В условиях расстроенной экономики предприятия могут возникать болезненные периоды нестабильности, когда начинают падать объемы продаж (прибыли), при этом падение может быть трех видов:
V V V
прод. прод. прод.
t t t
А – резкое падение Б – длительное В – глубокие колебания
медленное падение
Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объемов продаж и прибыли с последующим их повышением, т.е. переходом к стадии роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трех подходов «выравнивания» (стабилизации):
1- экономия с четким намерением быстрого оживления (случай А);
2- сдвиги при продолжительном спаде (случай Б);
3- стабилизация, основанная на долговременных программах по достижению прочих позиций на рынке (случай В).
Экономия применяется при неожиданном спаде объемов продаж и прибыли и может состоять из трех фаз:
1) ревизия затрат;
2) консолидация;
3) оживление.
Ревизия затрат связана с усилиями на достижение быстрого сокращения затратной части продукции. Включает сокращение персонала и расходов на его содержание, сокращение расходов на НИОКР, сведение к минимуму затрат на маркетинг, сокращение товарных запасов, сведение к минимуму накладных расходов и т.д.
Консолидация – в течение этой фазы предприятие должно определить время и скорость оживления своей деятельности и установить программу увеличения прибыли и совершенствования управления как 2-го этапа экономии затрат. При этом необходима координация всех имеющихся функциональных программ экономии (персонал, маркетинг, производство, наука, финансы), поскольку экономия только в одном звене не приведет к экономии по всей системе в целом.
Оживление – на этой стадии происходит переход от оборонительных действий к наступательным, начинаются активные действия в сфере маркетинга и финансов. Эта стадия схожа с начальной стадией стратегии роста.
Сдвиги – применяется в условиях длительного спала и срок реализации зависит от степени «разлаженности» экономики предприятия и от экономического положения на рынке. В целом этапы этой альтернативы совпадают с этапами стратегии экономии затрат, а именно уменьшение потерь, стабилизация, оживление. Однако этот случай требует более кардинальных мер, связанных со структурными сдвигами в производственно-экономической деятельности предприятия:
1) реконструкция ОПФ;
2) освоение новых видов продукции;
3) накопление финансовых ресурсов для перестройки деятельности предприятия, его переориентации и т.д.
Стабилизация – применяется в условиях глубоких колебаний (как правило у предприятий, зависящих от заказов). Эта стратегия может быть связана с двумя последующими альтернативами:
1) экономия затрат;
2) проведение структурных сдвигов.
Однако имеются отличительные черты:
1 – краткосрочный период: перестройка системы «продукт-рынок»;
2 – долгосрочный период: программируемый переход на производство новой продукции.
Переориентация «продукт-рынок» предусматривает баланс между выпускаемым продуктом и рынком сбыта, чтобы погашать колебания на отдельных сегментах и обеспечивать стабильность деятельности предприятия в целом (молокозавод – мороженое, йогурты).
Программируемый переход необходим, если переориентация «продукт-рынок» не обеспечивает длительную стабилизацию. В этом случае планируется переход на производство другой непрофильной продукции.
Стратегия выживания применяется в условии полного расстройства экономики предприятия, в состоянии, близком к банкротству.
Цель: стабилизация обстановки, т.е. переход к стратегии стабилизации, а в дальнейшем – к стратегии роста.
Данная стратегия не может быть долгосрочной, она требует быстрых решительных и скоординированных действий, поэтому она предусматривает:
- жесткую централизацию управления;
- создание антикризисного комитета для принятия быстрых ответных мер на изменения внешней среды и для разработки и реализации программ «престройки».