Особенности учета материалов в строительных организациях

А) Учет материалов переданных заказчиком для строительства

Пример. Договором между строительной организацией и заказчиком предусмотрено, что строительная организация выполняет строительно-монтажные работы по возведению здания котельной на сумму 240000 тенге. По согласованию сторон необходимые материалы, имеющиеся в наличии у заказчика, передают подрядной организации без передачи права собственности на них. Стоимость материалов, переданных подрядчику, составляет 50000 тенге.

Корреспонденция счетов при передаче подрядчику материалов для выполнения работ

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, тенге
Дебет Кредит
       
У предприятия – заказчика
1.Отражена фактическая себестоимость материалов, передаваемых подрядчику, без НДС 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Материалы переданные подрядчику» 1350 «Прочие материалы»  
2. Принятые к оплате счета за выполненные строительные работы: - на стоимость выполненных работ 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Здание котельной» 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»  
- на сумму НДС 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Здание котельной» 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»  
3. Стоимость материалов, переданных ранее подрядчику, включают в состав понесенных затрат по строительству 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Здание котельной» 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Материалы переданные подрядчику»  
4. По мере принятия актов выполненных работ налог на добавленную стоимость по материалам, которые были переданы подрядчику, сторнируется и включается в стоимость объекта строительства:      
- сторнируется ранее принятый в зачет налог на добавленную стоимость 3130 «Налог на добавленную стоимость» 1420 «Налог на добавленную стоимость» (10000)
- отсторнированная сумма налога включает в затраты по строительству 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Здание котельной» 1420 «Налог на добавленную стоимость»  
У предприятия - подрядчика
1 Поступили материалы от заказчика Забалансовый счет 002 «Материалы заказчика» -  
2. На основании подписанного акта выставлены счета заказчику по выполненным строительно-монтажным работам:      
-на стоимость работ по договору 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» 6010 «Доходы от реализации продукции и оказания услуг»  
- на сумму НДС 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» 3130 «Налог на добавленную стоимость»  
4. Списана себестоимость выполненных строительно-монтажных работ 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» 8110 «Основное производство»  
5. Списаны материалы полученные ранее от заказчика - Забалансовый счет 002 «Материалы заказчика»  

Б) Учет материалов, требующих испытаний

Материалы, подвергаемые специальным техническим осмотрам или лабораторным испытаниям, с целью проверки их качества, принимают по мере поступления кладовщик или другое материально-ответственное лицо по количеству и записывают в специальную книгу «Материалы, ожидающие приемки». Их хранят обособленно от других материалов и не расходуют до выявления результатов проверки качества. При получении на проверку материалов составляется приемный акт, который передают в бухгалтерию и он служит основанием для отражения этих ценностей на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», субсчет «Материалы, ожидающие приемки».

После получения результатов технического осмотра или лабораторных испытаний материалы, качество которых признано соответствующим техническим требованиям, принимают на склад в общеустановленном порядке с составлением приходного ордера. В себестоимость материалов включаются все затраты на их испытания или осмотр.

При заключении договоров с поставщиком материалов необходимо предусматривать, какая из сторон будет возмещать: расходы, связанные с испытанием материалов, стоимость материалов, используемых при испытании и другие. В частности в договорах может быть предусмотрен следующий порядок списания затрат пол апробации строительных материалов:

- расходы по апробации в полном объеме могут быть включены в состав затрат строительной организации. При этом поставщику будут возвращены оставшиеся материалы и возмещена стоимость использованных материалов;

- расхода по апробации не включая стоимость израсходованных материалов включаются в состав затрат строительной организации. При этом поставщику будут возвращены оставшиеся материалы, без оплаты стоимости использованных при апробации. Материалы, использованные при испытаниях, расцениваются у строительной организации как безвозмездно полученные.

- расходы по апробации, не включая стоимость использованных материалов, могут быть в полном объеме возмещены поставщиком. При этом поставщику будут возвращены оставшиеся материалы и предъявлен счет на возмещение затрат по испытанию материалов.

Учет затрат на проведение испытаний в специализированных лабораториях ведут на счетах подраздела 8310 «Вспомогательное производство», а при их отсутствии на счете 7210 «Административные расходы». Расходы лабораторий по проверке материалов при их последующей приемке относят на себестоимость материалов, а при отказе от их приобретения списывают на затраты периода, либо на прочие накладные расходы счет 8410 «Накладные расходы».

Пример. Для выполнения работ строительная организация заключила договор с поставщиком материалов на поставку 100 единиц материалов по цене 200 тенге за единицу. Условиями договора предусмотрено, что перед приемкой материалов 2 единицы будут апробированы.

В нашем примере расходы по апробации отнесены на счет 8310 «Вспомогательное производство», субсчет «Испытательная лаборатория».

Корреспонденция счетов по апробации материалов

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, тенге
дебет кредит
1. Поступили материалы, ожидающие приемки (98 единиц)   -  
2. Отнесена на затраты по испытанию стоимость двух проверяемых единиц материала 8311 «Материалы» 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»  
3. Произведены затраты строительной организации на испытание материалов 8310 «Вспомогательное производство» 8311-8314  
4. Оприходованы материалы на склад после испытаний (98 единиц) 1310 «Сырье и материалы» 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»  
5. Отнесены на себестоимость затраты по испытанию 1310 «Сырье и материалы» 8310 «Вспомогательное производство»  
6. Списаны материалы с забалансового счета -    
7. Произведена оплата материалов поставщику 3310 «Краткосроч-ная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»  
8. Если материалы не соответствуют требованиям, то они списываются с забалансового счета и возвращены поставщику -    
9. Материалы использованные при испытании и неоплаченные поставщику приходуются как безвозмездно полученные: - сторнируют стоимость материалов, ранее списанных на расходы по испытанию 8310 «Вспомогательное производство» 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» (400)
- приходуют материалы полученные безвозмездно 1310 «Сырье и материалы» 6220 «Доходы от безвозмездно полученных активов»  

В) Учет материалов многократного использования и оборачиваемых материалов

Некоторые ценности (барабаны с кабелем, проводами, тросами – т.е. материалы многократного использования) сдают субподрядчику под сохранную расписку на условиях возврата или представления отчета об их использовании. У генподрядной организации эти ценности учитывают в составе ценностей переданных субподрядчику, на соответствующем субсчете, а субподрядчик ведет забалансовый учет полученных материалов. После возврата их приходуют в состав ТМЗ генподрядчика по цене возможного использования, разницу между стоимостью при передаче и ценой возможного использования после возврата относят в состав затрат на производство генподрядчика. Использование материалов генподрядчика субподрядчиком рассматривают как услугу генподрядчика по обеспечению процесса строительного производства, и расценивают как реализацию услуг генподрядчика субподрядчику.

Пример. Генеральный подрядчик передаст субподрядной орга­низации материалы стоимостью 6000 тенге. При возврате материалов от субподрядчика генподрядчику их стоимость, зафиксированная в акте, оценена в 5000 тенге.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма тенге
дебет кредит
       
У предприятия генподрядчика
1. Переданы субподрядчику со склада генподрядчика материалы многократного использования 1310 Материалы, переданные субподрядчику    
2. При возврате субподрядчиком материалов многократного использования отражают их оприходования по цене их использования   1310 Материалы, переданные субподрядчику  
3. Разницу стоимостей при передаче и получении материалов (6000-5000) относят в состав затрат на производство      
4. Выставлен счет субподрядчику за оказанные услуги: - на стоимость услуг - на сумму НДС      
У предприятия субподрядчика
1. Оприходование поступивших от генподрядчика материалов на забалансовый счет Забалансовый счет «материалы генподрядчика»    
2. После принятия генподрядчиком отчета об использовании материалов или возврата материалов их списывают с забалансового счета   Забалансовый счет «материалы генподрядчика»  
3. Отражена стоимость услуг генподрядчика - на стоимость услуг на Сумму НДС      

Стоимость оборачиваемых материалов, которые используют неоднократно и возвращают после окончания производственного процесса, относят на затраты производства по частям. К оборачиваемым материалам относят шпалы и рельсовые подкрановые пути, деревянную и металлическую опалубку, временные разводы от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, пара, воды, газа, воздуха в пределах стройки и другие.

При первом отпуске оборачиваемых материалов их закрепляют за прорабом (мастером, производителем работ), который несет ответственность за их сохранность и возврат. При этом всю их стоимость необходимо отнести в состав расходов будущих периодов.

Возвратная стоимость оборачиваемых материалов самостоятельно определяется хозяйствующим субъектом как цена их возможного ис­пользования после участия в предусмотренном количестве оборотов.

Пример. В производстве используют материалы стоимостью 4000 тенге, которые после участия в трех оборотах сдают на склад в оценке 3100 тенге.

Нормативная величина расхода на один оборот, рассчитанная по формуле Н=(О-В)/К, составит 300 тенге (4000-3100): 3).

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма тенге
дебет кредит
       
Отпущены оборачиваемые товары в производство      
2. По окончании очередного оборота нормативную величину затрат относят в состав производственных затрат. Запись в учете производят по окончании каждого оборота. Т.е. 3 раза по 300 тенге, всего (3х300) 8110, 8410    
3. Сданы на склад оборачиваемые материалы, после участия в процессе производства строительно-монтажных работ      

Г) Учет оборудования, требующего монтажа

Оборудование, требующее монтажа, заказчик передает подрядной организации без передачи права собственности.

У заказчика это оборудование отражает по фактической себестоимости в составе затрат на НЗС на соответствующем субсчете «Оборудование к установке».

По мере передачи оборудования подрядчику его отражают на субсчете «Оборудование к установке у подрядчика», а после начала его монтажа списывают на счет 2930 «Незавершенное строительство». Для обеспечения достоверности данных об оборудовании, находящемся в монтаже, заказчик при участии строительной организации периодически проводит его инвентаризацию. После окончания монтажа и составления акта приемки оборудования в эксплуатацию заказчик списывает его из состава незаконченного строительства и отражает в составе основных средств.

Передачу оборудования строительной организации оформляют актом приемки оборудования, при этом подрядчик обязан обеспечить его сохранность до начала монтажа. В строительной организации поступившее оборудование учитывают на забалансовом счете «Оборудование, принятое для монтажа». Его списывают с этого счета по мере передачи оборудования в монтаж, на основании акта приемки-передачи оборудования в монтаж.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, тенге
дебет Кредит
       
У предприятия заказчика
1. Приобретено оборудование, требующее монтажа: - на стоимость оборудования - на сумму НДС   2930 Оборудование к установке    
2. Отражена передача оборудования подрядчику 2930 Оборудование к установке у заказчика 2930 Оборудование к установке  
3. По мере передачи оборудования в монтаж у подрядчика заказчик переносит стоимость оборудования на субсчет «Оборудование в монтаже» 2930 Оборудование в монтаже 2930 Оборудование к установке у заказчика  
4. Стоимость услуг подрядчика, связанных с монтажом оборудования, включают в стоимость оборудования: - на стоимость услуг - на сумму НДС   2930 Оборудование в монтаже    
5. Смонтированное оборудование, переданное в эксплуатацию, переводят в состав основных средств   2930 Оборудование в монтаже  
6. В случаях, если оборудование является составной частью здания и не приходуется как отдельный объект основных средств, его стоимость и затраты по монтажу включают в стоимость здания с учетом НДС. Оприходован сданный в эксплуатацию объект строительства     2930 Оборудование в монтаже  
У предприятия-подрядчика
1. принято оборудование от заказчика 005 Оборудование, принятое для монтажа    
2. передано оборудование в монтаж   005 Оборудование, принятое для монтажа  
3. отражены затраты на монтаж оборудования   8111-8114  
4. На основании подписанного акта выставлен счет заказчику за монтаж оборудования: - на договорную стоимость - на сумму НДС      
5. Списана себестоимость выполненных монтажных работ      

Если по условиям договора обязанности по приобретению оборудования возлагают на подрядную организацию, то при приобретении оно должно быть оприходовано в состав производственных запасов строительной организации, а по мере передачи оборудования в монтаж его стоимость относят в состав прямых материальных производственных затрат по соответствующей статье.

Оборудование, не требующее монтажа, приобретаемое заказчиком по мере поступления отражают у него по фактической себестоимости на счете 2930 «Незавершенное строительство», субсчет «Приобретения в основные средства». Его передачу в эксплуатацию оформляют актом приемки-передачи (перемещения) основных средств, который служит основанием для списания оборудования в состав ОС.

Оборудование, не требующее монтажа, приобретаемое строительной организацией для заказчика, отражают в составе производственных затрат по мере приобретения и сдают заказчику самостоятельно или в комплексе с соответствующими работами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: