double arrow

Федеральная государственная служба

К федеральной государственной службе, с учетом содержания ст. 2 комментируемого закона, определения понятия государственная служба, данного в ст. 1, отнесены:

государственная военная служба (см. комментарии к ст.ст. 2, 6);

государственная правоохранительная служба (см. комментарии к ст. 2, 7);

федеральная государственная гражданская служба (см. комментарий к ст. 2, 5).

Рисунок 6 Классификация государственной службы в зависимости от уровня власти

Рисунок 7 Классификация государственной службы в зависимости от видовой дифференциации

Федеральная государственная служба имеет в своем правовом и организационном статус те же признаки и свойства, которые определены в отношении государственной службы в целом.

Вместе с тем, главной особенностью федеральной государственной службы является предмет ее ведения. В статье 71 Конституции РФ определяется исключительная компетенция Российской Федерации и в числе вопросов ведения (п. "т") названа федеральная государственная служба. В данном случае имеются в виду организация и правовое регулирование федеральной государственной службы. Содержание же деятельности федеральной государственной службы составляет предмет ведения государства в той его части, которая отнесена к федеральной компетенции. Предмет ведения федеральной государственной службы определяет и границы территории, в пределах которой федеральные государственные органы и федеральные государственные служащие реализуют свои полномочия. Федеральные государственные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с назначенными им полномочиями осуществляют деятельность либо в масштабах Российской Федерации независимо от территориального устройства, либо применительно к территориальному устройству Российской Федерации.

В круг нормативных правовых актов, регулирующих федеральные государственно-служебные отношения, входят как акты, регулирующие государственную службу в целом, например - комментируемый закон, так и акты, которые относятся к отдельным видам федеральной государственной службы, например - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Статус федеральных государственных служащих определяется также в законах о федеральных органах государственной власти, например, в Федеральном конституционным законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Законе РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г.

Регулирование федеральной государственной службы и в частности статуса федерального государственного служащего осуществляется также посредством указов Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" устанавливает систему федеральных органов исполнительной власти, включающую федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство:

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации; (пп. "в" в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба (служба):

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649).

Федеральное агентство:

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649).

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.

6. Военная служба

Определение военной службы сформулировано в законодательстве достаточно четко, поэтому обратим внимание на следующие моменты. Во-первых, военная служба - это профессиональная деятельность. Как отмечается в юридической литературе, профессиональная деятельность предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации, обусловливающие компетентность лица в соответствующей области или вопросе. Однако в обыденном смысле под профессиональной военной службой понимают исключительно ту военную службу, которая осуществляется в добровольном порядке (по контракту). Между тем действующее федеральное законодательство о военной службе устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: