Наличностью

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, задолженность поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное использование и ведет к напряженному финансовому состоянию фирмы. Уровень дебиторской задолженности связан с принятой в организации системой расчетов, видом выпускаемой продукции и степенью насыщения ею рынка. Доля дебиторской задолженности в составе фондов обращения довольно велика. Управление дебиторской задолженностью - это контроль финансовой службы за оборачиваемостью средств в расчетах.

Из-за большой дебиторской задолженности покупателей значительная часть авансированных оборотных средств возвращается организациям с большим опозданием, либо совсем не возвращается. Через дебиторскую задолженность происходит постоянное огромное отвлечение денежных оборотных средств из материальной сферы в финансовую, что ведет к нарушению стоимостного механизма обращения капитала. Финансовым источником покрытия просроченной дебиторской задолженности стала кредиторская задолженность в различных ее видах. Кредиторская задолженность связана с обесценением оборотных средств, что является одной из главных причин кризиса неплатежей, и с образованием просроченной дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью направлена на определение общего размера дебиторской задолженности и в обеспечении своевременной ее инкассации, и представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики организации, направленной на увеличение объема реализации произведенной продукции.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших вопросов управления оборотными активами. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения:

• краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),

• долгосрочная (платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

Кроме того, необходимо учитывать возможности взыскания задолженности в связи с чем, дебиторскую задолженность делят на:

• надежную (обеспеченную и в пределах срока, установленного договором),

• сомнительную (не обеспеченную и не погашенную в срок задолжен-

ность),

• безнадежную (не возможную к получению, с истекшим сроком исковой давности).

Важную роль в эффективном использовании денежных средств, в оздоровлении финансового положения фирмы играет снижение дебиторской задолженности, отвлекающей средства из оборота и возникающей в результате: переплаты налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса, несвоевременного возврата средств подотчетными лицами (командировочных, транспортных и прочих расходов), появления сомнительной задолженности по истечении сроков оплаты, спорных долгов при нарушении договорных обязательств и т. п. Систематический контроль за состоянием просроченной задолженности, за оборачиваемостью средств в расчетах - серьезный резерв ускорения оборачиваемости ненормируемых оборотных средств и снижения потребности в них.

Составной частью политики управления дебиторской задолженностью фирмы является его кредитная политика – это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставлять кредит за отгруженную в соответствии с заключенным договором поставки.

При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы учитываются планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа, средний период просрочки платежей, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции:

Таким образом, нехватка собственных оборотных средств порождает повышенную дебиторскую задолженность, а кризис неплатежей видоизменяет структуру источников образования оборотных активов, и в конечном счете все это негативно влияет на воспроизводственный процесс.

Основные формы расчетов. В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные расчеты осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей.

Безналичные расчеты осуществляются в следующих формах:

1. Платежным поручением.

2. Платежным требованием-поручением (расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправленных документов стоимость поставленной продукции).

3. Аккредитив (денежное обязательство банка оплатить счета поставщика, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца).

4. Инкассо (банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента)

5. Расчет чеками из чековой книжки.

6. Расчет векселем (письменное обязательство клиента заплатить день-

ги).

7. Коммерческий кредит.

8. Факторинг и др.

Первые пять форм расчетов за произведенную и отгруженную продукцию являются наиболее распространенными, последующие – используются реже.

Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Переводной вексель выставляется и подписывается кредитором (векселедателем - трассантом) и представляет собой его безусловный письменный приказ должнику (плательщику - трассату) уплатить векселедержателю (ремитенту) указанную сумму по предъявлении данного документа или в обусловленный срок. Трассат становится должником по векселю только после того, как акцептует вексель. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский вексель.

Коммерческий кредит означает кредитование, осуществляемое самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг) в виде предоставления аванса (частичной оплаты), предварительной оплаты, отсрочки платежа за товар (работу, услугу) и рассрочки платежа за товар (работу или услугу). Поставщики товаров, работ, услуг предоставляют коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа, а покупатели - в виде предоплаты и аванса.

Коммерческим кредитом является получение в собственность денег или вещей, имеющих общие родовые признаки. Коммерческий кредит не является обособленным обязательством, он всегда будет дополнительным по отношению к основному договору (договору купли-продажи, подряда, аренды и других отношений, связанных с возмездным оказанием различных услуг). Следовательно, коммерческое кредитование юридически неразрывно связано с тем договором, условием которого оно является. Предоставление коммерческого кредита по самостоятельному кредитному договору или договору займа не допускается. Это уже два отдельных договора.

Необходимость использования коммерческого кредита обусловлена следующими причинами: ограниченной платежеспособностью мелких и средних организаций; ростом стоимости товаров (работ, услуг); условиями кредитных договоров, затрудняющих получение банковских ссуд, особенно в периоды кризисов.

Коммерческое кредитование - одна из разновидностей кредита. В отли-

чие от банковского при коммерческом кредитовании кредитором выступает не банк, а контрагенты компании - поставщики продукции при товарной форме кредитования и покупатели продукции - при использовании предоплаты. Обычно коммерческое кредитование носит краткосрочный характер. Формы коммерческого кредитования разнообразны. Например, при поставке (продаже) товаров в рассрочку платой за кредит является разница между конечной и текущей ценами товара. Формами коммерческого кредитования являются: предоплата за поставляемую продукцию (услуги и работы); авансирование покупателями приобретаемой продукции, выдача соответствующего векселя. Частными случаями также являются форфейтинг и факторинг. Формой коммерческого кредитования выступает и консигнация, при которой компания-консигнант отражает продукцию торговой организации (консигнатору) для ее реализации последним, после чего осуществляется расчет между контрагентами. Управление коммерческим кредитованием является составным элементом управления заемными средствами хозяйствующего субъекта. Оно включает в себя выработку политика кредитования коммерческого, которая в идеале должна предусматривать улучшение условий предоставления коммерческого кредита для компании, а также повышение эффективности использования кредита. Повышение эффективности использования коммерческого кредита может проявляться в разных показателях, например в превышении сроков предоставления коммерческого кредита над средним периодом оборота запасов товарно-материальных ценностей. В этом случае должна быть определена потребность в коммерческом кредитовании. Размеры потребности связаны с объемами и периодичностью поставок, величиной запасов товарно-материальных ценностей и др. Коммерческое кредитование - это не только предоставление компании коммерческого кредита, но и предоставление компанией такового.

Факторинг (англ. factoring от англ. f actor — посредник, торговый агент) это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд существенных преимуществ, даже самые простейшие расчеты показывают, что при равных условиях факторинг позволяет в течение одного года увеличить товарооборот в 2 раза быстрее, чем при кредитовании на пополнение оборотных средств. Используя факторинг с получением финансирования от Фактора сразу после отгрузки товара, корпорация будет обладать денежными средствами для производства/закупки и продажи товара, не дожидаясь поступления оплаты от покупателей за ранее отгруженный товар. Кроме того, факторинг — это не только финансирование. Полный комплекс факторинговых услуг подразумевает управление дебиторской задолженностью, покрытие ряда рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание. Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает факторинг от обычного кредитования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: