Пиренейский полуостров в XI—XIII в

Реконкиста XI—XIII в. Период с середины XI до середины XIII в. был временем решающих успехов Реконкисты. Раздробленные мавританские владения явились сравнительно легкой добычей христианских государей. Так, в 1085 г, кастильцы заняли Толе­до — крупнейший город Центральной Испании, бывшую столицу вестготов. В начале XII в. арагонцы овладели Уэской и Сараго­сой, в 1147 г. при поддержке участников Второго крестового по­хода был взят Лиссабон, В руки христиан к концу XII в. попала большая часть территории полуострова. Тем не менее продвиже­ние их на юг было неизмеримо более медленным, чем арабское завоевание Испании в VIII в. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, среди христианских государств полуострова не было единства. Объединение Леона и Кастилии было непрочным. Не­сколько раз королевство подвергалось разделу между сыновьями умершего монарха. Окончательно объединение Кастилии и Лео­на произошло только в 1230 г. В 1137 г. Арагон и Каталония за­ключили унию, однако сохраняли автономию во внутреннем уп­равлении. В 1139 г. португальский граф Афонсу Энрикеш провоз­гласил себя королем, хотя Кастилия смирилась с отпадением этой области лишь после разгрома ее войск португальцами в 1385 г. Наварра, которая с XII в, не имела общей границы с маврами и перестала участвовать в Реконкисте, тем не менее была постоян­но вовлечена в междоусобные войны на полуострове. В качестве союзников в междоусобицах государства севера полуострова не­редко привлекали мусульманских правителей ал-Андалуса, что, конечно, также замедляло Реконкисту.

Другим фактором, сдерживавшим продвижение Кастилии и Арагона на юг, было военное вмешательство берберских государств Северной Африки. Андалусские эмиры неохотно прибегали к их помощи, опасались попасть от них в зависимость, однако в кри­тических ситуациях берберы наносили тяжелые удары христиан­ским государям. Так, их победы над кастильцами в 1086 г. при Салаке и в 1195 г. при Аларкосе на несколько десятилетий отсро­чили решающие успехи Реконкисты. С другой стороны, христи­анские королевства вели борьбу преимущественно своими сила­ми, помощь извне (Франция, крестоносцы, Генуя, Пиза) оказы­валась лишь эпизодически.

Важнейшим обстоятельством, определявшим темпы Реконкис­ты, была объективная возможность подчинения и колонизации захваченных земель. Далеко не всегда имелись средства для стро­ительства крепостей на южных границах, содержания гарнизонов в городах, где нередкими были восстания мусульманского насе­ления. При дефиците людских ресурсов приобретение земель, которые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захватам. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завое­вание отдельных мавританских государств, а превращение их пра­вителей в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Ара­гону огромные суммы.

В силу названных обстоятельств Реконкиста в XI—XIII вв. осу­ществлялась не постепенно и плавно, а как бы скачками. Ее глав­ные победы пришлись на первую половину XIII в. В начале века Кастилии удалось урегулировать свои отношения с соседями, в 1212 г. ее король Альфонсо VIII во главе союзного войска наголо­ву разбил берберов при Лас Навас де Толоса. После окончатель­ного объединения Леона и Кастилии Реконкиста сделала реши­тельный шаг вперед; В 30-50-е годы XIII в. кастильцы завоевали крупнейшие мавританские тайфы — Хаэн, Кордову, Севилью. Захватив город и область Мурсию на Средиземноморском побе­режье, Кастилия отрезала Арагону путь для Реконкисты на юг. Экспансия Арагона пошла в несколько ином направлении: он ут­верждается в Валенсии, на Балеарских островах, на Сицилии, Сардинии и в Южной Италии, Арагонские короли имели также владения в Южной Франции. Португалия завоевала область Альгарви, завершив свое участие в Реконкисте.

Таким образом, во второй половине XIII в. в руках мавров на Пиренейском полуострове осталась лишь Гранада с прилегающей к ней территорией. Она уже не представляла серьезной опаснос­ти для христианских государств. Реконкиста приостановилась до конца XV в.

Экономическое развитие полуострова. Города. В рассматривае­мый период в странах Пиренейского полуострова наблюдался прогресс во всех сферах производства. В сельском хозяйстве воз­росла роль земледелия. Функционировали созданные маврами ирригационные системы, получили широкое распространение виноградарство, выращивание олив, шелковицы. Преобладающей системой выращивания злаковых оставалось двуполье. С завоева­нием обширных плоскогорий Центральной Испании (Новая Кас­тилия и Арагонская Месета) открылись широкие возможности для перегонного скотоводства. В связи с развитием как в Испании, так и в других странах Западной Европы сукноделия особенно выгодным занятием становится овцеводство.

С XIII в. испанская шерсть вывозится во Фландрию, Италию, Францию, Англию. Овцеводством занимались не только крестья­не. Крупные стада скота имели светские феодалы, церковь, горо­да. Для нормирования пользования пастбищами, перегона стад, защиты своих интересов в XII—XIII вв. образуются союзы собст­венников скота — места. В Кастилии в 1273 г. месты были объединены в общегосударственный «Почетный совет Месты». Спе­циализация сельскохозяйственного производства в различных рай­онах полуострова создала условия для роста внутренней торговли. Северные и центральные районы (Астурия, Галисия, Каталония, Арагон, Старая и Новая Кастилия) поставляли скот, кожи, рыбу, соль, сельскохозяйственный инвентарь, южные — зерно, масло, вино и т.п. На внешний рынок кроме шерсти вывозились кожи и вина. Особенно активны были каталонские купцы, а кастильский экспорт осуществлялся главным образом иностранными торговцами.

Как и везде в Западной Европе, XI—XIII века в Испании и Пор­тугалии были временем становления и развития городов как цент­ров ремесла и торговли. На Пиренейском полуострове этот про­цесс имел существенные особенности, связанные с Реконкистой. Многие города достигли особого развития в мусульманскую эпо­ху. Включение их в состав христианских государств часто было связано с разрывом традиционных производственных и торговых отношений с мусульманским миром, с эмиграцией ремесленни­ков и торговцев на юг, увеличением доли аграрного (особенно скотоводческого) сектора в городской экономике. Тем не менее такие города, как Толедо, Сарагоса, Валенсия, Севилья, и при христианах оставались важными центрами ремесла и торговли, их продукция (металлоизделия, оружие и упряжь, кожи, ткани) были широко известны на европейских рынках.

Значительно более скромными были города, появившиеся в ходе Реконкисты. Как правило, они возникали на базе администра­тивных центров и особенно крепостей, строившихся в зоне воен­ных действий. Короли и графы, основывавшие их, были заинте­ресованы в привлечении поселенцев, которые могли бы соста­вить постоянный гарнизон. Для этого еще с IX в. издавались специальные «поселенные грамоты», фиксировавшие различные льготы для переселенцев. Экономика этих поселений оставалась аграрной, но уже в X в. здесь появляются рынки, а на рубеже X—XI вв. — ремесленные мастерские ткачей, бондарей, колесни­ков, кузнецов и т.д. Возникают некоторые элементы самоуправ­ления, специфические правовые обычаи, которые записываются в особые документы — фуэро. Фуэро города Леона 1020 г. еще предписывает возвращать сеньорам переселившихся в него зави­симых крестьян, но более поздние памятники, как правило, про­возглашают свободу горожан независимо от того, как долго они там проживают. В XI—XII вв. население городов быстро увеличи­вается, растет их ремесленное и торговое значение. Однако зем­леделие и особенно скотоводство продолжают играть большую роль в их хозяйстве. Важными центрами овцеводства, например, были Сеговия, Куэнка, Теруэль, Порту. Они поставляли сырье для сук­ноделия. Изготовлялись также льняные и шелковые ткани, ме­таллоизделия, предметы повседневного обихода. Во всех более или менее значительных городах наряду с постоянно действующими или еженедельными рынками проводились ярмарки, доходы от которых пополняли королевскую казну.

Некоторой спецификой обладали города на северо-западе Леоно-Кастильского королевства. Большую роль в их становлении сыграла дорога, ведущая из Франции к Сантьяго-де-Компостела — одному из известнейших в Европе монастырей, куда еже­годно отправлялись сотни паломников. Это обстоятельство, а также близость столиц — Леона, Овьедо, Бургоса — привлекли сюда французских ремесленников. В XII—XIII вв. здесь шла острая борь­ба между ремесленниками и городскими сеньорами — аббатом монастыря в городе Саагуне и архиепископом в Сантьяго-де-Ком-постела. Для приморских городов Каталонии, в первую очередь Барселоны, характерно развитие там дальней торговли и наличие богатого купечества, что сближает их с некоторыми городами Италии и Южной Франции.

Колонизация и социальное развитие. На социальное развитие Кастилии, Арагона и Португалии огромное влияние оказали Ре­конкиста и колонизация. Во всех пиренейских королевствах вы­работалась сходная процедура заселения новых земель. Их вер­ховным собственником считался король, а реальными владельца­ми — те, кто их населял. В дарственных хартиях, «поселенных грамотах» и фуэро короли передавали вотчинникам, сельским и городским общинам права на землю и, как правило, жаловали налоговые льготы. Часть земли становилась королевским доме­ном. Нередкими были случаи, когда короли нарушали пожалованные ими же привилегии и передавали свободные деревни и даже города во владение светским и церковным сеньорам. Поэто­му право феодального государя распоряжаться землей было не номинальным, а вполне реальным,

В свободной деревне земля делилась на пахотные наделы и уго­дья, подконтрольные всей общине — консехо. Общинное уст­ройство было свойственно, и зависимым деревням. Консехо отве­чал перед вотчинником или короной за выполнение повиннос­тей. В Кастилии и Португалии они были сравнительно невелики: для зависимых крестьян — фиксированный натуральный или де­нежный ценз (например, 3 хлеба и курица; 1—2 солида в год), иногда — полевые барщины (как правило, несколько дней в году); в свободных деревнях — поземельный налог и различные поборы военно-административного происхождения. В Старой Каталонии и Арагоне, где власть вотчинников над крестьянами с раннего средневековья была прочнее, чем на западе полуострова, положе­ние зависимого населения ухудшилось.

Промежуточное положение между свободными и зависимыми крестьянами в Леоне и Кастилии занимали члены так называе­мых бегетрий (от латинского benefactoria, т.е. «благодеяние»). Бегетрия — крестьянская община, которой сеньор оказывал огово­ренное соглашением покровительство, а крестьяне за это выпол­няли в его пользу некоторые повинности, первоначально весьма необременительные. Различались два типа бегетрий — «от моря до моря», члены которых могли избирать себе сеньора по всей стране (т.е. от Бискайского залива до Атлантики), и «бегетрий рода», где сеньором мог быть лишь член определенного семейст­ва. Крестьяне были вправе менять сеньора, вести с ним судебные тяжбы. Однако в XIII—XIV вв. повинности членов бегетрий существенно возросли, право на смену сеньора было сильно огра­ничено и на практике членство в бегетрий превратилось в одну из форм феодальной зависимости.

Некоторые черты землевладения и социального устройства де­ревни были унаследованы государствами Пиренейского полуост­рова от мавров, в особенности в тех областях, где проживало зна­чительное мосарабское население (Толедо, Валенсия, Севилья и т.п.). Здесь сохранялась аренда, по условиям которой лично сво­бодный арендатор выплачивал земельному собственнику часть урожая натурой или денежный взнос. Арендные договоры возоб­новлялись довольно часто, что сопровождалось повышением пла­ты, и могли заключаться также между крестьянами. Начиная с XIII в. земли мосарабов интенсивно раздариваются королями свет­ским и церковным феодалам, а их население переходит в разряд зависимых держателей.

Социальный и сословный строй городов Леоно-Кастильского королевства различался в зависимости от того, был ли данный город свободным или имел сеньора. Большинство крупных и сред­них городов в стране были свободными и подчинялись непосред­ственно короне. Полноправными горожанами считались те, кто обладал недвижимой собственностью независимо от характера занятий и длительности проживания. Наиболее зажиточные го­рожане, как правило, обязаны были приобрести боевого коня и вооружение; за это их освобождали от городских и государствен­ных повинностей и, как и кабальеро-вильяно, приравнивали в некоторых отношениях к служилым феодалам. Такие городские кабальеро занимали высшие муниципальные должности, имели привилегии в пользовании городскими землями (в первую оче­редь пастбищами), представляли городскую общину в органах со­словного представительства. Непривилегированное полноправное городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, лиц, которые вели собственное хозяйство в аграрной сфере го­родской экономики.

Ремесло в испанском городе развивалось преимущественно по типу «свободного ремесла», поскольку королевской власти и го­родской верхушке удалось воспрепятствовать организации цехов — в них видели источник повышения цен на рынке и угрозу для правящих слоев общины. Поэтому корпорации ремесленников и объединения торговцев возникали только с конца XII—XIII в. лишь в некоторых отраслях ремесла и преимущественно в Каталонии и Арагоне. Кроме полноправных горожан в состав городского насе­ления входили наемные работники, чей труд использовался как в ремесле, так и в земледелии и скотоводстве, бедняки, арендовав­шие жилье и небольшие участки земли. В приниженном положе­нии находилось сохранявшееся мусульманское население. В го­родах, имевших сеньора, проживала также его челядь, а все жите­ли таких городов, не исключая и кабальеро, были обязаны сеньору некоторыми платежами и службами.

Границы феодального сословия Леоно-Кастильского королев­ства были размытыми и, особенно до середины XIII в., открыты­ми: верхушка свободного крестьянства и зажиточные горожане довольно легко могли превратиться в кабальеро. К XIII в. посте­пенно складывается различие между кабальеро и инфансонами — представителями потомственных служилых феодалов. Теперь источники часто именуют тех и других «идальго» (от испанского fijo d'algo — «сын значительного человека»). Идальго, как правило, не были богаты; довольно скудные доходы, получаемые от рент, дополнялись военной добычей и выручкой от продажи скота и шерсти. Высшая знать королевства — рикос-омбрес (букв, «бога­тые, могущественные люди») — имела обширные земельные вла­дения, значительные денежные доходы (в том числе и в виде вы­плат из казны), пользовалась большим влиянием на государст­венные дела. Ядро этого слоя составляли 20—30 феодальных родов (таких, например, как Лара, Гусман, Аро и др.), которые посто­янно боролись друг с другом за влияние в стране, нередко подни­мали мятежи против королевской власти. В Леоно-Кастильском королевстве слой рикос-омбрес пополнялся за счет наиболее бо­гатых или выделившихся на королевской службе идальго; наобо­рот, отдельные обедневшие знатные роды постепенно растворя­лись среди массы мелких и средних феодалов.

Особую группу составляли члены духовно-рыцарских орденов (Сантьяго, Алькантара, Калатрава и др.), которые сложились во второй половине XII в. по образцу орденов крестоносцев. В ордена вступали как клирики, так и светские феодалы — рикос-омбрес и идальго, отдавая организации полностью или частично свое иму­щество. Оставаясь мирянами, рыцари орденов принимали на себя обеты, главным из которых была непримиримая борьба с мусуль­манами. Ордена располагали значительными вооруженными си­лами, активно участвовали как в Реконкисте, так и в междоусо­бицах, имели огромные земельные владения, замки, неисчисли­мые стада скота. В XIII—XV вв. отношения с орденами выросли в серьезную проблему для королевской власти.

В отличие от Леоно-Кастильского королевства, в Каталонии и Арагоне и знать, и средние, и мелкие феодалы подразделялись на ряд сословных групп — в зависимости от происхождения и спо­соба получения титула и земельных владений («по естеству», «по королевской грамоте», «по праву завоевания» и т.д.). Возможность попасть в состав кабальерос для горожан или свободных крестьян была крайне ограниченной. Арагонская знать и даже дворянство располагали значительно большей, чем в Кастилии, независимос­тью от короны и даже имели признанное право вести войны про­тив своего монарха.

В Португалии слой феодалов развивался примерно тем же пу­тем, что и в Леоно-Кастильском королевстве. Следует, однако, отметить, что здесь городские кабальеро прочнее, чем в Касти­лии, сохраняли связь с собственно городскими занятиями, осо­бенно с торговлей и мореходством. Большое влияние в стране имел духовно-рыцарский Авишский орден, магистр которого в конце XIV в. даже занял королевский трон и основал новую пра­вящую династию.

Политическая организация. Реконкиста оказала существенное влияние на политическую организацию пиренейских стран. Внеш­няя опасность, а позже необходимость консолидации феодалов для осуществления совместных завоеваний препятствовали раз­витию феодальной раздробленности. С XI в. в Леоно-Кастиль­ском королевстве монархия окончательно приобретает наследст­венный характер. В борьбе с мятежными феодалами короли мог­ли использовать финансовые ресурсы вассальных мусульманских территорий, военные формирования городов, помощь многочис­ленных кабальеро и идальго. Однако полномочия королевских должностных лиц на территории государства все же существенно ограничивались привилегиями крупных светских сеньоров, цер­кви и орденов, с одной стороны, и правами сельских и особенно городских общин — с другой. С середины XIII в. центральная администрация стремится унифицировать систему управления: вместо традиционных фуэро городам навязываются новые своды права («Королевское фуэро», «Семь Партид мудрого короля дона Альфонсо»), которыми закреплялась ведущая роль королевской власти в решении местных вопросов. Консехо решительно про­тиводействовали посягательствам на свою автономию, заключали между собой союзы («эрмандады» — братства), поднимали вос­стания против центральной власти, иногда блокируясь с мятеж­ной феодальной знатью. В результате этого сопротивления введе­ние в действие общегосударственных законов в Леоно-Кастиль­ском королевстве началось лишь в середине XIV в., причем они не столько заменили, сколько дополнили уже существовавшее обычное право.

У леонских и кастильских королей уже с XI в. существовал обы­чай созывать ассамблеи с участием высшей светской и церковной знати для обсуждения вопросов законодательства, судопроизвод­ства, сбора податей и текущей политики. В 1188 г. в Леоне на такую ассамблею были впервые привлечены горожане. Это поло­жило начало органам сословного представительства в странах Пиренейского полуострова. С середины XIII в. в этих органах (они назывались кортесами) стали регулярно заседать и кастиль­ские горожане. Леоно-кастильские кортесы делились на три па­латы: в первой заседали епископы и аббаты, во второй — свет­ские сеньоры, в третьей — представители консехо, в выборах ко­торых принимали участие наряду с зажиточными горожанами и наиболее состоятельные крестьяне (обычно кабальеро-вильяно); участие свободного крестьянства в сословном представительстве было особенностью Леоно-Кастильского королевства. Поскольку духовенство и знать не принимали активного участия в работе кортесов, наиболее влиятельным в них было городское сословие, особенно во второй половине XIII — первой половине XIV в. В это время кортесы пользовались большим авторитетом в вопросах законодательства и особенно в налоговой политике; однако по­скольку в кортесах заседали кабальеро, освобожденные от налогов, они не препятствовали усилению финансового обложения торгово-ремесленных слоев населения городов, а также крестьянства.

Восточная часть Пиренейского полуострова в политическом от­ношении представляла собой своеобразную федерацию владений (королевства Арагон и Валенсия, принципат Каталония с вассаль­ными территориями на юге Франции), имевших общего монар­ха — короля Арагона, но управлявшихся различными учреждения­ми по разным законам. Так, кортесы Каталонии, Арагона и Ва­ленсии избирались и заседали отдельно. В арагонских кортесах было четыре палаты — рикос-омбрес, кабальерос, духовенства и горожан (с конца XIII в.); крестьянство никакого участия в их работе не принимало. Арагонской землевладельческой знати и патрициату богатых городов Каталонского побережья удалось пре­вратить кортесы в серьезное орудие оппозиции королевской власти. Особенностью сословного представительства было существование в Арагонском королевстве постоянно действовавшего органа — «генеральной депутации», который наблюдал за исполнением ре­шений кортесов между их сессиями; контроль над депутацией реально принадлежал аристократии.

Кроме Кастилии и Арагона трехпалатные кортесы сложились в XIII в. также в Португалии и Наварре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: