Одним из основных условий эффективной работы педагога, его профессиональной компетентности является умение анализировать педагогическую деятельность.
Анализ дает возможность увидеть допущенные в разработке занятий ошибки и предвидеть результаты своих действий, позволяет объективно оценить уровень профессиональной подготовки, способствует обобщению педагогического опыта.
Анализ будет более целенаправленным и объективным, если заранее выделить круг вопросов, существенных для изучения и соответствующих конкретным целям оценки занятия. Выбор позиций и вопросов, подлежащих анализу, может быть различным и должен определяться направлением целевого назначения анализа.
На сегодняшний день учеными и практиками системы образования разработаны различные виды методического анализа, характеризующих занятие с различных сторон, с разных точек зрения. Например:
· Структурный анализ – характеризует структуру урока, обеспечивающую развитие познавательных способностей учащихся.
|
|
· Системный анализ – рассматривает занятие, как единую систему с точки зрения решения главной дидактической цели – обеспечения формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
· Структурно-временной анализ – связан с оценкой рациональности выбранной структуры и распределении времени между структурными этапами.
· Психологический анализ – изучает выполнение предъявляемых психологических требований к уроку.
· Дидактический анализ – определяет реализацию дидактических принципов, методов, средств и форм учебной деятельности.
· Аспектный анализ - включает в себя рассмотрение какой-либо стороны учебного процесса во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
· Комбинированный анализ – представляет собой сочетание перечисленных вариантов анализа.
Анализ может быть представлен в разных формах: текстовой, табличной, графической, комбинированной.
Накопленный методический опыт позволяет констатировать, что любой из указанных видов анализа может быть оформлен в графической форме, позволяющей наглядно продемонстрировать полученные результаты. Методика представления анализа занятия в форме графика алгоритмизируется следующим образом:
- Выделить группы показателей успешности занятия и их критерии с учетом выбранного вида анализа (см. таблицу ниже)
- Оценить выделенные критерии по четырех бальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно.
- Вывести среднюю оценку по каждому показателю.
- Построить оси координат.
- По горизонтальной оси координат отметить все выделенные группы показателей успешности урока.
- По вертикальной оси координат отложить полученные средние баллы каждого показателя.
- Проанализировать полученный график и наметить пути исправления выявленных недочетов.
Полученный график позволяет увидеть и оценить качество проектирования занятия, наглядно продемонстрировать успехи и недостатки выполненной разработки.
|
|
Средняя
оценка
5
1 2 3 4 5 6 и т.д. Показатели
После графика необходимо выполнить текстовое описание результатов проведенного анализа, в котором указать наиболее значимые достоинства данного занятия, его особенности, а также предложения по улучшению низких показателей.
Показатели успешности занятия
№ | Показатели | Критерии успешности | Оценка в баллах |
Оснащение занятия | Оформление доски | ||
Наличие ТСО | |||
Наличие дидактических средств (плакатов, карточек и т.д.) | |||
Средняя оценка: | |||
Содержание занятия | Соответствие содержания занятия программе | ||
Работа с формированием понятийного аппарата | |||
Осуществление межпредметных связей | |||
Средняя оценка: | |||
Организация занятия | Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.) | ||
Готовность учителя и учащихся к занятию | |||
Оценка структуры занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап | |||
Выполнение плана занятия | |||
Достижение поставленных целей занятия | |||
Своевременность окончания занятия | |||
Средняя оценка: | |||
Проведение занятия | Постановка целей и мотивация учащихся, разъяснение значимости изучаемого материала | ||
Логика перехода от одного этапа к другому | |||
Актуализация знаний учащихся, связь нового материала с ранее изученным и имеющимся опытом | |||
Организация практической работы учащихся | |||
Средняя оценка: | |||
Реализация принципов обучения | Принцип сознательности и активности | ||
Принцип научности | |||
Принцип доступности обучения | |||
Принцип наглядности | |||
Принцип систематичности и последовательности | |||
Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий) | |||
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения | |||
Средняя оценка: | |||
Методы обучения | Методы активизации познавательной деятельности | ||
Выбор методов в соответствии с целями и задачами занятия | |||
Учет возрастных особенностей учащихся | |||
Методы развития самостоятельности и творческой активности | |||
Методы воспитания учащихся | |||
Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный) | |||
Методы организации эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.) | |||
Средняя оценка: | |||
Контроль | Непрерывность контроля | ||
Организация само- и взаимоконтроля учащихся | |||
Объективность оценки | |||
Учет всех критериев оценки | |||
Комментирование оценки | |||
Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся | |||
Средняя оценка: | |||
Поведение преподавателя на занятии | Внешний вид | ||
Умение владеть классом | |||
Речь преподавателя | |||
Педагогический такт | |||
Средняя оценка: | |||
Работа учащихся | Активность | ||
Организованность | |||
Дисциплинированность | |||
Средняя оценка: |