­ща – ос­но­ва вы­жи­ва­ния. По­это­му, что­бы ус­та­но­вить до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния, мы и уст­раи­ва­ем со­вме­ст­ную тра­пе­зу. Ис­поль­зу­ем жи­ву­щий в нас ин­стинкт. То же са­мое - с ал­ко­го­лем. Или с труб­кой ми­ра ин­дей­цев. Жес­то­кий за­кон джунг­лей, за­пи­сан­ный глу­бо­ко в на­шем моз­гу, гла­сит: «Рас­сла­бить­ся мож­но толь­ко сре­ди сво­их». Ибо ес­ли рас­сла­бишь­ся сре­ди чу­жих – ра­зо­рвут. Это - то­же жи­вот­ный ин­стинкт. Зна­ко­мые всем фра­зы: «пой­дем, по­ку­рим» или «да он свой в дос­ку, мы же пи­ли с ним вме­сте» име­ют смысл под­чер­ки­ва­ния до­ве­ри­тель­но­сти от­но­ше­ний ме­то­дом со­вме­ст­но­го рас­слаб­ле­ния. То же са­мое – с ог­нем. Но это уже не жи­вот­ный, а спе­ци­фи­че­ский че­ло­ве­че­ский, бо­лее мо­ло­дой ин­стинкт – общ­ность ог­ня. Во­круг ог­ня в пе­ще­ре со­би­ра­лось пле­мя. Толь­ко свои. По­это­му, встре­ча­ясь с близ­ки­ми людь­ми, мы обя­за­тель­но что-ни­будь за­жи­га­ем. Све­чи, ка­мин, кос­тер, ман­гал, бар­бе­кюш­ни­цу. Дол­жен быть от­кры­тый огонь, ко­то­рый про­из­во­дит на нас «ма­ги­че­ское» дей­ст­вие, сбли­жая, за­во­ра­жи­вая, соз­да­вая ощу­ще­ние по­коя и безо­пас­но­сти. А ино­гда мы объ­е­ди­ня­ем все это в од­ну ку­чу и уст­раи­ва­ем с друзь­я­ми шаш­лы­ки (бар­бе­кю), где есть и еда, и ал­ко­голь, и огонь. То­гда па­рал­лель­но, уси­ли­вая друг дру­га, ра­бо­та­ют и че­ло­ве­че­ские, и бо­лее древ­ние жи­вот­ные ин­стинк­ты. И ино­гда та­кое со­вме­ст­ное рас­слаб­ле­ние че­ло­ве­че­ских осо­бей вы­ли­ва­ет­ся да­же в ди­кие пля­ски в ле­су во­круг ко­ст­ра, ес­ли ал­ко­го­ля дос­та­точ­но, что­бы соз­на­ние от­клю­чи­лось окон­ча­тель­но и ра­бо­та­ли толь­ко ин­стинк­ты. Точь-в-точь, как де­сят­ки ты­сяч лет на­зад. Кста­ти го­во­ря, ра­зум во­об­ще ча­ще все­го за­ни­ма­ет­ся лишь об­слу­жи­ва­ни­ем ин­стинк­та. На­при­мер, в слу­чае опас­но­сти ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния с по­мо­щью эмо­ции (стра­ха) дик­ту­ет че­ло­ве­ку, что нуж­но спа­сать­ся. А ра­зум все­го лишь об­слу­жи­ва­ет это при­ня­тое ин­стинк­тив­ное ре­ше­ние, со­об­ра­жая как имен­но спа­сать­ся и ку­да имен­но пря­тать­ся.

И точ­но так же, имен­но ра­бо­той ин­стинк­тов оп­ре­де­ля­ют­ся от­но­ше­ния ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной. На­при­мер, пер­во­быт­ный ин­стинкт раз­мно­же­ния мо­ло­дой и не­опыт­ной еще де­вуш­ки (мо­ло­дой по­ло­воз­ре­лой сам­ки че­ло­ве­ка ра­зум­но­го) оп­ре­де­лил, что дан­ный «кру­той» (то есть де­мон­ст­ри­рую­щий вы­со­кий пер­во­быт­ный ранг) юно­ша (мо­ло­дой по­ло­воз­ре­лый че­ло­ве­че­ский са­мец) жиз­не­спо­со­бен (по по­ня­ти­ям ка­мен­но­го ве­ка). Сле­до­ва­тель­но, его ге­ны долж­ны быть обя­за­тель­но пе­ре­да­ны по­том­ст­ву. То­гда ин­стинкт вклю­ча­ет у де­вуш­ки эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние, ши­ро­ко из­вест­ное в на­ро­де под на­зва­ни­ем «лю­бовь», ко­то­рая долж­на за­ста­вить дан­ную сам­ку при­нес­ти по­том­ст­во имен­но от это­го сам­ца. Рас­су­док, ра­зу­ме­ет­ся, тут же от­клю­ча­ет­ся, что­бы не ме­шал­ся. Ли­бо пе­ре­клю­ча­ет­ся на об­слу­жи­ва­ние ин­стинк­та, обос­но­вы­вая уже при­ня­тое ин­стинк­том ре­ше­ние: «я бу­ду с ним по­то­му, что он хо­ро­ший па­цан, у не­го класс­ный мо­то­цикл, и он по­том бро­сит пить, во­ро­вать и буя­нить». А го­лос ра­зу­ма ок­ру­жаю­щих: «да оч­нись ты, он же пол­ный при­ду­рок и не­удач­ник, тюрь­ма по нем пла­чет, ос­та­нешь­ся од­на с труд­ным ре­бен­ком на ру­ках без средств су­ще­ст­во­ва­ния», как и лю­бые дру­гие фак­то­ры, ме­шаю­щие реа­ли­за­ции ин­стинк­тив­ной про­грам­мы, пол­но­стью иг­но­ри­ру­ет­ся ли­бо аг­рес­сив­но по­дав­ля­ют­ся. «Лю­бовь мо­жет свер­нуть го­ры», так ка­жет­ся нам в этом со­стоя­нии, хо­тя по фак­ту ча­ще ока­зы­ва­ет­ся, что мо­жем мы толь­ко на­ло­мать дров. Зна­ко­мая си­туа­ция, не прав­да ли?

По боль­шо­му сче­ту, че­ло­век, управ­ляе­мый древ­ни­ми ин­стинк­та­ми, по­до­бен ста­ро­му глюч­но­му ком­пь­ю­те­ру, в ко­то­ром па­рал­лель­но ра­бо­та­ют как убо­гие древ­ние про­грам­мы, так и кон­флик­тую­щие с ни­ми бо­лее со­вре­мен­ные. Рас­су­док так­же пы­та­ет­ся то пре­пят­ст­во­вать ра­бо­те вро­ж­ден­ных про­грамм, то об­слу­жи­ва­ет их. Все это да­ет по­сто­ян­ные сбои, за­ви­са­ния и тре­бу­ет по­сто­ян­ной на­лад­ки и кор­рек­ти­ров­ки. «Лю­бовь зла, по­лю­бишь и коз­ла», - гла­сит на­род­ная муд­рость. Соб­ст­вен­но, этой те­ме и по­свя­ще­на на­ша кни­га. Объ­яс­не­нию взаи­мо­от­но­ше­ний по­лов в кон­тек­сте ра­бо­ты древ­них ин­стинк­тов. Вы уви­ди­те, как те ве­щи, над ко­то­ры­ми мы всю жизнь ло­ма­ли го­ло­ву, ста­нут про­сты и по­нят­ны. Влия­ние очень древ­них жи­вот­ных ин­стинк­тов уров­ня пер­во­быт­но­го ста­да на от­но­ше­ния ме­ж­ду по­ла­ми в про­цес­се вы­бо­ра парт­не­ра очень под­роб­но и об­стоя­тель­но опи­са­но это­ло­гом А. Про­то­по­по­вым. По­это­му мы здесь лишь крат­ко из­ло­жим со­дер­жа­ние его ис­сле­до­ва­ния, а ос­нов­ной ак­цент сде­ла­ем на ро­ли бо­лее мо­ло­дых спе­ци­фи­че­ских че­ло­ве­че­ских ин­стинк­тов и куль­тур­ных тра­ди­ций. Осо­бен­но нас бу­дут ин­те­ре­со­вать ин­стинк­ты, управ­ляю­щие по­ве­де­ни­ем муж­чи­ны и жен­щи­ны в па­ре. А пар­ное со­су­ще­ст­во­ва­ние по­лов у че­ло­ве­ка су­ще­ст­ву­ет уже дос­та­точ­но дав­но для то­го, что­бы за­кре­пить­ся, хоть и не силь­но, в ин­стинк­тив­ных по­ве­ден­че­ских про­грам­мах. И ра­зу­ме­ет­ся, за­кре­пи­лось. На­при­мер, внут­ри лю­бой пре­дос­тав­лен­ной са­мой се­бе груп­пы, со­стоя­щей из муж­чин и жен­щин, спус­тя не­ко­то­рое вре­мя обя­за­тель­но об­ра­зу­ет­ся дос­та­точ­но боль­шое ко­ли­че­ст­во ста­биль­ных пар. Это – ин­стинк­тив­ное по­ве­де­ние. При этом па­рал­лель­но ра­бо­та­ют и опи­сан­ные Про­то­по­по­вым жи­вот­ные стад­ные ин­стинк­ты. На­при­мер, не­смот­ря на су­ще­ст­во­ва­ние ус­той­чи­вой па­ры, лю­ди мо­гут иметь мно­же­ст­во сек­су­аль­ных парт­не­ров на сто­ро­не.

Ин­стинк­ты су­ще­ст­ву­ют в на­ших с ва­ми го­ло­вах не по от­дель­но­сти, они свя­за­ны и по­сто­ян­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют друг с дру­гом. То есть об­ра­зу­ют еди­ную про­грам­му ин­стинк­тив­но­го по­ве­де­ния. По­доб­ным об­ра­зом из­вест­ная всем опе­ра­ци­он­ная сис­те­ма Windows, ус­та­нов­лен­ная на ва­шем пер­со­наль­ном ком­пь­ю­те­ре, со­сто­ит из мно­же­ст­ва про­грамм, взаи­мо­дей­ст­вую­щих и друг с дру­гом, и с сис­те­ма­ми са­мо­го ком­пь­ю­те­ра. Од­на­ко уче­ные для удоб­ст­ва изу­че­ния ус­лов­но де­лят эту еди­ную ин­стинк­тив­ную про­грам­му, управ­ляю­щую че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем, на от­дель­ные бло­ки. На­при­мер, ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния на­зы­ва­ет­ся блок по­ве­ден­че­ских про­грамм, ко­то­рые от­ве­ча­ют за безо­пас­ность че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва. По­ло­вым ин­стинк­том или ин­стинк­том раз­мно­же­ния на­зы­ва­ет­ся блок по­ве­ден­че­ских про­грамм, ко­то­рые от­ве­ча­ют за про­цесс раз­мно­же­ния. Ие­рар­хи­че­ским ин­стинк­том – за со­пер­ни­че­ст­во осо­бей внут­ри груп­пы и управ­ле­ние. И так да­лее. Но, по­вто­рим­ся, де­ле­ние это ус­лов­но.

Ин­стинк­ты управ­ля­ют по­ве­де­ни­ем че­ло­ве­ка, воз­дей­ст­вуя на не­го с по­мо­щью спе­ци­фи­че­ских со­стоя­ний – эмо­ций и же­ла­ний. Ес­ли у вас воз­ник­ло ка­кое-ли­бо же­ла­ние или эмо­ция, то не со­мне­вай­тесь – это ва­ми управ­ля­ет ин­стинк­тив­ная про­грам­ма, дос­тав­шая­ся вам от ва­ших да­ле­ких пра­щу­ров. На­при­мер, ес­ли вы за­хо­те­ли за­нять­ся сек­сом с жен­щи­ной, то будь­те уве­ре­ны, что ва­ми управ­ля­ет по­ло­вой ин­стинкт. А ес­ли вы чув­ст­вуе­те злость на сво­его на­чаль­ни­ка, то это, не­со­мнен­но, ра­бо­та ва­ше­го ие­рар­хи­че­ско­го ин­стинк­та.

Од­ни и те же ин­стинк­тив­ные про­грам­мы у раз­ных лю­дей дей­ст­ву­ют с раз­лич­ной ин­тен­сив­но­стью. На­при­мер, в си­туа­ции, ко­гда жен­щи­на при­ка­зы­ва­ет сво­ему му­жу пре­кра­тить по­ло­вой акт, у раз­ных муж­чин мо­жет быть раз­лич­ная ре­ак­ция. У од­но­го муж­чи­ны по­ло­вой ин­стинкт ока­жет­ся силь­нее ин­стинк­та са­мо­со­хра­не­ния, муж­чи­на не смо­жет ос­та­но­вить­ся и бу­дет по­са­жен в тюрь­му за «суп­ру­же­ское из­на­си­ло­ва­ние». У дру­го­го же муж­чи­ны ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния мо­жет ока­зать­ся на­столь­ко силь­нее по­ло­во­го ин­стинк­та, что пол­но­стью от­клю­чит ме­ха­низм эрек­ции, и муж­чи­на с пе­ре­пу­гу ста­нет им­по­тен­том.

На­ли­чие взаи­мо­дей­ст­вую­щих друг с дру­гом и по­ро­ж­даю­щих гам­му эмо­ций ин­стинк­тов раз­но­го уров­ня и раз­ных групп, а так­же ра­зу­ма и куль­тур­ных тра­ди­ций силь­но раз­но­об­ра­зит, то есть вно­сит до­пол­ни­тель­ную пу­та­ни­цу в на­ше по­ве­де­ние, де­лая его на пер­вый взгляд та­ким про­ти­во­ре­чи­вым и труд­но ана­ли­зи­руе­мым. Но это толь­ко на пер­вый взгляд. Ес­ли знать эво­лю­ци­он­ную ис­то­рию на­ше­го ви­да, то ра­зо­брать­ся про­ще про­сто­го. На­при­мер, мы зна­ем, что на раз­ных эта­пах эво­лю­ции че­ло­век был не­воо­ру­жен­ным, сла­бо воо­ру­жен­ным и силь­но воо­ру­жен­ным ви­дом. Ка­ж­дый этап за­кре­пил­ся в ви­де ин­стинк­тив­ной по­ве­ден­че­ской про­грам­мы, управ­ляю­щей че­ло­ве­ком с по­мо­щью эмо­ций. И ко­гда че­ло­век по­па­да­ет в ус­ло­вия, иден­тич­ные тем, в ко­то­рых фор­ми­ро­ва­лась по­ве­ден­че­ская про­грам­ма, она тут же вклю­ча­ет­ся. Ко­гда я иду без ору­жия по ди­ко­му ле­су, в ко­то­ром во­дят­ся хищ­ни­ки, я чув­ст­вую опас­ность, страх, ощу­щаю се­бя бес­по­мощ­ным объ­ек­том охо­ты, по­тен­ци­аль­ной жерт­вой. Ста­ра­юсь не шу­меть, дер­жать ухо вос­тро и из­бе­гать опас­ных мест. Ес­ли на гла­за по­па­да­ет­ся хо­ро­шая пал­ка, то ин­стинк­тив­но бе­ру ее с со­бой. С ней я чув­ст­вую се­бя уве­рен­ней. Ес­ли у ме­ня есть пал­ка или охот­ни­чий нож, то я ощу­щаю се­бя в безо­пас­но­сти и чув­ст­вую го­тов­ность от­ра­зить на­па­де­ние. Ста­ра­юсь шу­меть, что­бы из­да­ле­ка от­пуг­нуть хищ­ни­ка, по­ка­зать, что я не до­бы­ча. Ес­ли у ме­ня есть ру­жье, то я уже ощу­щаю се­бя опас­ным хищ­ни­ком. Моя по­ход­ка ав­то­ма­ти­че­ски ста­но­вит­ся кра­ду­щей­ся, ор­га­ны чувств ска­ни­ру­ют про­стран­ст­во в по­ис­ках жерт­вы. Осо­бен­но ост­ро я по­чув­ст­во­вал эту пе­ре­ме­ну со­стоя­ния, ко­гда пер­вый раз про­гу­лял­ся с ружь­ем по тай­ге. В трех опи­сан­ных си­туа­ци­ях ра­бо­та­ют три ин­стинк­тив­ные про­грам­мы раз­но­го уров­ня, имею­щие­ся в че­ло­ве­че­ской «про­шив­ке».

Итак, про­дол­жим рас­пу­ты­вать этот ин­те­рес­ней­ший клу­бок. Тя­нем даль­ше за уже ух­ва­чен­ную на­ми ни­точ­ку – био­ло­ги­че­скую эво­лю­цию на­ше­го ви­да. Рас­смот­рим в све­те ра­бо­ты древ­них ин­стинк­тов сис­те­му от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми. Био­ло­ги­че­ской еди­ни­цей (еди­ни­цей спо­соб­ной к са­мо­стоя­тель­ной жиз­ни и раз­мно­же­нию) на про­тя­же­нии все­го эво­лю­ци­он­но­го пе­рио­да яв­ля­лось со­об­ще­ст­во осо­бей, вклю­чаю­щее муж­чин и жен­щин, в за­ви­си­мо­сти от ста­дии раз­ви­тия, раз­ме­ра и ие­рар­хи­че­ской струк­ту­ры на­зы­ваю­щее­ся ста­дом, пле­ме­нем, кла­ном или семь­ей.

1.2 Пер­во­быт­ное ста­до. Струк­ту­ра ие­рар­хии и на­бор стад­ных ин­стинк­тов. Струк­ту­ра меж­по­ло­вых от­но­ше­ний.

Жен­щи­ны го­во­рят о люб­ви и мол­чат о лю­бов­ни­ках. Муж­чи­ны – на­обо­рот.

Ма­ри­на Цве­тае­ва

По­ка на­ши пред­ки бы­ли еще от­но­си­тель­но низ­ко­раз­ви­ты, не об­ла­да­ли эф­фек­тив­ны­ми ору­дия­ми тру­да, ору­жи­ем, прие­ма­ми охо­ты, не зна­ли зем­ле­де­лия и ско­то­вод­ст­ва, уро­вень сы­то­сти и безо­пас­но­сти их су­ще­ст­во­ва­ния ни­чем не от­ли­чал­ся от жи­вот­но­го. Они точ­но так же гиб­ли в зу­бах хищ­ни­ков, за­ви­се­ли от ко­ле­ба­ний чис­лен­но­сти ди­чи и уро­жая ди­ких съе­доб­ных пло­дов и ко­рень­ев. Ба­лан­си­ро­ва­ли на гра­ни жиз­ни и смер­ти, уча­ст­вуя в ве­ли­ком при­род­ном кон­вей­е­ре борь­бы за вы­жи­ва­ние на­рав­не с дру­ги­ми ви­да­ми жи­вот­ных. То­гда че­ло­ве­че­ское со­об­ще­ст­во поч­ти ни­чем не от­ли­ча­лось от стаи обезь­ян. Во гла­ве ста­да – во­жак, са­мый силь­ный и аг­рес­сив­ный са­мец. Он до­ми­ни­ро­вал над все­ми ос­таль­ны­ми чле­на­ми ста­да. Ос­таль­ные сам­цы вы­страи­ва­лись по сво­ему по­ло­же­нию в ви­де пи­ра­ми­даль­ной ие­рар­хи­че­ской струк­ту­ры. Фор­ми­ро­ва­лась эта струк­ту­ра в по­сто­ян­ных жес­то­ких стыч­ках, кон­флик­тах сам­цов ме­ж­ду со­бой. Од­на­ко вви­ду от­сут­ст­вия эф­фек­тив­но­го ес­те­ст­вен­но­го ору­жия (клы­ки, ро­га, ко­пы­та) эти кон­флик­ты ред­ко при­во­ди­ли к ги­бе­ли кон­флик­тую­щих. По этой же при­чи­не был не­воз­мо­жен уход из ста­да от­дель­но­го че­ло­ве­ка, па­ры или да­же не­боль­шой груп­пы. В ок­ру­же­нии ди­кой при­ро­ды от­дель­ный прак­ти­че­ски без­о­руж­ный че­ло­век, не об­ла­даю­щий ни ско­ро­стью, ни клы­ка­ми, ни ро­га­ми, ста­но­вил­ся лег­кой до­бы­чей хищ­ни­ков. А так как ес­те­ст­вен­ная убыль чис­лен­но­сти ста­да бы­ла при­мер­но рав­на при­рос­ту, то и ко­ли­че­ст­во та­ких стад в при­ро­де не осо­бен­но рос­ло. И, ра­зу­ме­ет­ся, об­раз су­ще­ст­во­ва­ния лю­дей, ана­ло­гич­ный су­ще­ст­во­ва­нию жи­вот­но­го ста­да, при­вел к то­му, что вро­ж­ден­ные ин­стинк­тив­ные про­грам­мы в че­ло­ве­че­ском моз­гу (на тех­ни­че­ском слен­ге – «про­шив­ка») прак­ти­че­ски не от­ли­ча­лись от ин­стинк­тив­ных по­ве­ден­че­ских про­грамм ос­таль­ных ви­дов стай­ных жи­вот­ных. Ра­зу­ме­ет­ся, эта «про­шив­ка» ни­ку­да не де­лась и се­го­дня. И по­пав в та­кие же ус­ло­вия, ка­кие су­ще­ст­во­ва­ли в древ­ние вре­ме­на, а имен­но груп­па не отя­го­щен­ных вос­пи­та­ни­ем лю­дей в ус­ло­ви­ях де­фи­ци­та благ и не­воз­мож­но­сти вый­ти из груп­пы, че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во на­чи­на­ет жить в пол­ном со­от­вет­ст­вии с этой ин­стинк­тив­ной про­грам­мой. Об­ра­зу­ет­ся жи­вот­ное ста­до во гла­ве с са­мым аг­рес­сив­ным хит­рым и на­глым сам­цом и же­ст­ки­ми кон­фликт­ны­ми от­но­ше­ния­ми внут­ри пи­ра­ми­даль­ной ие­рар­хии. При­ме­ры та­ких со­об­ществ – дет­ские до­ма, мес­та ли­ше­ния сво­бо­ды и при­зыв­ная ар­мия («де­дов­щи­на»).

По­ло­же­ние же сам­ки в та­ком ста­де в си­лу вы­ше­опи­сан­ной ви­до­вой че­ло­ве­че­ской спе­ци­фи­ки бы­ло уже не пол­но­стью та­ким же, как в стае жи­вот­ных. Об­щим бы­ло то, что сам­ки пред­по­чи­та­ли со­во­ку­п­лять­ся с са­мы­ми силь­ны­ми и аг­рес­сив­ны­ми сам­ца­ми. Имен­но эти сам­цы яв­ля­лись в ок­ру­же­нии ди­кой при­ро­ды са­мы­ми жиз­не­спо­соб­ны­ми, пле­мен­ны­ми. От них же ро­ж­да­лась боль­шая часть по­том­ст­ва. Ес­те­ст­вен­ный от­бор – за­кон при­ро­ды, ни­ку­да от не­го не де­нешь­ся. Од­на­ко по­вто­рим­ся, сам­ка бы­ла го­раз­до ме­нее жиз­не­спо­соб­на и не в со­стоя­нии са­мо­стоя­тель­но про­кор­мить по­том­ст­во. А хит­рый силь­ный кон­фликт­ный са­мец был го­раз­до бо­лее оза­бо­чен удер­жа­ни­ем сво­его при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го мес­та в стад­ной ие­рар­хии, чем за­бо­той о сам­ках и по­том­ст­ве. Да и са­мок у не­го слиш­ком мно­го. И по­том­ст­ва – боль­шин­ст­во де­те­ны­шей ста­да. По­это­му воз­ник­ла сис­те­ма по­ощ­ре­ния сам­цов сек­сом, при ко­то­рой са­мец ран­гом по­ни­же во­жа­ка, сред­не­ран­го­вый са­мец, мог так­же за­слу­жить бла­го­склон­ность сам­ки, по­де­лив­шись с ней до­бы­чей. До­быч­ли­вость в этом слу­чае яв­ля­лась кри­те­ри­ем жиз­не­спо­соб­но­сти. То есть су­ще­ст­во­вал свое­об­раз­ный ры­нок пре­дос­тав­ляе­мых сам­ка­ми сек­су­аль­ных ус­луг. Стои­мость сек­са для сам­ца за­ви­се­ла как от раз­ме­ра оп­ла­ты, так и от его по­ло­же­ния в ие­рар­хии. Во­жак спа­ри­вал­ся с сам­ка­ми бес­плат­но. А низ­ко­ран­го­вый да­же за пла­ту, в тех ред­ких слу­ча­ях, ес­ли бы­ло чем за­пла­тить, не имел шан­са на спа­ри­ва­ние во­все. (За­ме­тим кста­ти, что кор­ни со­вре­мен­ной про­сти­ту­ции не столь­ко со­ци­аль­ные, сколь­ко био­ло­ги­че­ские, ин­стинк­тив­ные. По­это­му и все по­пыт­ки борь­бы с нею ни­ко­гда не при­во­ди­ли к пол­но­му ее ис­ко­ре­не­нию.)

Вме­сте с тем и во­жак, и дру­гой, сле­дую­щий за ним по ран­гу силь­ный хит­рый кон­фликт­ный са­мец и сам бо­лее до­быч­лив, и мо­жет вдо­ба­вок еще и ото­брать до­бы­чу у сла­бо­го. Сле­до­ва­тель­но, для сам­ки имен­но он яв­ля­ет­ся наи­луч­шим ис­точ­ни­ком ре­сур­сов. Он так­же мо­жет ото­гнать от сам­ки сла­бо­го низ­ко­ран­го­во­го сам­ца, со­во­ку­п­лять­ся с ко­то­рым сам­ка не хо­чет. По­это­му сам­ка ста­ра­лась до­бить­ся экс­клю­зив­но­го корм­ле­ния и за­щи­ты имен­но этим, осо­бо цен­ным сам­цом, ото­гнать от не­го со­пер­ниц, при­вя­зать его к се­бе силь­нее и сек­сом, и ри­ту­аль­ным корм­ле­ни­ем ка­ки­ми-ни­будь осо­бен­но вкус­ны­ми пло­да­ми, до­бы­ты­ми ею в про­цес­се со­би­ра­тель­ст­ва, и про­чи­ми дос­туп­ны­ми ей ме­то­да­ми. И сам­ка, что­бы спра­вить­ся с этой за­да­чей, бу­ду­чи сла­бой, ста­ла хит­рее са­мо­го хит­ро­го сам­ца. Всем нам, к при­ме­ру, зна­ко­мы эро­ти­че­ские жен­ские фиш­ки, ко­гда жен­щи­на пе­ре­да­ет в ви­де по­це­луя изо рта в рот муж­чи­не ка­кую-ни­будь вкус­ную яго­ду. Это – древ­ний жи­вот­ный ри­ту­ал, при­су­щий мно­гим при­ма­там. Так за­ро­ди­лась пар­ная струк­ту­ра че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. Од­на­ко, в ус­ло­ви­ях ста­да па­ра обыч­но су­ще­ст­во­ва­ла лишь до тех пор, по­ка де­те­ны­ши не по­лу­ча­ли не­ко­то­рую са­мо­стоя­тель­ность. От­го­ло­ски тех да­ле­ких вре­мен мы мо­жем на­блю­дать и в на­ши дни. На­при­мер, ес­ли по­смот­реть на ста­ти­сти­ку, то вид­но, что пик раз­во­дов при­хо­дит­ся на 4 го­да по­сле свадь­бы. Трех­лет­ний ре­бе­нок уже мо­жет са­мо­стоя­тель­но пе­ре­дви­гать­ся и при­ни­мать пи­щу.

Ста­ри­ков в ста­де не бы­ло. Как толь­ко особь на­чи­на­ла сла­беть, она ска­ты­ва­лась на дно ие­рар­хии и съе­да­лась хищ­ни­ка­ми. Ста­рею­щие осо­би и низ­ко­ран­го­вые сам­цы слу­жи­ли бу­фе­ром ме­ж­ду аг­рес­сив­ной внеш­ней сре­дой и ре­про­дук­тив­ной ча­стью ста­да.

Рис.4. Ие­рар­хи­че­ская струк­ту­ра пер­во­быт­но­го ста­да вме­сте с по­ло­вы­ми под­струк­ту­ра­ми. Стрел­ка­ми по­ка­за­ны от­но­ше­ния вла­сти и влия­ния.

1.3 Ра­бо­та ос­нов­ных про­грамм. Са­мо­со­хра­не­ния. По­ло­вой и ие­рар­хи­че­ский блок. Ин­стинкт во­жа­ка. Ин­стинкт тер­ри­то­рии. Вро­ж­ден­ная мо­раль и ин­стинкт «убий». Ин­стинкт «ук­ра­ди».

Все, что де­ла­ет жен­щи­на, де­ла­ет, дви­жи­мая стра­стью.

Ови­дий

Раз­бе­рем ос­нов­ные груп­пы че­ло­ве­че­ских ин­стинк­тов стад­но­го жи­вот­но­го уров­ня.

1. Ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния.

Слу­жит для со­хра­не­ния осо­би в слу­чае опас­но­сти. Управ­ля­ет че­ло­ве­ком с по­мо­щью эмо­ции страх. Под дей­ст­ви­ем стра­ха че­ло­век ухо­дит от опас­но­сти. Ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния мо­жет быть по­дав­лен ин­стинк­том за­щи­ты по­том­ст­ва, а у сам­ца – еще и ин­стинк­та­ми за­щи­ты сам­ки или груп­пы. В этом слу­чае особь под­вер­га­ет опас­но­сти се­бя, что­бы со­хра­нить ре­про­дук­тив­ное яд­ро груп­пы. Ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния по­дав­лен у низ­ко­ран­го­вых осо­бей, что­бы им лег­че бы­ло жерт­во­вать со­бой для спа­се­ния ре­про­дук­тив­но­го яд­ра. У осо­бей, об­ра­зую­щих ре­про­дук­тив­ное яд­ро, ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния на­про­тив, обо­ст­рен.

2.Пи­ще­вой ин­стинкт.

Это дос­та­точ­но об­шир­ная груп­па ин­стинк­тив­ных про­грамм, об­слу­жи­ваю­щих функ­цию до­бы­чи про­пи­та­ния и иных ре­сур­сов. Здесь и ин­стинкт охот­ни­ка, ко­то­рый мы ощу­ща­ем как азарт, и ин­стинкт раз­вед­ки, ко­то­рый мы ощу­ща­ем как лю­бо­пыт­ст­во. Кра­жа и гра­беж так­же яв­ля­ют­ся ин­стинк­тив­ны­ми дей­ст­вия­ми, ха­рак­тер­ны­ми для боль­шин­ст­ва ви­дов жи­вот­ных. В жи­вот­ном ми­ре отъ­ем до­бы­чи у дру­гой осо­би – это то­же до­бы­ча. Гра­беж и кра­жа бы­ли нор­мой и в че­ло­ве­че­ском ста­де так­же. На­зо­вем это для крат­ко­сти ин­стинк­том «ук­ра­ди», мы о нем еще не­од­но­крат­но упо­мя­нем.

3. Блок по­ло­во­го и ие­рар­хи­че­ско­го ин­стинк­та.

В ин­стинк­тив­ной про­шив­ке че­ло­ве­че­ской сам­ки сфор­ми­ро­ва­лись три ре­жи­ма взаи­мо­дей­ст­вия с раз­ны­ми сам­ца­ми. С во­жа­ком – бес­плат­ный экс­клю­зив­ный не­ог­ра­ни­чен­ный секс для про­дол­же­ния его элит­ной ге­не­ти­че­ской ли­нии. К не­му же сам­ки об­ра­ща­ют­ся за за­щи­той от не­оп­ла­чен­ных под­корм­кой сек­су­аль­ных по­ся­га­тельств дру­гих сам­цов. Со сред­не­ран­го­вы­ми сам­ца­ми – до­зи­ро­ван­ный секс за кор­меж­ку. Чем бо­лее до­быч­лив са­мец, тем боль­ше ве­ро­ят­ность, что его цен­ная ге­не­ти­че­ская ли­ния бу­дет про­дол­же­на. С низ­ко­ран­го­вы­ми сла­бы­ми сам­ца­ми – от­сут­ст­вие сек­са да­же за кор­меж­ку для ис­клю­че­ния про­дол­же­ния их ге­не­ти­че­ской ли­нии. Хит­рые сам­ки до­бы­чу у них вы­ма­ни­ва­ли, но к те­лу не под­пус­ка­ли, ди­на­ми­ли, под­ни­мая визг и при­зы­вая силь­ных сам­цов за­щи­тить их.

В ин­стинк­тив­ной про­шив­ке сам­ца сфор­ми­ро­ва­лись 3 ос­нов­ных про­грам­мы, вклю­чаю­щих­ся в за­ви­си­мо­сти от его по­ло­же­ния в ие­рар­хии. Ин­стинкт во­жа­ка – на­бор ин­стинк­тив­ных про­грамм, по­зво­ляю­щих во­жа­ку управ­лять ста­дом, кон­тро­ли­ро­вать си­туа­цию. Здесь и по­вы­шен­ная кон­фликт­ная ус­той­чи­вость, и вы­со­чай­шая уве­рен­ность в се­бе, и вла­ст­ные ин­то­на­ции, и спо­соб­ность ма­ни­пу­ли­ро­вать от­дель­ны­ми осо­бя­ми и груп­па­ми. В ин­стинкт во­жа­ка вклю­ча­ет­ся так­же и от­вет­ст­вен­ность. Во­жак бди­тель­но сле­дит за об­ста­нов­кой, под­ни­ма­ет тре­во­гу в слу­чае опас­но­сти и за­щи­ща­ет свое ста­до, воз­глав­ляя от­ряд сам­цов. Во­жак чув­ст­ву­ет ста­до как про­дол­же­ние сво­его ор­га­низ­ма. Вос­при­ни­ма­ет его как часть се­бя. Во­жа­ку при­сущ так­же ин­стинкт тер­ри­то­рии, из ко­то­ро­го поз­же раз­вил­ся че­ло­ве­че­ский ин­стинкт соб­ст­вен­но­сти. С сам­ка­ми во­жак име­ет не­ог­ра­ни­чен­ное чис­ло спа­ри­ва­ний и убе­ж­ден, что ина­че и быть не мо­жет. Дру­гих сам­цов он по воз­мож­но­сти от са­мок от­го­ня­ет.

Ин­стинкт сред­не­ран­го­во­го. Сред­не­ран­го­вые сам­цы ме­нее от­вет­ст­вен­ны, чем во­жак, они кон­тро­ли­ру­ют низ­ко­ран­го­вых, до­би­ва­ют­ся бла­го­склон­но­сти са­мок под­корм­кой, так как сто­ят ни­же их в ие­рар­хии ста­да, це­нят сек­су­аль­ные по­дач­ки и бо­ят­ся во­жа­ка. Ко­гда во­жак сла­бе­ет, са­мый силь­ный из сред­не­ран­го­вых за­ни­ма­ет его ме­сто, и у не­го вклю­ча­ет­ся ин­стинкт во­жа­ка.

Ин­стинкт низ­ко­ран­го­во­го. Низ­ко­ран­го­вый име­ет очень низ­кую са­мо­оцен­ку, бо­ит­ся сред­не­ран­го­вых, бо­го­тво­рит во­жа­ка, а о сам­ках толь­ко меч­та­ет. При по­пыт­ке со­во­ку­пить­ся с сам­кой от­го­ня­ет­ся сам­ка­ми и сред­не­ран­го­вы­ми сам­ца­ми. Жиз­нью не до­ро­жит. О се­бе не за­бо­тит­ся. Но уго­ж­да­ет дру­гим в на­де­ж­де на их бла­го­склон­ность. В от­сут­ст­вие прес­син­га за­ни­ма­ет по­зи­цию сред­не­ран­го­во­го, в свя­зи с чем у не­го вклю­ча­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щий на­бор ин­стинк­тов.

Ин­те­рес­но, что са­мец с вклю­чив­шим­ся ин­стинк­том во­жа­ка, прак­ти­че­ски не спо­со­бен сни­зить свой ранг в ие­рар­хии. Это не­об­ра­ти­мо. Он мо­жет быть убит, из­гнан, но не по­ни­жен. В оди­ноч­ном со­стоя­нии у не­го ра­бо­та­ет усе­чен­ная вер­сия ин­стинк­та во­жа­ка – ин­стинкт сам­ца оди­ноч­ки. Ре­жим «во­жак без ста­да». Ранг сред­не­ран­го­во­го мо­жет быть по­ни­жен до низ­ко­ран­го­во­го.

Та­ким об­ра­зом мож­но ус­лов­но счи­тать, что у био­ло­ги­че­ско­го ви­да Че­ло­век ра­зум­ный по су­ти есть 4 по­ла. Сам­ки и три по­ла сам­цов – вы­со­ко­ран­го­вые, сред­не­ран­го­вые и низ­ко­ран­го­вые. Ка­ко­го по­ла са­мец, оп­ре­де­ля­ет­ся той ин­стинк­тив­ной про­грам­мой, ко­то­рая в на­стоя­щее вре­мя ак­тив­на в его моз­гу. Этой про­грам­мой оп­ре­де­ля­ет­ся и его по­ве­де­ние, вклю­чая пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские эле­мен­ты, и по­ве­де­ние сам­ки в от­но­ше­нии дан­но­го сам­ца. По­след­ние три по­ла обыч­но на­зы­ва­ют­ся од­ним сло­вом - муж­чи­ны. От­сю­да тра­ди­ци­он­но про­ис­хо­дит очень мно­го пу­та­ни­цы, не по­зво­ляв­шей до сих пор пра­виль­но опи­сы­вать и ин­тер­пре­ти­ро­вать со­вре­мен­ные меж­по­ло­вые от­но­ше­ния.

Под­черк­нем еще раз. В со­вре­мен­ном ми­ре низ­ко­ран­го­вый или вы­со­ко­ран­го­вый - это не по­ло­же­ние в ре­аль­ной со­вре­мен­ной об­ще­ст­вен­ной ие­рар­хии, а на­бор ак­тив­ных ин­стинк­тов. Мож­но за­ни­мать долж­ность ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра, но при этом об­ла­дать на­бо­ром ин­стинк­тов (са­мо­ощу­ще­ни­ем) низ­ко­ран­го­во­го. Хо­тя, обыч­но по­ло­же­ние в ре­аль­ной ие­рар­хии и на­бор ин­стинк­тов все же со­от­вет­ст­ву­ют друг дру­гу.

4. В жи­вот­ном ми­ре ви­ды жи­вот­ных, имею­щие гроз­ное ору­жие (клы­ки, яд, и т.п.) име­ют ин­стинк­тив­ные про­грам­мы, ис­клю­чаю­щие при­ме­не­ние это­го ору­жия про­тив осо­бей сво­ей груп­пы или сво­его био­ло­ги­че­ско­го ви­да. Этот ин­стинкт но­сит на­зва­ние вро­ж­ден­ной мо­ра­ли. По­это­му, на­при­мер, в ста­де сла­бо воо­ру­жен­ных шим­пан­зе внут­ри­груп­по­вое убий­ст­во встре­ча­ет­ся ча­ще, чем в прай­де силь­но воо­ру­жен­ных львов. Так вот, вро­ж­ден­ной мо­ра­ли в че­ло­ве­че­ской про­шив­ке уров­ня ста­да - не бы­ло. Наш вид не имел ни клы­ков, ни ядо­ви­тых ши­пов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: