Методы анализа среды

Стратегический анализ дает предприятию информацию о состоянии внешней и внутренней среды, при этом анализ внутренней середы позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, а анализ внешней среды – возможности и угрозы внешней среды.

Сильные стороны являются базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которые оно должно стремиться укреплять и расширять.

Слабые стороны являются предметом пристального внимания руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Томпсон и Стриклэнд предложили набор характеристик, по которым можно составить перечень сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.

Сильные стороны:

- выдающаяся компетентность;

- адекватные финансовые ресурсы;

- высокая квалификация;

- хорошая репутация у потребителей;

- лидерство на рынке;

- возможности получения экономии от роста объемов производства;

- степень защищенности от сильного конкурентного давления;

- современная технология;

- преимущества в области издержек;

- преимущества в области конкуренции;

- наличие инновационных возможностей и их реализация;

- проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

- отсутствие ясных стратегических направлений;

- ухудшающаяся конкурентная позиция;

- устаревшее оборудование;

- низкая прибыльность по причине…;

- недостаток управленческого таланта;

- отсутствие некоторых типов ключевой компетенции и квалификации;

- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

- отставание в области исследований и разработок;

- узкий ассортимент продукции;

- слабые рыночные исследования;

- маркетинговые способности ниже средних;

- неспособность финансирования необходимых изменений в стратегии и т.д.

Возможности внешней среды:

- выход на новые рынки ли сегменты рынка;

- расширение производственной линии;

- добавление сопутствующей продукции;

- вертикальная интеграция;

- ускорение роста рынка;

- успокоенность основных конкурентов;

- возможность перехода к лучшей стратегии и т.д.

Угрозы внешней среды:

- возможность появления новых конкурентов;

- рост продаж замещающего продукта;

- замедление роста рынка;

- неблагоприятная политика правительства;

- возрастающее давление конкурентов;

- спад делового цикла;

- изменение вкуса потребителей;

- неблагоприятные демографические изменения и т.д.

Существует несколько методов анализа среды, таких как SWOT-анализ, матрица возможностей, матрица угроз, составление профиля среды и т.д.

Наиболее распространенным является метод составления матрицы SWOT, которая позволяет на основании выявленных сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, установить цепочки взаимосвязей между ними и в дальнейшем использовать их для формирования стратегии предприятия. Т.о. SWOT-анализ позволяет определить совместное влияние на деятельность предприятия внутренних и внешних факторов (комплексное) и определить возможные стратегические направления развития.

SWOT-матрица

SW OT О - возможности Т - угрозы
1. 2. . . . 1. 2. . . .
S – сильные стороны SO ST
1. 2. . . . 1. 2. . . . 1. 2. . . .
W – слабые стороны WO WT
1. 2. . . . 1. 2. . . . 1. 2. . . .

В матрице SWOT образуются 4 поля:

- SO – сила * возможности;

- ST – сила * угрозы;

- WO – слабость * возможности;

- WT – слабость * угрозы;

На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии предприятия.

В отношении пар, которые возникают на поле SO, следует разработать стратегии по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.

Для тех пар, которые оказались на поле WO, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости.

Если пара находится на поле ST, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.

Для пар на поле WT необходимо разрабатывать стратегию, которая позволила бы как избавиться от слабостей, так и устранить возникшую угрозу.

Выбранная стратегия должна основываться на том, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность, а именно неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент, или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть дополнительные возможности, если конкуренты не смогли устранить ту же угрозу.

Матрица возможностей и матрица угроз предполагает оценку их с т.з. важности и степени влияния на стратегию предприятия. Для этого применяется позиционирование каждой конкретной возможности в матрице возможностей и каждой конкретной угрозы в матрице угроз для того, чтобы выявить наиболее опасные угрозы и наиболее привлекательные возможности и сконцентрировать внимание и финансовые ресурсы именно в этих направлениях.

Метод составления профиля среды применим как для макросреды, так и для микро- и внутренней среды предприятия. С помощью этого метода оценивается относительная значимость для предприятия отдельных факторов среды. Этот метод является таблично-графическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: