Дж. Локк

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ

Необходима любовь к истине. Кто хочет серьезно
приняться за поиски истины, должен прежде всего под-
готовить свой ум любовью к ней: ибо, кто не любит
истины, тот не станет прилагать много усилий на отыска-
ние ее и не будет очень огорчен, если не достигнет ее.
В царстве науки все объявляют себя любителями исти-
ны, и всякое разумное существо считало бы обидным
иное мнение о себе. При всем том можно справедливо
утверждать, что очень немногие любят истину ради са-
мой истины, даже среди убежденных в этом людей.
Стоит заняться исследованием того, как человек может
узнать, искренне ли он любит истину. И я думаю, есть

См.: Лукреций. О природе вещей. Кн. 2. Ст. 1—10.


один безошибочный признак этого, а именно не под-
держивать никакого положения с большей уверенностью,
нежели позволяют доказательства, на которых оно по-
строено. Кто выходит за это мерило согласия, тот со-
вершенно очевидно принимает истину не из любви к
ней, любит истину не ради самой истины, а ради какой-
нибудь иной, побочной цели. Так как очевидность истин-
ности всякого положения (помимо положений самооче-
видных) покоится исключительно на имеющихся у чело-
века доказательствах его, какова бы ни была степень
даваемого им согласия сверх этой очевидности, то ясно,
что всякая излишняя уверенность коренится в каком-
нибудь другом чувстве, а не в любви к истине. Ибо
любовь к истине не может повести мое согласие дальше
очевидности, говорящей об истинности данного поло-
жения, как и не может заставить меня согласиться с
этим положением из соображения очевидности, которой
оно не имеет: это значило бы на деле все равно что
любить его как истину, хотя возможно или вероятно,
что оно не истинно. Для всякой истины, которая завла-
девает нашим умом не благодаря непреодолимому све-
ту самоочевидности и не в силу доказательства, доводы,
заставляющие нас согласиться с ней, являются порукой
и гарантией ее вероятности для нас; и мы можем принять
ее лишь такой, какой они передают ее нашему разуму.
Доверие, которое мы оказываем положению, или авто-
ритетность, которую мы ему придаем, сверх того, что
оно получает от принципов и доводов, на которые оно
опирается, вытекают из наших склонностей в этом на-
правлении и постольку есть умаление любви к истине
как таковой: истина, не будучи в состоянии получить
от наших страстей или интересов никакой очевидности,
не должна получать от них и никакой окраски.

Соч.: 83т. М., 1985. Т. 2. С. 177—
178


Б. Паскаль

МЫСЛИ

Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под
предлогом, что она оспорима, что большинство ее отри-
цает. Значит, его заблуждение сознательное, оно про-
истекает из нелюбви к истине и добру, и этому человеку
нет прощения.

Люди готовы пожертвовать жизнью ради любого
убеждения, хотя, казалось бы, любовь к ней так сильна
и так естественна.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XV/ —
XV/I/ веков. М., 1987. С. 253, 241


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: