Несвоевременные размышления. Паскаль был вообще того мнения, что люди так неотступно занимаются своими делами и своими нау- ками

...Паскаль был вообще того мнения, что люди так
неотступно занимаются своими делами и своими нау-
ками, лишь чтобы убежать этим путем от важнейших
вопросов, которое навязало бы им всякое одиночест-
во, всякий действительный досуг, именно от этих поче-
му, откуда и куда. Нашим ученым, удивительным
образом, не приходит даже в голову ближайший вопрос:
на что, собственно, нужны их работа, их спешка, их мучи-
тельное и головокружительное стремление? Ведь не для
того же в самом деле, чтобы зарабатывать себе хлеб
или добиваться почетных мест? Нет, конечно нет. И все
же вы трудитесь так, как трудятся нуждающиеся и ли-
шенные насущного хлеба; вы даже спешите схватить
яства со стола науки без всякого разбора и с такой
жадностью, словно вы умираете с голода. Но если вы,
научные люди, поступаете с наукой, как работники —
с теми задачами, которые ставят им бедность и жиз-
ненная нужда, то что же тогда станется с культурой,
приговоренной ждать часа своего рождения или осво-
бождения, перед лицом такой возбужденной, запыхав-
шейся, мечущейся и даже барахтающейся научности?
Для культуры ни у кого нет времени — но ведь при
чем же вообще наука, если у нее нет времени для
культуры? Так ответьте нам по крайней мере в этом
случае: откуда, куда, зачем вся наука, если она не ведет
к культуре? Не к варварству ли? И мы видим, что сосло-
вие ученых сделало ужасающие шаги вперед в этом
направлении.

Государству вовсе не важна истина вообще, а исклю-
чительно лишь полезная ему истина, или, говоря еще
точнее, лишь все, что ему полезно, будь то истина,

ЧЛ1


полуистина или ложь. Союз между государством и фи-
лософией имеет, следовательно, смысл лишь в том слу-
чае, если философия может обещать быть всегда полез-
ной государству, то есть ставить государственную поль-
зу выше, чем истину. Правда, для государства было бы
великолепно иметь и истину в услужении и на жало-
вании у себя; но только оно само хорошо знает, что
к природе истины принадлежит не оказывать никаких
услуг и не состоять ни на чьем жаловании. Поэтому
в том, что оно имеет, оно имеет лишь ложную «исти-
ну», существо с личиной; а последнее, к сожалению,
не может дать ему того, чего оно так жаждет от
подлинной истины,— именно его собственного оправда-
ния и освящения.

Поли. собр. соч. М., (909. Т. 2.
С. 47, 258—259

Э. Шпрангер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: