Формы жизни

Теоретическая установка является, собственно, лишь
тенденцией, которая, так же как и все остальные уста-
новки, никогда не встречается у живого человека со-
вершенно изолированно, в абсолютно законченном цен-
ностном соответствии. Чисто теоретический человек —
это всего лишь конструкция. В реальном мире его ни-
когда не будет, хотя он обладает своей внутренней
логикой, к которой может приближаться живой чело-
век, а именно если у него с выраженной односторон-
ностью господствует познавательная установка.

Какова же эта установка?

Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь
одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая


ведет к объяснению, установлению связей, теоретизи-
рованию. Его переживания оторваны от реальной жиз-
ни: он может отчаяться от невозможности познать, ли-
ковать из-за чисто теоретического открытия, будь это
даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет
себя как психологическое существо ради порождения
чисто идеального мира закономерных связей. Для него
имеет ценность лишь чистота методов познания — ис-
тина любой ценой. Мир для него — это бесконечное
производство сущностей и система отношений зависи-
мости. С помощью этого представления он преодоле-
вает зависимость от момента. Он живет в мире без
времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иног-
да охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связы-
вает прошедшее и будущее в закономерный порядок,
создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности,
светящейся в непреходящей ценности его истин. В прак-
тическое поведение он также вносит систему, которая
отсутствует у существ, живущих моментом, руководи-
мых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе
предметность, необходимость, всеобщую закономер-
ность и логику. В наиболее естественном и чистом виде
эта форма жизни воплощается в профессиональных
ученых, которые, как правило, приходят к постановке
своих жизненных задач в результате свободного инте-
реса. Но предварительные ступени такого рода духов-
ной организации встречаются и независимо от профес-
сиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо
отчетливее выступают структурные особенности типа,
чем у больших ученых, которые часто являются очень
сложными натурами.

Психология личности. Тексты. М.,
1982. С. 55—56, 58


Φ. де Ларошфуко
МАКСИМЫ И МОРАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

У большинства людей любовь к справедливости —
это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XV/ —
XVIII веков. М., (987. С. 125


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: