С — полная себестоимость единицы продукции

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль от реализации продукцииРП) рассчитывается по формуле:

ПРП = ВРП – СРП,

где ВРП — планируемая выручка от реализации продукции в дей­ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

СРП — полная себестоимость реализуемой в предстоящем перио­де продукции.

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остат­ков нереализованной продукции на начало планируемого периода (ПОН) и объема выпуска товарной продукции в течение планируе­мого периода (ПТП) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (ПОК), то расчет плановой сум­мы от реализации продукции рассчитывается по формуле:

ПРП = ПОН + ПТП – ПОК

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реа­лизуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль сум­мируется по всем ассортиментным позициям. К полученному ре­зультату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к прямому методу, так как он позволяет определить вли­яние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитичес­ком методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех пос­ледовательных этапов:

Ø определения базовой рентабельности как частного от деле­ния ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себе­стоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

Ø исчисления объема товарной продукции в планируемом пе­риоде по себестоимости отчетного года и определение при­были на товарную продукцию, исходя из базовой рента­бельности;

Ø учета влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от ре­ализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, при­быль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного харак­тера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реа­лизации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяет­ся, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После определения прибыли (убытков) по остальным видам де­ятельности, а также от внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так называ­емый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются эле­менты первого и второго способов. Так, стоимость товарной про­дукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плано­вую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повы­шение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяй­ственной деятельности промышленного предприятия: уровень ис­пользования основного капитала, машин, оборудования, техноло­гий, организация производства и труда. Абсолютная величина при­были отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: