Организационные формы обучения учащихся начального профессионального образования

Основы классно-урочной формы обучения были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганнесом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризированы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидакты и методисты, она — при несомненных достоинствах — не ли­шена известных недостатков.

Урок является основной формой организации учебной работы учебных заведениях НПо

В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие ос­новные типы:

урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся);

урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);

урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в цент­ре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);

комбинированный урок (при его проведении решаются разнооб­разные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);

совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагоги­ческая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной тех­нологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.

Естественно, у каждого типа урока имеются различия по по­строению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как прави­ло, включает:

1) организационно-подготовительную часть;

2) теоретическую часть;

3) практическую часть;

4) организационно-заключительную часть.

Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:

вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знаком­ством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного ха­рактера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — кон­трольно-проверочный.

Возможное разнообразие занятий по производственному обу­чению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:

урок-конкурс профессионального мастерства;

урок-зачет;

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

семинар производственного обучения;

производственная конференция;

производственная экскурсия;

урок инструктирования;

урок — праздник первой детали;

урок с участием новаторов производства;

урок изобретательства и рационализации;

урок-аукцион ученических изделий;

урок-отчет;

урок «деловая игра» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: