Методики исследования нарушений мышления при психических заболеваниях

Методы исследования мышления чрезвычайно разнообразны, а характер предлагаемого в них стимульного материала обусловливается возрастом испытуемого и конкретными задачами. Стоящими перед патопсихологом, - начиная от наблюдения за игрой ребенка и заканчивая сложными заданиями, предусматривающими операции абстрагирования и установления причинно-следственных связей.

В работах патопсихологической практики часто применяются следующие методики.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Методика предназначена для исследования готовности ребенка к школьному обучению и включает три задания:

1. рисование фигуры мужчины,

2. срисовывания письменных букв,

3. срисовывания группы точек.

Все три задания направлены на оценку развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения, являющихся важными предпосылками для выработки навыков письма. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно оценить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Результат каждого задания оценивается в баллах по пятибальной системе (1 – высший балл, 5 - низший), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей получивших в сумме от 3 до 6 баллов рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15- как ниже нормы.

Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые. Но, вместе с тем, нужно иметь в виду, что без дальнейшего обследования указанную группу детей нельзя относить к слаборазвитым, характеризующимися школьной незрелостью, поскольку, по словам Йирасека, удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.

Методика «Исключение предметов» предназначена для оценки способности осуществлять операции анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, умения выделять существенные признаки на образном уровне.Широко используется в практике детской патопсихологии. По сравнению с методикой классификации - исключение предметов предъявляет большие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

В качестве стимульного материала выступают обычно пронумерованные, градуированные по трудности и последовательно предъявляемые карточки с изображением четырех предметов, три из которых, благодаря какому-то свойству, могут быть объединены в одну группу или названы одним обобщающим словом. Четвертый изображенный предмет не имеет признаков принадлежности к образованной группе и должен быть испытуемым, как лишний, исключен.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора, которое характеризует и определяет уровень сформированности мыслительных операций, а также развития понятийного мышления. Методика на исключение может применяться примерно с 4-х лет.

При работе испытуемого с карточками нарастающей сложности необходимо отследить, с какого момента он начинает допускать систематические ошибки и каково их качество.

При анализе результатов у детей Н.Я. Семиаго и М.М. Семаго предлагают выделять следующие варианты объединения трех предметов по отношению к четвертому:

· конкретная категория (К) - (кошка с усиками, цветы без усиков);

· конкретно-ситуативная категория (КС) – наличие ситуации, в которой данный признак приобретает важное для различия значение;

· функциональная категория (Ф) – обобщающим признаком выступает конкретная функция данной группы предметов;

· понятийная категория (П) – имеется прямое указание на обобщающее понятие «Это все обувь, а нога – часть тела»;

· латентная категория (Л) - смыслообразующим становится несущественный, второстепенные или случайный признак (термометр, очки, весы, часы).

Неспособность ребенка решать даже простые задачи может быть связана с умственной отсталостью.

Вербальный вариант методики «Исключение понятий» включает наборы из пяти слов, одно из которых обозначает объект, качество или явление, неприемлемое для объединения с другими четырьмя, имеющими какую-то смысловую связь. В остальном процедура исследования похожа на исследование по методики «Исключение предметов», то есть помимо общего числа правильных ответов обязательно учитывается и качественное обоснование испытуемого, благодаря которому было произведено исключение. (Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий).

Сравнение понятий. Автором методики является В.М. Бехтерев. Методика применяется для исследования особенностей анализа и синтеза, а также для выявления особенностей протекания мыслительных операций, динамики мышления. Стимульный материал представляет специально подобранные пары слов (10-30 пар), подлежащие сравнению. От испытуемого требуется ответить на два основных вопроса – чем эти понятия похожи и чем они различаются.

Примеры стимульного материала:

Утро – Вечер;

Поезд – Самолет;

Хлеб – Мясо;

Обман – Ошибка.

А.Р. Лурия выделял три категории задач, которые применяются для сравнения и различия понятий:

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, корова – лошадь).

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которое гораздо больше отличаются друг от друга (например, ворона – рыба).

3. Это задачи на сравнение и различие объектов в условиях конфликт а, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, всадник – лошадь).

В ряде случаев в список преднамеренно вводятся такие пары понятий, которые плохо сопоставимы между собой, например, часы – река, стакан – петух и т.п. Такие пары выступают своеобразными провокаторами, поскольку «склоняют» испытуемого к нестандартному решению. Именно они оказываются показательными для обнаружения расстройства мышления. При столкновении испытуемого с такой парой необходимо наблюдать за его мимикой и поведением и при выраженности им удивления давать дополнительные пояснения о необходимости особой их оценки и выделения. Здоровый человек либо отказывается проводить сравнение этих слов, либо переходит на очень широкий уровень сравнений (муха и дерево относится к живой природе). Важно, что при этом в норме отмечаются и оценочные реплики, что свидетельствует о высоком уровне критичности мышления.

Неумение выделять признаки сходства, а также существенные признаки свидетельствует о слабости обобщений больного, о его склонности к конкретному мышлению. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемым соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждения.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровый человек производит сравнение по банальным, «стандартным» свойствам и качествам. Если испытуемый настаивает на сравнении несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения при возможности простых обобщений, то есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии, нарушению логики мышления.

Понимание силлогизмов. Методика предложена В.М. Бехтеревым и предназначена для оценки способности человека производить корректные новые умозаключения и делать формально-логические правильные выводы на основании посылок (исходные суждения называются посылками, новые суждения – выводом).

Вывод, полученный путем силлогического рассуждения, считается достоверным, если все посылки истинны и верна его форма. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам, мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым. Качество посылок является особой заботой составителей методики.

Существуют разные формы стимульного материала, сопровождаемые различными инструкциями испытуемым. В одном случае в конкретных заданиях вывод уже сформирован, а от испытуемого требуется оценить его правильность. В другом случае сам испытуемый находит правильное решение, опираясь на строгие логические правила и системы отношений. Обычно в инструкции специально оговаривается необходимость руководствоваться только логикой и никакими иными соображениями. Иногда в стимульный материал специально вводятся некорректные посылки для того, чтобы отследить реакцию испытуемого (в частности его критичность).

Пример:

У каждого государства есть флаг,

Замбия - государство.

Следовательно, у Замбии есть флаг.

Как обнаружил еще В.М. Бехтерев, при исследовании по данной методике здоровые лица обнаруживают такие тенденции:

1. производят оценку посылок в соответствии с содержанием данных в них понятий или в соответствии с фактами, несмотря на предупреждение о том, чтобы на содержание внимания не обращать: введение таких оценок обнаруживает зависимость от уровня образованности;

2. многие из испытуемых не обращают внимание на объем понятий, указываемых в посылках словами «все» и «некоторые». И точно также не соотносят объем вывода с объемом посылок.

Методика «Количественные отношения». Эта методика близка «Пониманию силлогизмов» и направлена на оценку способности к логическим умозаключающим операции ям, построенным на хорошо усвоенных людьми количественных связях.

Стимульный материал представляет предложенный на бланке набор из 18 задач, в которых на основании двух посылок нужно сделать умозаключение о том, какое число больше. Задачи решаются в уме, а время работы с методикой фиксируется.

Пример:

А больше Б в 3 раза

Б больше В в 2 раза.

А В -?

Методика «Числовые ряды». Решение мыслительной проблемы выделения закономерностей может быть осуществлено в помощью числовых рядов. Методика предназначена для определения уровня развития математических способностей, аналитической составляющей индуктивного мышления в условиях ограниченного времени, способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями.

Стимульный материал - числовые ряды, упорядоченные по какой-то усложняющейся закономерности. От испытуемого требуется выявить эту закономерность в каждом ряду и закончить ряд одним-двумя числами либо, в некоторых вариантах методик – заполнить пробелы между числами.

Пример:

1 3 5 7 ___;

9 11 15 ___ 39 71;

7 21 18 6 18 15 5 ____ ____

Следует обратить внимание на то, способен ли испытуемый гибко менять способ поиска закономерностей, либо шаблонно придерживаться алгоритма, выработанного для первых простых рядов.

Установление последовательности событий. Методика предложена А.Н. Бернштейном, Предназначена для оценки критичности, выявления сообразительности, умения понимать связь событий (причинно-следственную и пространственно-временную) и строить последовательные умозаключения, сравнивать различные данные и их отношения друг к другу, оценивать предсказательную функцию, а также для анализа речевого развития ребенка.

Испытуемому предлагаются беспорядочно расположенные картинки разложить так, чтобы по ним можно было составить связный рассказ, Необходимо выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета. Иногда предлагают подобрать к рассказу заглавие.

Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. При патологии в лобной доле больших полушарий больные в отдельности описывают каждый рисунок, но сопоставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающихся на этих рисунках событиях, Для таких больных характерна и абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения не коррегируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: