Сопротивление и покорность

Проповедь по случаю бракосочетания,
произнесенная из тюремной камеры.

Май 1943

...Дабы нам послужить к похвале славы
Его...

Ефес 1, 2

Неотъемлемое право новобрачных встретить день
4х свадьбы с чувством ни с чем не сравнимого триумфа.
Если все трудности, препятствия, сомнения и колебания
честно выстраданы и преодолены, а не просто отбро-
шены в сторону (это только хорошо, если не все идет
гладко), тогда действительно новобрачные добились ре-
шающего успеха в своей жизни. Согласием, данным
друг другу в свободном решении, они вывели свою
жизнь на новый поворот. Радостно и уверенно пошли
они навстречу всем сомнениям и проблемам, которые
жизнь выдвигает перед любым продолжительным сою-
зом двух людей, и на свой страх и риск завоевали
новую землю для своей жизни. Пусть в каждой свадьбе
звучит ликующая нота от того, что люди могут творить
такие великие дела, что им дарована безграничная сво-
бода и власть брать в свои руки кормило собственной
жизни. И справедливая гордость земных чад за право
быть кузнецами своей судьбы должна сливаться со счасть-
ем молодых. Не нужно спешить и заводить смиренный
разговор о Божией воле и Провидении. Прежде всего
это ваша чисто человеческая воля торжествует здесь
свою победу; путь, на который вы вступаете, выбран
вами абсолютно самостоятельно, и дело, которое вы
сделали и делаете, дело насквозь мирское, а не исклю-


чительно благочестивый акт. А потому несше сами всю
ответственность за него, ведь ни один человек, кроме
вас, не может взять ее на себя; а если выразиться точ-
нее, то на вас, молодая пара, возложена вся ответст-
венность за успех вашего предприятия при всем том
счастье, которое сокрыто в этой ответственности. Не надо
фальшивой набожности, скажите сегодня смело: это
наша воля, это наша любовь, это наш путь. «Сталь и
железо истлеют конечно, наша любовь же пребудет
навечно».

Потребность в земном счастье, которое вы стреми-
тесь обрести друг в друге и которое состоит в том,
чтобы, как поется в средневековой песне, душой и
телом друг другу быть утехой,— эта потребность оп-
равдана пред людьми и пред Богом.

Кому, как не вам, можно с чувством особой благо-
дарности обратить свой взгляд на прошлую жизнь. Вы
были буквально осыпаны всеми радостями и приятно-
стями жизни, все вам удавалось, вы грелись в лучах
любви и дружбы окружающих вас людей, препятствия
на вашем пути во многом устранялись прежде, чем
вы к ним приближались, в любой жизненной ситуации
вы чувствовали себя под надежной защитой близких и
друзей, каждый нес вам лишь доброе, ну а в конце
концов вам было даровано найти друг друга, и сегодня
вы у цели ваших желаний.

Вы знаете сами, что ни один человек не в состоянии
собственными силами создать и обеспечить такую жизнь
и что, мало того, одному дается, у другого отнимается,—
это мы называем Божественным промыслом. Сколь вели-
ко сегодня ваше торжество, что ваша воля, ваш путь
близки к цели, столь же велика пусть будет ваша благо-
дарность за то, что Божия воля и Божий путь привели
вас сюда; с какой уверенностью вы сегодня принимае-
те на себя ответственность за ваше дело, с той же
уверенностью вы можете вложить эту ответственность

в Божий руки.

к/ 520


Бог, прилагающий сегодня Свое согласие к вашему
согласию, допускающий вашу волю, дарующий вам ваше
торжество, восторг и гордость, делает вас в то же время
орудием Своей воли и Своих планов в отношении вас
и других людей. Бог на самом деле в Своем непости-
жимом благоволении дает Свое согласие на ваше со-
гласие, но, делая это, Он вместе с тем творит из вашей
любви нечто совершенно новое, Он творит святой су-
пружеский союз.

Бог ведет ваш брак. Брак — это нечто большее, чем
ваша любовь друг к другу. Его достоинство и власть
выше, ибо его священное учреждение — дело рук Бога,
и в браке желает Он сохранять людей до конца дней.
В любви вашей вы видите себя одними на целом свете,
в браке же вы — звено в цепи поколений, которые
приходят и уходят по воле Божией к Его славе и которых
Он призывает в Свое Царство. В любви вашей вы видите
лишь небеса вашего собственного счастья, благодаря
браку вы с ответственностью входите в мир и разде-
ляете ответственность людей. Ваша любовь принадлежит
вам и только вам, брак же — нечто надличное, брак —
это звание, служение. Короля делает королем венец, а
не просто охота поцарствовать, так и вы стали супру-
жеской парой пред Богом и людьми не благодаря только
вашей взаимной любви, а благодаря браку. Вы сперва
обмениваетесь кольцами сами, а потом снова прини-
маете их из рук пастора, так и любовь исходит от вас,
брак же — свыше, от Бога. Насколько Бог выше челове-
ка, настолько же святость, права и обетование брака
выше святости, прав и обетования любви. Не ваша лю-
бовь несет брак, но брак отныне несет вашу любовь.

Бог делает ваш брак нерасторжимым. «Что Бог со-
четал, того человек да не разлучает» (Мф 19, 6). Бог
сочетает вас в браке, это совершает Бог, не вы. Не
путайте вашу любовь друг к другу с Богом. Бог делает
ваш брак нерасторжимым, Он защищает его от любой


опасности, грозящей изнутри или снаружи, Бог желает
быть гарантом нерасторжимости брака. Счастлив тот,
кто уверен, что ни одна власть в мире, ни одно искуше-
ние, ни одна человеческая слабость не могут разъединить
то, что Бог сочетал. Да, кто это знает, может спокойно
сказать: что Бог сочетал, то человек не может разлучить.
Свободные от всяческих опасений, непременно сопут-
ствующих любви, в полной уверенности, с полной опре-
деленностью вы можете теперь сказать друг другу:
отныне мы никогда не утратим друг друга, по Божией
воле мы принадлежим друг другу до самой смерти.
Бог устанавливает порядок для жизни в браке. «Жены,
повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы»
(Кол 3, 18.19). Вступая в брак, вы закладываете дом.
Для этого необходим порядок, и этот порядок настолько
важен, что Сам Бог устанавливает его, ибо без него
все пришло бы в расстройство. При учреждении вашего
дома вы свободны во всем, за исключением одного:
жена должна слушаться мужа, муж должен любить свою
жену. Тем самым Бог воздает честь, подобающую мужу
и жене. Честь жены — служить мужу, быть ему помощ-
ницей, как сказано в повествовании о сотворении мира
(Быт 2, 20), честь же мужа — любить свою супругу
от всего сердца. Он «оставит отца и мать и прилепится
к жене своей» (Мф 19, 5) и будет «любить ее как свою
плоть». Жена, стремящаяся господствовать над своим
мужем, вершит бесчестье себе самой и своему мужу,
так же как муж покрывает себя и свою жену бесчестьем,
отказывая ей в любви; оба они попирают Божию честь,
которая должна венчать брак. Если жена, влекомая тще-
славием, стремится стать как ее муж, а муж смотрит
на жену лишь как на игрушку своего господства и про-
извола, то это показатель нездоровых времен и ненор-
мальных отношений. Если женское служение рассматри-
вается как пренебрежение женой и даже как унижение


ее достоинства, а исключительная любовь мужа к своей
жене воспринимается как слабость или даже глупость,
то это начало разложения и распада всех жизненных
структур общества.

Дом мужа — вот место, на которое жена поставле-
на Богом. Многие сегодня уже забыли, что может озна-
чать дом, но нам, другим, именно в наше время это
стало особенно ясно. Это — суверенное царство посре-
ди целого мира, это твердыня в бурях эпохи, прибе-
жище, даже святыня. Не на зыбкой почве изменчивых
событий внешней и общественной жизни стоит он, его
покой в Боге, дающем ему смысл и ценность, суть и
право, назначение и достоинство. Это — установление
Бога в мире, место, где должны воцариться — что бы
ни творилось на земле — мир, тишина, радость, любовь,
чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции,
а во всем этом — счастье. Призвание и счастье жены —
строить этот мир в мире мужа и действовать в нем.
Счастье, если она поймет все величие и богатство ее
удела и задачи. Не новое, но вечное, не изменчивое,
но постоянное, не громкое, но тихое, не слова, но
дела, не приказание, но привлечение, не домогание,
но обладание — и все это согретое и окрыленное любо-
вью к мужу — вот царство жены. В Книге Притчей Со-
ломоновых говорится: «Уверено в ней сердце мужа ее,
и он не останется без прибытка; она воздает ему доб-
ром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает
шерсть и лен, и с охотой работает своими руками.
Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем
и урочное служанкам своим. Длань свою она открывает
бедному, и руку свою подает нуждающемуся... Встают
дети и ублажают ее, муж и хвалит ее: «Много было
жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Притч
31, 11 ел.). Счастье, которое муж находит в настоящей,
или, как сказано в Библии, «добродетельной», «муд-
рой», жене, непрестанно прославляется Писанием как


высшее земное счастье. «Цена ее выше жемчугов»
(Притч 31, 10). «Добродетельная жена — венец для
мужа своего» (Притч 12, 4). Но с той же откровенностью
говорится в Библии о несчастье, постигающем мужа
и весь дом от дурной, «неразумной» жены.

Если муж зовется главой жены и даже с таким до-
бавлением — «как и Христос Глава Церкви» (Ефес 5,
23), то тем самым на ваши земные отношения падает
божественный отблеск; мы должны увидеть его и воз-
дать ему честь. Звание, в которое здесь возводится
муж, связано не с его личными способностями и задат-
ками, но с его служением, которое он принимает, всту-
пая в брак. И жена должна видеть его облеченным этим
званием. Для него же самого звание это означает высшую
ответственность. Как глава дома, он несет ответствен-
ность за жену, за брак и за дом. На него возложены
забота о домашних и защита их, он представитель своего
дома пред миром, он опора и утешение домашним,
он домоправитель, который наставляет, наказывает, по-
могает и утешает и предстоит пред Богом за свой дом.
Благо, если жена почитает мужа в его служении, а муж
действительно справляется со своим служением,— таков
божественный порядок. «Мудрыми» будут те супруги,
которые познают и соблюдают божественный уклад;
«неразумен» тот, кто думает, что сможет поставить на
его место другой порядок — плод собственной воли
и неразумения.

Бог возложил на брак благословение и бремя. Бла-
гословение — в обетовании потомства. Бог допускает че-
ловека к участию в Своем неустанном созидании; но
только Сам Бог благословляет брак детьми. «Дети —
дар Господа» (Пс 126, 3), и мы должны смотреть на них
как на дар. От Бога принимают родители детей, и к
Богу они должны их снова привести. Отсюда и божест-
венный авторитет родителей по отношению к детям.
Лютер говорит о «золотой цепи», возложенной Богом


на родителей; а по Писанию, в соблюдении пятой запо-
веди заключено особое обетование долголетия на земле.
Поскольку и до тех пор, пока люди живут на земле,
Бог дал им воспоминание о том, что над этой землей
тяготеет проклятье греха и что земля — еще не конец
всего. Над судьбой женщины и мужчины нависла гроз-
ная тень Божьего гнева, на них возложено божествен-
ное бремя, которое они должны нести. Жена должна
в муках рожать детей, а муж — в заботе о своих домаш-
них — пожинать тернии и волчцы и трудиться в поте
лица своего. Бремя это должно подвигнуть супругов
на призывание Бога, оно должно напоминать им об их
вечном предназначении в Его Царствии. Земной союз —
лишь начало вечного союза, земной дом — лишь образ
Дома Небесного, земная семья — лишь отблеск отцов-
ства Бога по отношению ко всем людям, Его чадам.

Бог посылает вам Христа, Который есть основа вашего
брака. «Принимайте друг друга, как Христос принял вас
в славу Божию» (Рим 15, 7). Одним словом: живите
вместе, прощая друг другу грехи, без чего не устоит
ни один человеческий союз, а брак и подавно. Не будьте
несговорчивыми, не судите и не осуждайте друг друга,
не возноситесь, не перекладывайте собственную вину на
другого, но принимайте себя такими, какими вы есть,
и каждый день прощайте друг друга от всего сердца.

С первого дня супружеской жизни и до последнего
пусть вашим законом будет: «Принимайте друг друга...
в славу Божию».

Вот вы и выслушали Божие слово о вашем браке.
Поблагодарите Его за это, принесите Ему благодарность
за то, что Он привел вас сюда, просите Его, чтобы Он
основал, укрепил, освятил и сохранил ваше супружество,
и тогда вы вашим браком принесете «нечто во славу Его
великолепия». Аминь.

Вопросы философии. 1989. № 10.
С. 126—129



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: