Вопрос. Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.

Структура управления является организационной формой, основанной на разделении и кооперации управленческой деятельности, обеспечивающей достижение поставленных целей. В рамках организационной структуры протекает управленческий процесс (движение информации, коммуникации, принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, установлены права и ответственность за их выполнение. Связь структуры с ключевыми категориями управления (целями, функциями, процессом, персоналом и др.) свидетельствует о её огромном влиянии на все стороны работы организации.

Основными элементами структуры управления являются:

1) уровни управления – иерархические ступени, обособившиеся в силу деления организации по вертикали (высший, средний, низший уровни);

звенья управления – функциональные подразделения, существующие на основе деления организации по горизонтали (бригады, секции, отделы);

2) вертикальное разделение труда - отделение руководства от непосредственного исполнения (общее руководство, стратегическое, оперативное управление);

горизонтальное разделение труда – разграничение сферы деятельности по функциональным областям и видам работ (реклама, финансы, инновации, сбыт);

3) линейные связи – продвижение потоков информации по уровням управления;

горизонтальные связи - обмен информацией между подразделениями одного уровня;

диагональные связи – движение информации между подразделениями различных уровней и функциональных областей;

4) отношения субординации – отношения, основанные на линейных взаимосвязях (распорядительство и подчинение);

отношения координации - отношения, отражающие горизонтальные взаимосвязи (сотрудничество и согласование);

5) степень централизации - уровень тяготения к сосредоточению власти на верхних этажах организационной структуры;

степень децентрализации - уровень перенесения властных функций и полномочий на нижние этажи;

6) сфера контроля – число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю:

широкая сфера контроля – установление большого объема управления и формирование "плоской" структуры;

узкая сфера контроля - установление незначительного объема управления и построение "высокой" структуры.

При характеристике организационных структур современные специалисты оперируют понятием департаментизация (департаментализация), означающим процесс организационного обособления отдельных видов работ, т. е. процесс деления компании на отдельные блоки (департаменты), имеющие четко определенные конкретные задачи, обязанности и несущие ответственность.

Структура управления должна обеспечивать устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения всех структурных компонентов организации, способствующие реализации выработанных целей и стратегий.

Основными требованиями, предъявляемыми к структурам управления, являются:

оптимальность – рациональность достижения целей организации;

гибкость – способность менять форму в соответствии с потребностями;

адаптивность – способность адекватно реагировать на изменения среды;

оперативность – своевременность реагирования на изменения;

устойчивость – стабильность функционирования при различных внутренних и внешних воздействиях;

надежность – гарантированность бесперебойной работы и качественного выполнения функций;

экономичность – превышение результата функционирования структуры над затратами на ее содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: