Классификация целей предприятия

Цели в отличие от миссии отражают отдельные направления деятельности предприятия, в соответствии с которыми должна осуществляться принятая миссия.

Важность определения целей связана с:

1 – они являются фундаментом менеджмента, планирования, организации производства, мотивации и т.д.;

2 – они определяют способы повышения эффективности деятельности предприятия;

3 – они лежат в основе принятия любого делового решения;

4 – они помогают формировать конкретные плановые показатели.

В зависимости от сферы установления целей существуют различные признаки классификации целей:

- по субординации;

- по масштабу достижения;

- по соотношению между целями;

- по соотношения во времени;

- по уровню разработки и т.д.

По субординации: высшая цель, частичная (подцель), промежуточная цель.

Высшая цель – цель всего предприятия, которая достигается через промежуточные этапы, для чего формируются частичные цели, т.е. составляющие высшую цель и доводятся до отдельных подразделений и служб. При этом подцель является способом достижения промежуточных целей, а те в свою очередь – способом достижения высшей цели.

По масштабу достижения: цели безграничные и ограниченные.

Безграничные – в этом случае стремятся к максимальной степени достижения.

При постановке ограниченных целей удовлетворяются достижением предварительно заданной величины.

По соотношению между целями: цели дополняющие, конкурирующие, противоположные, безразличные.

Если ставятся дополняющие цели, то достижение цели А ведет к повышению степени достижения цели Б (увеличение прибыли и снижение издержек).

Конкурирующие – когда повышение степени достижения цели А вдет к понижению степени достижения цели Б.

Противоположные - когда реализация цели А исключает или сводит к минимуму реализацию цели Б (крайний случай конкурирующих целей) (экономия электроэнергии и более интенсивная загрузка оборудования).

Безразличные – выполнение одной цели не оказывает влияние на выполнение другой (цели касаются разных сфер деятельности предприятия).

По временному соотношению: кратко-, средне- и долгосрочные; моментальные и относящиеся к определенному промежутку времени; статичные и динамичные; продолжительные и приходящие.

Кратко-, средне- и долгосрочные цели ориентированы на разное календарное время, но при этом четко устанавливается, какой период времени относить к долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному.

Моментальные – приурочены к определенной дате.

Приуроченные к определенному промежутку времени – имеют ввиду конкретный период времени.

Статичные цели – не предусматривают своего развития во времени.

Динамичные – устанавливаются с учетом их временного развития.

Продолжительные (всегда существующие) – например, стремление к повышению прибыли.

Приходящая цель – актуальна в определенный период времени.

По уровню разработки:

- корпоративные – относящиеся к компании в целом и способствующие воплощению миссии. Эти цели связаны с требованиями, которые должны удовлетворять все подразделения корпорации и на которые они должны равняться при установлении своих целей.

- деловые (цели предпринимательской деятельности) – касаются конкретных видов бизнеса в составе корпорации и отражают желательный уровень их прибыльности и конкурентоспособности;

- функциональные цели – устанавливаются для отдельных направлений деятельности внутри конкретных сфер бизнеса чтобы способствовать достижению целей как отдельных видов предпринимательства, так и целей корпорации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: