double arrow

Евроистория

Движение за европейское единство, начавшееся в Западной Европе после 1945 г., вдохновлялось идеализмом, у которого было важное историческое измерение: он стремился покончить с сумбуром ультранационалистических установок, разжигавших конфликты прошлого. Всякому сообществу необходима общая самоидентификация в настоящем и сознание общего прошлого. Так что пересмотр истории был естественным требованием. На первой стадии надо было покончить с неверным изложением и толкованием событий прошлого, очень распространенным во всех странах Европы. На втором этапе надо было достичь согласия относительно позитивного содержания новой Евроистории.

Самые первые дискуссии развернулись в Совете Европы. Поскольку Совет поддерживали 24 правительства Западной Европы, его политический горизонт никогда не был так узок, как у ЕЭС или НАТО, а в культурной области с Советом сотрудничали и 4 не входившие в него страны из Советского блока: Польша, Чехословакия, Венгрия и СССР. Вклад Совета Европы ощущался от Ватикана до Кремля. Начиная с первого коллоквиума, собравшегося в немецком городке Кальв

в 1953 г. для обсуждения темы «Европейская идея в преподавании истории», Совет организовывал по крайней мере по одной большой международной встрече по вопросам истории каждый год в течение 40 лет. Симпозиум в 1965 г. о «Преподавании истории» в Эльсиноре и семинар в 1986 г. об «Эпохе викингов» демонстрировали не только разнообразие затрагиваемых тем, но и географическую и хронологическую широту.

Помимо вопросов дидактики и проблем, связанных с введением в школах «новой истории», предполагающей выработку у учащихся определенных навыков, главные усилия прилагались к избавлению европейских учебных программ от националистических предубеждений и религиозных предрассудков. Особое внимание уделялось недостаткам учебников, написанных в духе национальной историографии. Создавались бесчисленные двуязычные комиссии, чтобы выявить упущения и грехи, в каковых были повинны все европейские авторы, когда они обращались к своему прошлому или прошлому своих соседей. Пионером в этом деле был Институт международных исследований учебников (Георга Экерта), открытый в Брауншвейге в Западной Германии"6.

Впрочем, оставалось несметное количество препятствий к достижению всеобщего согласия по поводу истории Европы. Одно направление, которое следовало голлистской идее Europe des patries [Европа отечеств], могло удовлетвориться амальгамой национальных историй, из которых исключили бы оскорбительный материал. Другие стремились соединить национальные элементы в более однородное и последовательное целое. Главное препятствие было в меняющихся политических реалиях и расширении членства в ЕС. Одно дело представить такую Историю, которая бы примирила исторические представления первоначальной «Шестерки», гораздо труднее было обойти чувствительные места Двенадцати, Девятнадцати, а то и Тридцати восьми. К 1990-м годам понятие европейского единства уже не ограничивалось Западной Европой. «Учебные программы по современной истории должны отказаться от бифокального взгляда на Европу и перейти к всеобъемлющей концепции»117. Тем временем некоторые смельчаки сделали попытку нового синтеза.

Один проект по истории, который финансировала, хотя и не инициировала Европейская


ко-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: