double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Образовательный научный центр

Образовательный научный центр

«Институт эргономики и социально-экономических технологий»

Открытое акционерное общество

«Научно-производственное предприятие

«Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок»

В.М. Львов, С.А. Багрецов, А.В. Макарова, С.Л. Леньков, О.В. Нагиева

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА, РАЗВИТИЕ

Образовательный научный центр

«Институт эргономики и социально-экономических технологий»

Открытое акционерное общество

«Научно-производственное предприятие

«Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок»

В.М. Львов, С.А. Багрецов, А.В. Макарова, С.Л. Леньков, О.В. Нагиева

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА, РАЗВИТИЕ

Допущено учебно-методическим объединением видов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Эргономика»

УДК 316.6

ББК 88.5

Л

Негосударственное образовательное учреждение «Образовательный научный центр «Институт эргономики и социально-экономических технологий»

Открытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок»

Л В.М. Львов, С.А. Багрецов, А.В. Макарова,

С.Л. Леньков, О.В. Нагиева

Организационная культура: классификация, оценка, развитие, Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2008, с,

ISBN

Рассмотрен понятийный аппарат организационной культуры, а также её классификация, методические подходы к оценке и развитию. Анализируется корректность применения зарубежных методических подходов, взаимосвязь организационной культуры с такими категориями, как организационное поведение, организационное взаимодействие и организационное развитие.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Эргономика», «Психология», «Менеджмент», «Управление персоналом», студентов других гуманитарных и технических специальностей, а также специалистов, занимающихся обеспечением эффективности функционирования организационных и организационно-технических систем.

ББК 88.5

ISBN

© В.М. Львов, С.А. Багрецов, А.В. Макарова,

С.Л. Леньков, О.В. Нагиева

© ООО «Издательство «Триада», 2008

ВВЕДЕНИЕ

Значимость организационной культуры значительно возросла в последние годы по многим причинам.

Во-первых, она устойчиво стала формироваться как одна из основных учебных дисциплин для многих специальностей, например:

- психологии с ее значительным количеством специализаций, в том числе и организационной психологией;

- эргономики, в том числе и организационной эргономики;

- менеджмента, управление персоналом и др.

Во-вторых, она приобретает научно-практическую направленность, как один из важнейших факторов обеспечения эффективности функционирования организаций в связи с интенсивным развитием рынка в России (в сфере информационных технологий, в нефтегазовой отрасли, энергетике и т.д.).

Востребованными стали специалисты по формированию бизнес-культуры, проведению тренингов организационного развития, разработке корпоративных кодексов и внутрифирменных стандартов по организационному взаимовоздействию. Название соответствующих должностей у этих специалистов самые разные: менеджер по работе с персоналом, специалист по организационному консультированию, специалист по бизнес коммуникациям и т.д. Появилась даже такая экзотическая специальность, как креативный директор. Широкое распространение получило распространение западных технологий по оценке и формированию организационной культуры. А что касается образовательного процесса, то студентов учат западным технологиям оценки организационной культуры, хотя они совершенно бесполезны в социально-экономических условиях современной России. И не просто бесполезны, но и дают искаженные бессмысленные результаты.

Потребность разобраться в причинах такого несоответствия приводит к традиционной проблеме кросскультурного переноса. Действительно данная проблема имеет место для закономерностей организационной культуры, причем не является специфичной именно для нее: данная проблема хорошо известна, например, в психодиагностике, где требуют повторной стандартизации на российских выборках испытуемых (точнее – в российских условиях), даже широко апробируемые зарубежные методики. Однако в сфере организационной культуры проблема «переноса», к сожалению, так просто не решается. Заметим, что мы имеем в виду простоту операционную, методическую, хотя организация широкомасштабной верификации зарубежных методик в условиях России в организационном плане, напротив, представляет собой задачу весьма трудную – хотя бы из-за сложностей обеспечения репрезентативности экспериментальных выборок по отношению ко всему населению нашей страны, крайне гетерогенному по множеству значимых показателей – социальному статусу, национальным и культурным особенностям, условиям жизни и т.д. Дело в том, что по отношению к организационной культуре не просто изменяются тестовые нормы тех или иных методик, но зачастую в российских условиях существенно, вплоть до полной инверсии трансформируются самые, казалось бы, элементарные и базовые закономерности. Другими словами, проблема «переноса» результатов зарубежных исследований в области организационной культуры на самом деле не сводится лишь к переносу кросскультурному, но детерминируется значительно более существенными причинами микроэкономиче6ского порядка.

Очень многие авторы публикаций по проблемам организационной культуры фактически не разделяют понятия организационной и корпоративной культуры, а многие их отождествляют с такими понятиями как культура организации и культура предприятий, корпораций.

Кроме этого нет четкого разделения между понятием организационной культуры и организационного развития, организационного взаимодействия и организационного поведения. Данное учебное пособие и предназначено:

систематизировать понятийный аппарат организационной культуры, ее взаимосвязь и соподчиненность с другими психологическими категориями;

обосновать классификацию организационной культуры, отвечающую социально-экономическим условиям развивающейся России;

предложить методические подходы к оценке и формированию организационной культуры, учитывающие современные реалии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: