Цели в отличие от миссии отражают отдельные направления деятельности предприятия, в соответствии с которыми должна осуществляться принятая миссия.
Важность определения целей связана с:
1 – они являются фундаментом менеджмента, планирования, организации производства, мотивации и т.д.;
2 – они определяют способы повышения эффективности деятельности предприятия;
3 – они лежат в основе принятия любого делового решения;
4 – они помогают формировать конкретные плановые показатели.
В зависимости от сферы установления целей существуют различные признаки классификации целей:
- по субординации;
- по масштабу достижения;
- по соотношению между целями;
- по соотношения во времени;
- по уровню разработки и т.д.
По субординации: высшая цель, частичная (подцель), промежуточная цель.
Высшая цель – цель всего предприятия, которая достигается через промежуточные этапы, для чего формируются частичные цели, т.е. составляющие высшую цель и доводятся до отдельных подразделений и служб. При этом подцель является способом достижения промежуточных целей, а те в свою очередь – способом достижения высшей цели.
|
|
По масштабу достижения: цели безграничные и ограниченные.
Безграничные – в этом случае стремятся к максимальной степени достижения.
При постановке ограниченных целей удовлетворяются достижением предварительно заданной величины.
По соотношению между целями: цели дополняющие, конкурирующие, противоположные, безразличные.
Если ставятся дополняющие цели, то достижение цели А ведет к повышению степени достижения цели Б (увеличение прибыли и снижение издержек).
Конкурирующие – когда повышение степени достижения цели А вдет к понижению степени достижения цели Б.
Противоположные - когда реализация цели А исключает или сводит к минимуму реализацию цели Б (крайний случай конкурирующих целей) (экономия электроэнергии и более интенсивная загрузка оборудования).
Безразличные – выполнение одной цели не оказывает влияние на выполнение другой (цели касаются разных сфер деятельности предприятия).
По временному соотношению: кратко-, средне- и долгосрочные; моментальные и относящиеся к определенному промежутку времени; статичные и динамичные; продолжительные и приходящие.
Кратко-, средне- и долгосрочные цели ориентированы на разное календарное время, но при этом четко устанавливается, какой период времени относить к долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному.
Моментальные – приурочены к определенной дате.
Приуроченные к определенному промежутку времени – имеют ввиду конкретный период времени.
Статичные цели – не предусматривают своего развития во времени.
|
|
Динамичные – устанавливаются с учетом их временного развития.
Продолжительные (всегда существующие) – например, стремление к повышению прибыли.
Приходящая цель – актуальна в определенный период времени.
По уровню разработки:
- корпоративные – относящиеся к компании в целом и способствующие воплощению миссии. Эти цели связаны с требованиями, которые должны удовлетворять все подразделения корпорации и на которые они должны равняться при установлении своих целей.
- деловые (цели предпринимательской деятельности) – касаются конкретных видов бизнеса в составе корпорации и отражают желательный уровень их прибыльности и конкурентоспособности;
- функциональные цели – устанавливаются для отдельных направлений деятельности внутри конкретных сфер бизнеса чтобы способствовать достижению целей как отдельных видов предпринимательства, так и целей корпорации в целом.