Проблемы и способы их решения | Теория | |||
Кейнсианская | Монетаристская | Социального рыночного хозяйства | Институциональная | |
Проблемы требующие государственного вмешательства | Сокращение безработицы и рост инвестиций | Снижение инфляционного роста цен | Развитие свободы предпринимательства и конкуренции | Снижение издержек организации экономической системы |
Сфера государственного вмешательства | Бюджетно-инвестиционная | Денежное обращение | Демонополизация и поддержка мелких предприятий | Закрепление прав собственности и контрактных обязательств |
Важнейшие инструменты регулирования | Финансовые: государственный бюджет, налоги | Денежные: контроль за количеством денег | Антимонопольные законы и снятие бюрократических барьеров | Принятие соответствующих законов и установление порядка их исполнения |
Представленный в табл. 13.1 процесс развития теоретических взглядов на государственное регулирование экономики, конечно, очень схематичен, но позволяет видеть главное – как экономическая теория открывала все новые и новые способы решения экономических проблем с помощью государства, которые не разрешались чисто рыночными механизмами. В реальной действительности все эти способы воздействия государства на экономику переплетаются между собой и образуют комплекс функций государства в экономике. Важнейшими из таких функций государства в рыночной экономике являются следующие:
|
|
1. Создание правовой базы и общественной среды, способствующих развитию рыночных отношений (защита прав собственности, организация предпринимательской деятельности, регулирование внешних эффектов, производство общественных благ).
2. Защита конкуренции и контроль за монополиями (установление цен, стандартов качества на товары и услуги естественных монополий, антимонопольное законодательство для других монополий).
3. Стабилизация экономики (преодоление спадов производства, обеспечение занятости трудоспособных, борьба с инфляцией, оказание помощи наукоемким производствам).
4. Перераспределение ресурсов с целью обеспечения населения товарами и услугами, производство которых для частного сектора не выгодно (выделение целевой помощи потребителям и прямое субсидирование производителей).
5. Сокращение неравенства доходов разных групп населения и социальная защита малоимущих (гарантированный минимум заработной платы, индексация фиксированных доходов, прогрессивные ставки налогов, пособия безработным и лицам с ограниченной трудоспособностью).
6. Регулирование внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и штрафы, нетарифные меры – экологические, санитарные, ветеринарные, лицензионные, добровольные ограничения).
|
|
Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью соответствующих инструментов, то есть способов или методов осуществления, которые могут быть административными, экономическими и институциональными.
Административное регулирование предполагает прямое воздействие государства на субъекта экономики, при котором они вынуждены приходить к решениям, основанным на предписаниях государства. Такие предписания могут носить характер разрешения, запрещения и принуждения (выдача лицензий, запрещение производства наркотиков, судебные предписания к исполнению).
Экономическое регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое экономическое регулирование осуществляется в форме субсидий, субвенций, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местного уровней, а также в виде льготных кредитов и целевых налоговых льгот. Формами косвенного экономического регулирования являются кредитно-денежные и налоговые, амортизационной, валютной, таможенной политики.
Институциональное регулирование осуществляется путем создания специальных органов и организаций, оказывающих целенаправленное воздействие на принятие экономических решений. К институциональным способам регулирования экономики относят: формирование структур законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтов советников, консультантов, экспертов; создание и развитие государственного сектора экономики; подготовку экономических прогнозов и программ; правовую и информационную поддержку предпринимательства, профсоюзов и других общественных организаций; организацию международных экономических форумов по экономическим вопросам.
Все эти регуляторы, используемые государством для поддержания равновесия в экономике, являются предметом изучения в последующих темах курса.