Деятельность любой коммерческой организации направлена выпуск и реализацию продукции или оказание работ и услуг. Результаты деятельности организации во многом определяется эффективностью управления затратами. Управление затратами базируется на экономически обоснованной их классификации, которая позволяет выявить объективно существующие группы затрат, процессы их формирования и взаимозависимость. Классификация затрат весьма многообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить:
- определение себестоимости произведенной продукции и прибыли;
- принятие альтернативных вариантов будущих управленческих и финансовых решений;
-осуществление контроля за уровнем затрат.
Решению каждой задачи соответствует своя классификация.
Так, для расчета себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли в соответствии с ПБУ 10/99 все предприятия и организации должны обеспечить классификацию расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат:
3. Страховые взносы;
4. Амортизационные отчисления;
5. Прочие.
Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции.
Элементы затрат показывают, что именно израсходовано на производство и реализацию продукции за определенный период, не зависимо от того, закончено ли изготовление продукции, выполнена ли работа, оказана ли услуга.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить и анализировать структуру текущих издержек производства.
В состав материальных затрат (за вычетом стоимости возвратных отходов) включаются:
- стоимость сырья и материалов;
-комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке на данном предприятии;
-стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;
-стоимость воды и природного сырья;
- топлива;
- приобретенной тары и упаковки;
- покупной электроэнергии;
-потерь от недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Из затрат материальных ресурсов исключается стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы – это остатки исходного сырья после превращения его в готовую продукцию, изменившие при этом свой химический состав и утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья, или используемые не по прямому назначению.
Стоимость материальных затрат определяется с учетом цены их приобретения (за минусом НДС), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых всем посредническим организациям, ввозимых таможенных пошлин и сборов, расходов на транспортировку, доставку, а также приведение в состояние, в котором они пригодны к использованию.
2. Затраты на оплату труда включают:
- любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме за отработанное и неотработанное время;
- стимулирующие начисления и надбавки;
- компенсационные начисления, связанные с режимом и условиями труда;
- премии и единовременные поощрительные выплаты;
- выплаты, которые связаны с содержанием работников, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами (на питание, жилье, топливо и др.).
3. Страховые взносы – обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, органам пенсионного фонда и медицинского страхования в % от затрат на оплату труда, которые включаются в себестоимость продукции. С 2011 г.
страховые взносы будут осуществляться в следующих размерах:
26% - в Пенсионный фонд России;
2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
3,0% - в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
4. Амортизационные отчисления. Они не представляют собой реальных денежных расходов. Это расчетный показатель ежемесячного увеличения себестоимости продукции, который определяется по всем основным средствам, находящимся на балансе и нематериальным активам, и позволяет накапливать собственные средства на замену изношенных внеоборотных активов.
5. Прочие затраты связаны с перечислением средств на следующие цели:
- ремонт основных средств;
- освоение природных ресурсов;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обязательное и добровольное страхование;
- налоги, сборы и платежи, относимые на себестоимость продукции;
- арендные платежи;
- содержание служебного автотранспорта;
- рекламу;
- представительские расходы;
- подготовку и переподготовку кадров и др.
Классификация затрат по экономическим элементам используется на предприятии в общеэкономических расчетах. На основе классификации по элементам составляется смета затрат на производство, которая является основным плановым документом предприятия в вопросах себестоимости. Смета составляется на год с распределением по кварталам по следующей форме:
На основе сметы затрат на производство рассчитываются важные экономические показатели деятельности предприятия:
-совокупные затраты предприятия;
-определяется потребность в оборотных средствах;
-анализируется структура затрат на производство продукции;
-планируются будущие финансовые результаты;
На основе сравнения фактических данных с плановыми выявляются отклонения и выясняются причины их возникновения.
Отчеты о выполнении сметы необходимы для планирования затрат в будущем периоде.
При всей теоретической и практической значимости группировки затрат по экономическим элементам она не может быть использована для расчета себестоимости единицы продукции. Поэтому наряду с классификацией затрат по экономическим элементам, предприятия должны классифицировать затраты по статьям калькуляции.
Сущность классификации по статьям калькуляции состоит в том, прямые затраты выделяются в отдельные самостоятельные однородные статьи, а косвенные затраты отражаются в форме комплексных статей.
Предприятия самостоятельно определяют перечень статей калькуляции. В различных отраслях он имеет особенности. Вместе с тем, существует типовая классификация затрат по статьям калькуляции, которая раскрывает ее содержание:
1. Сырье и материалы;
2. Возвратные отходы;
3. Покупные изделия и полуфабрикаты;
4. Топливо и энергия на технологические цели;
5. Заработная плата основных производственных рабочих;
Итого технологическая себестоимость;
6. Страховые взносы;
7. Расходы на освоение производства;
8. Потери от брака;
9. Прочие общепроизводственные расходы;
Итого цеховая себестоимость;
10. Общехозяйственные расходы;
11. Итого производственная себестоимость;
Итого полная себестоимость.
На основании данной классификации затрат рассчитываются следующие виды себестоимости:
-технологическая;
-цеховая;
-производственная; -полная.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство продукции.
Цеховая себестоимость образуется путем добавления к технологической статей затрат, формирующихся на уровне производственных цехов.
Производственная себестоимость – сумма всех затрат, связанных с производством продукции.
Полная себестоимость – совокупность затрат на производство и реализацию продукции.
На основании классификации затрат по статьям калькуляции исчисляется себестоимость единицы продукции, затраты по всему предприятию в целом и по отдельным структурным подразделениям. Это позволяет осуществлять контроль за уровнем затрат по местам их возникновения и выявлять резервы снижения себестоимости продукции на разных участках производства.
По характеру участия в производстве продукции затраты подразделяются на основные и накладные
Основные затраты технологически неизбежны. Они обусловлены технологией производства продукции (оказания работ и услуг). Это затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, расходы на оплату производственных рабочих и др.
Накладные затраты непосредственно с процессом производства не связаны, но необходимы для управления предприятием и осуществления общехозяйственных расходов.
Основные затраты они как правило являются прямыми, т.е. затратами, которые прямо, непосредственно и экономично могут быть отнесены на конкретный вид продукции.
Накладные затраты как правило являются косвенными, которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретную продукцию. Они распределяются по видам продукции согласно выбранной методи-
ке.
Затраты на продукт - это производственные затраты, которые относятся к произведенной готовой продукции, формируя ее производственную себестоимость.
Затраты на период – это коммерческие, а также административные и общехозяйственные (управленческие) затраты, которые связаны с реализацией продукции и функционированием предприятия в целом.
Коммерческие и управленческие расходы не включаются в себестоимость продукции, а полностью списываются на уменьшение прибыли за период. Они не относятся на остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства.
Для принятия управленческих решений и планирования необходима информация, связанная с факторами изменения затрат. Прежде всего речь идет об изменении затрат при изменении объема производства.
По отношению к объему производства затраты принято делить на переменные и постоянные.
Переменные затраты в общей сумме изменяются при изменении объема производства, а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину.
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, т.е. являются относительно постоянными, однако рассчитанные на единицу продукции изменяются при изменении объема производства.
Релевантные ( принимаемые в расчет ) – это затраты, которые отличаются по альтернативным вариантам принимаемых решений.
Нерелевантные – затраты, которые не зависят от принимаемых решений.
Необратимые (безвозвратные)– это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены в будущем.
Вмененные ( воображаемые ) - потери, связанные с упущенными возможностями.
Инкрементные ( приростные) - дополнительныезатраты, связанные с изменением существующей ситуации, вызываемые принимаемыми решениями.
Маржинальные ( предельные) - это затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.
Решение задачи оперативного управления и контроля за уровнем затрат, предполагает учет затрат по центрам ответственности. При его использовании применяется следующая классификация затрат:
Регулируемые затраты позволяют выделить сферу ответственности каждого менеджера;
Нерегулируемые – затраты, на которые менеджер воздействовать не может;
Эффективные – затраты, осуществление которых приносит организации соответствующие доходы;
Неэффективные затраты – потери от брака, порчи, простоев и недостач.